Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация организаций (предприятий)
В целях формирования эффективного менеджмента возникает объективная необходимость классификации организаций (предприятий) по тем или иным признакам (таблица 1). Например, организации можно классифицировать: по размерам – микроорганизации, малые, средние, крупные; по форме собственности – государственные, частные и смешанные (кооперативные); по целям – коммерческие и некоммерческие; по форме инвестирования – совместные, иностранные и зарубежные. Согласно законодательству совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Иностранным предприятием является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %. Зарубежное предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране; по организационно-правовым формам. Согласно Гражданскому кодексу в республике необходимо различать следующие правовые формыорганизаций: индивидуальный предприниматель без образования юридического лица; полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие; некоммерческая организация; крестьянское (фермерское) хозяйство [5, 19].
Т а б л и ц а 1. Классификация предприятий
Состав и содержание работ, выполняемых в процессе Создания предприятия
Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов: • возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции (работ, услуг); • изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда; • изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие; • подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.); • подбор соучредителей предприятия (организации); • определение финансовых источников, необходимых для форми-рования уставного капитала (уставного фонда); • разработка учредительных документов и бизнес-плана; • проведение организационных мероприятий по созданию предпри-ятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности; • осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках; • изготовление печатей, штампов; • постановка на учет в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др. Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами. Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от их организационно-правовой формы: устав и учредительный договор. В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться: • наименование юридического лица; • местонахождение; • цели и предмет деятельности; • порядок управления деятельностью; • размер и состав уставного фонда; • порядок образования имущества; • условия и порядок распределения прибыли и убытков; • порядок реорганизации и ликвидации и др. Кроме того, в учредительных документах юридического лица должны быть перечислены виды экономической деятельности, которые будут осуществляться данным субъектом хозяйствования, и соответствующие им коды. Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности представляет собой набор группировок, распределенных по четырем уровням классификации, по которой первые три уровня (разделы, группы, классы), т. е. группировки, имеющие 2-, 3-, 4-значные коды, соответствуют классификации видов экономической деятельности Европейского сообщества, а четвертый уровень (подклассы), т. е. группировки с 5-значными кодами, является национальным уровнем. При этом нижестоящий уровень целиком включается в вышестоящий. Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются. Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия. Основными факторами выбора места расположения предприятия являются: близость его к транспортным магистралям; наличие источника энергии; близость к поставщикам сырья и материалов; близость к заказчикам и потребителям продукции; наличие рыночной инфраструктуры; обеспеченность трудовыми ресурсами; соотношение спроса, предложения и цены на рынках; формы и методы государственного регулирования производственной деятельности (налоги, государственная поддержка); наличие конкурентов, состояние и перспектива развития региона [19]. Государственная регистрация предприятия.Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания юридического лица, а также само юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Регистрация юридических лиц регулируется специальным законодательством. Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями. Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перерегистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др. Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие документы: – заявление о государственной регистрации,оформленное в установленном порядке; – учредительные документы (устав или учредительный договор в двух экземплярах, без нотариального засвидетельствования, его электронную копию; – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, для учредителей, являющихся иностранными организациями; – копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами; – оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины; – оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения. До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов собственник имущества, учредители создаваемой коммерческой организации должны: – согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации; – определить предполагаемое местонахождение организации; – принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор); – сформировать уставный фонд – для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации – при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада – при внесении в уставный фонд неденежного вклада. На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не установлено законодательными актами. Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной: 100 базовым величинам – для закрытых акционерных обществ; 400 базовым величинам – для открытых акционерных обществ. Коммерческие организации самостоятельно определяют размер уставных фондов, за исключением ОАО и ЗАО (согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»). Подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования. К ним относятся: • расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица; • нарушение установленного порядка создания предприятия; • несоответствие учредительных документов требованиям законо-дательства; • непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При принятии решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о нем вносятся в Единый государственный регистр и выдается свидетельство о регистрации. Государственной регистрации подлежат ассоциации (союзы) – объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительские кооперативы, торгово-промышленные па-латы, учреждения, товарищества собственников. Органы, осуществляющие государственную регистрацию организации (предприятия), определены Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования и другими законодательными актами [2]. Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется: Министерством иностранных дел – коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободной экономической зоне (СЭЗ); Национальным банком – банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; Министерством финансов – страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями; администрациями СЭЗ – коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в СЭЗ, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по го-сударственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах [5]. После государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать деятельность путем проведения следующих действий: • в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения; • зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности; • выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установлен-ном порядке и размере уставный фонд; • стать на учет в Фонд социальной защиты населения; • нанять квалифицированный персонал; • заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры; • обеспечить движение денежных средств по расчетному счету в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия; • разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу бухгалтерских документов и отчетности. Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны: • своевременно уплачивать налоги и сборы; • обеспечивать надлежащий учет деятельности; • обеспечивать безубыточную деятельность; • контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда; • вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |