Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация организаций (предприятий)




В целях формирования эффективного менеджмента возникает объективная необходимость классификации организаций (предприятий) по тем или иным признакам (таблица 1).

Например, организации можно классифицировать:

 по размерам – микроорганизации, малые, средние, крупные;

 по форме собственности – государственные, частные и смешанные (кооперативные);

по целям – коммерческие и некоммерческие;

по форме инвестирования – совместные, иностранные и зарубежные. Согласно законодательству совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Иностранным предприятием является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %. Зарубежное предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране;

по организационно-правовым формам. Согласно Гражданскому кодексу в республике необходимо различать следующие правовые формыорганизаций: индивидуальный предприниматель без образования юридического лица; полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие; некоммерческая организация; крестьянское (фермерское) хозяйство [5, 19].

 

Т а б л и ц а 1. Классификация предприятий

 

Классификационный признак Виды предприятий
1 2
Отраслевая принадлежность Сфера материального производства – промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, предприятия связи. Сфера нематериального производства – предприятия торговли, банки, учреждения культуры и т. д.
Форма собственности Государственные (в республиканской собственности; в коммунальной собственности) Частные
Организационно-правовая форма Предприятия-товарищества – полные, коммандитные Предприятия-общества – ОАО, ЗАО, ООО, ОДО Унитарныепредприятия   Производственный кооператив Некоммерческие организации (потребительский кооператив, общественные организации, религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциация, союз)
Цель деятельности Коммерческие, некоммерческие
Степень концентрации (размер) Крупные, средние, малые
Участие иностранного капитала Совместные Иностранные
Вид деятельности Предприятия материального производства (добывающие, перерабатывающие, транспортные, торговые, складские и др. Предприятия сферы услуг – банки, страховые компании, предприятия пассажирского транспорта, консалтинговые фирмы, учреждения здравоохранения, учреждения образования, предприятия организации досуга и др.
Количество видов (структура) производимой продукции Многопрофильные (универсальные) Специализированные Комбинированные (смешанные) Узкоспециализированные (производящие ограниченное число товаров)
Характер продукции Товар (материальное изделие), работа (ремонт помещений      и т. п.), услуга (предприятия по предоставлению: социальных

О к о н ч а н и е т а б л.1

 

1 2
  услуг (медицина, образование, культура и т. д.), бытовых услуг (общественное питание, отдых, туризм и т. д.), финансовых услуг (банки, финансовые и лизинговые, страховые компании и т. д.); услуг по логистике (предприятия торговли, транспорта, информации и т. д.); консультативных услуг (рекламные, консалтинговые фирмы), послепродажного обслуживания и ремонта
Доминирующий фактор осуществления деятельности Трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, капиталоемкие, наукоемкие и т. д.

Состав и содержание работ, выполняемых в процессе

Создания предприятия

 

Создание предприятия основывается на определенных законо­дательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

• возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции (работ, услуг);

• изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

• изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

• подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

• подбор соучредителей предприятия (организации);

• определение финансовых источников, необходимых для форми-рования уставного капитала (уставного фонда);

• разработка учредительных документов и бизнес-плана;

• проведение организационных мероприятий по созданию предпри-ятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

• осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;

• изготовление печатей, штампов;

• постановка на учет в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.

Разработка учредительных документов является определяю­щим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от их организаци­онно-правовой формы: устав и учредительный договор.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:

• наименование юридического лица;

• местонахождение;

• цели и предмет деятельности;

• порядок управления деятельностью;

• размер и состав уставного фонда;

• порядок образования имущества;

• условия и порядок распределения прибыли и убытков;

• порядок реорганизации и ликвидации и др.

Кроме того, в учредительных документах юридического лица должны быть перечислены виды экономической деятельности, ко­торые будут осуществляться данным субъектом хозяйствования, и соответствующие им коды.

Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности представляет собой набор группировок, распределенных по четырем уровням классификации, по которой первые три уровня (разделы, группы, классы), т. е. группировки, имеющие 2-, 3-, 4-значные коды, соответствуют классификации видов экономической деятельности Европейского сообщества, а четвертый уровень (подклассы), т. е. группировки с 5-значными кодами, является национальным уровнем. При этом нижестоящий уровень целиком включается в вышестоящий.

Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

Основными факторами выбора места расположения пред­приятия являются: близость его к транспортным магистралям; наличие источника энергии; близость к поставщикам сырья и материалов; близость к заказчикам и потребителям продукции; наличие рыночной инфраструктуры; обеспеченность трудовыми ресурсами; соотношение спроса, предложения и цены на рынках; формы и методы государственного регулирования производственной деятельности (налоги, государственная поддержка); наличие конкурентов, состояние и перспектива развития региона [19].

Государственная регистрация предприятия.Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания юридического лица, а также само юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Регистрация юридических лиц регулируется специальным законодательством.

Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действую­щих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на осно­вании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенци­ей осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перерегистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммер­ческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие документы:

заявление о государственной регистрации,оформленное в установленном порядке;

учредительные документы (устав или учредительный договор в двух экземплярах, без нотариального засвидетельствования, его электронную копию;

легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, для учредителей, являющихся иностранными организациями;

копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов собственник имущества, учредители создаваемой коммерческой организации должны:

– согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;

– определить предполагаемое местонахождение организации;

– принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор);

– сформировать уставный фонд – для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации – при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада – при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не установлено законодательными актами.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам – для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам – для открытых акционерных обществ.

Коммерческие организации самостоятельно определяют размер уставных фондов, за исключением ОАО и ЗАО (согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).

Подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования. К ним относятся:

• расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица;

• нарушение установленного порядка создания предприятия;

• несоответствие учредительных документов требованиям законо-дательства;

• непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

При принятии решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о нем вносятся в Единый государственный регистр и выдается свидетельство о регистрации.

Государственной регистрации подлежат ассоциации (союзы) – объ­единения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объеди­нения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпри­нимателей, потребительские кооперативы, торгово-промышленные па-латы, учреждения, товарищества собственников.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию организа­ции (предприятия), определены Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйст­вования и другими законодательными актами [2].

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется:

Министерством иностранных дел – коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с ино­странными инвестициями в свободной экономической зоне (СЭЗ);

Национальным банком – банков и небанковских кредитно-фи­нансовых организаций;

Министерством финансов – страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

администрациями СЭЗ – коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, неком­мерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в СЭЗ, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых и страхо­вых организаций.

Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по го-сударственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах [5].

После государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать деятельность путем проведения следующих действий:

• в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;

• зарегистрироваться в органах статистики с присвоением ко­дов видов деятельности;

• выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установлен-ном порядке и размере уставный фонд;

• стать на учет в Фонд социальной защиты населения;

• нанять квалифицированный персонал;

• заключить договоры аренды административных и производ­ственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;

• обеспечить движение денежных средств по расчетному сче­ту в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия;

• разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу бухгалтерских документов и отчетности.

Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны:

• своевременно уплачивать налоги и сборы;

• обеспечивать надлежащий учет деятельности;

• обеспечивать безубыточную деятельность;

• контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда;

• вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...