Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сложность естественных условных рефлексов объясняется тем, что на организм воздействуют не отдельные стимулы, а целые комплексы, вся «сцена ситуации», «текстура обстановки».




Сложные условные рефлексы:

-  ситуационные условные рефлексы, связанные с определенной экспериментальной ситуацией.

- рефлекс на обстановку, когда животное ассоцирует определенную обстановку с положительным или отрицательным эмоциональным переживанием.

- экстраполяционный рефлекс– относится к одному из сложных явлений высшей нервной деятельности животных, описанный Л.В. Крушинским(в 1960 г.). Суть его заключается в том, что животное способно улавливать и предвидеть благоприятные и неблагоприятные обстоятельства. Л.В. Крушинский рассматривает экстраполяционный рефлекс как «унитарную единицу» поведения, как один из критериев рассудочной деятельности животных.

Сложное приспособительное поведение животных строится из трех основных компонентов высшей нервной деятельности (по концепции Л.В. Крушинского):

-инстинктов -побуждают животное к выполнению биологически целесообразных действий в ответ на строго специфические раздражители.

- условных рефлексов -обучаемость представляет собой универсальный механизм адаптации, позволяющий приспосабливаться к меняющимся условиям среды (необходимым условием обучения является повторяемость событий).

- рассудочной деятельности - определяется как способность в новой ситуации эмпирически улавливать законы окружающей среды. Организм сразу строит программу адаптивного поведения в новых, внезапно сложившихся ситуациях. Оганизм способен произвести активный выбор наиболее адекватной тактики поведения в новой обстановке. Этот уникальный способ приспособления к средевозможен только у животных с хорошо развитой нервной системой.

Сложные формы поведения составляет интеграция различных видов нервной деятельности, т. е. кроме двух основных — врожденной и приобретенной — может быть третья в форме самых разнообразных их комбинаций.

· Таким образом, сложные условные рефлексы — временная связь между индифферентными стимулами, рефлексы высшего порядка, экстраполяционный рефлекс, рефлекс «на обстановку» и т. п. — есть частные случаи физиологического механизма «переноса опыта», «предвидения будущего события», «озарения» и иных подобных явлений высшей нервной деятельности животных. Предвидение наступления элементарных событий будущего заложено в самой характеристике условного рефлекса. Ведь условный рефлекс и есть следствие того, что животное по сигналам предусматривает будущее.

Рефлексы, замыкающиеся после одного сочетания, ряд исследователей выделяют в особую разновидность высшей нервной деятельности, представляя их «одномоментной» формой

Образная память (психонервная деятельность) -у всех позвоночных животных и человека имеется особая форма деятельности мозга. Суть психонервной деятельности состоит в том, что у животных возникает определенный образ при однократном восприятии конкретных явлений окружающей действительности (пищи, врага и т. д.), т. е. всех тех объектов внешней среды, которые имеют какую-либо связь с биологически важным состоянием животного (кормлением, самозащитой или размножением). Такой тип поведения включает информационный (образ) и мотивационно-эмоциональный компоненты. Целостные «представления» о среде животным приобретаются при его первом же попадании в данную среду, в процессе ее активного ориентировочно-исследовательского освоения. Что касается условных рефлексов, вырабатываемых по мере повторных сочетаний, то они, по мнению И.С. Бериташвили, образуются на основе автоматизированного образного поведения. Таким образом, поведение психонервного типа направляется образами («представлениями») внешних объектов.Однако основатель гештальтпсихологии В. Кёлер и его последователи считают гештальт (образ) такой формой деятельности мозга, которая не является результатом накопления организмом индивидуального опыта, а существует в мозгу «заранее». При этом в процессе осуществления, сложного поведения новые трудные задачи решаются организмом благодаря врожденному инсайту, т. е. внезапному внутреннему озарению, а не путем использования ранее приобретенных навыков или выработки новых в соответствии с новыми обстоятельствами.

Подражание и подражательные (имитационные) условные рефлексы. Проблема подражания имеет особый научный интерес в связи с попытками установить закономерности интеллектуального развития ребенка, становления у него речевой функции. Сам факт формирования речи у ребенка, быстрота, «моментальность», с которой усваиваются им названия слов, И.М. Сеченов рассматривал как инстинктивное стремление ребенка подражать. Явление подражания широко распространено у позвоночных животных. По мнению И.П. Павловапри помощи подражательного рефлекса у всех складывается сложное индивидуальное и социальное поведение.Явление подражания в наиболее простой форме проявляется у стайных и стадных животных в виде рефлекса следования. При этом нередко рефлекс следования резко выражен и носит характер «слепой» реакции, возникающей даже при неадекватных условиях (пример, следование утенка за первым увиденным объектом вместо мамы-утки). Подражательные рефлексы вырабатываются как на базе безусловного рефлекса, так и без обычного подкрепления.Подражательные условные рефлексы могут быть достаточно сложными.Обязательным условием выработки подражания у обезьян является зрительное восприятие не только последовательности определенных моторных действий «демонстратора», но и результатов этих действий.Предполагают, что механизмы подражательного поведения связаны с механизмом образной памяти.Доказано, что шимпанзе в возрасте 2-2,5 лет достигают пика подражания.

Импринтинг (запечатление) - форма «одномоментного» обучения - процесс необратимого следообразования в нервной системе.Запечатление стимула происходит на определенной стадии развития организма («сенситивный» или «критический» период).Связь с жизненно важным сигналом среды, возникшая в сенситивный (чувствительный) период, сохраняется в памяти на всю жизнь. Способность к импринтированию обычно возникает сразу после рождения, быстро увеличивается и затем постепенно снижается. Продолжительность сенситивного периода значительно отличается у разных видов животных. Внутреннее состояние и окружающая среда, представляющие возможность возникновения стресса, являются факторами, ограничивающими чувствительный период запечатления. Импринтинг рассматривается как особая форма обучения, где пусковым стимулом является движущийся объект, а подкреплением — сама двигательная реакция. Существует гипотеза, что импринтинг является ассоциацией, где пару раздражителей составляют слабое беспокойство (внутренний стимул) и движущийся объект (внешний стимул). Импринтинг рассматривается как своеобразный натуральный условный рефлекс, где сигналом являются параметры импринтируемого объекта, а подкреплением — состояние беспокойства (своеобразная аппетенция, свойственная организму на самых ранних этапах формирования индивидуальных элементов поведения). По И.С. Бериташвили, импринтинг — это пример долговременной образной памяти, возникающей без какого-либо подкрепления после одноразового воздействия раздражителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...