Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция драйва и драйв-рефлексы




В развитии теоретических основ организации поведения значительную роль сыграла концепция «драйва и драйв-рефлекс» польского физиолога и психолога Ю. Конорского.

Драйвовые рефлексы— это состояние мотивационного возбуждения, которое возникает при активации «центра драйва» (например, голодовое возбуждение).

Драйв — это голод, жажда, ярость, страх и т. д. Особенностью драйвов является общая мобилизация двигательной активности. Драйв, побуждение инициируют подготовительные, поисковые фазы поведения и характеризуется определенным поведением. Драйв голода инициирует пищедобывательную реакцию, проявляющуюся в двигательном беспокойстве и активации сенсорных систем. Драйв страха обусловливает подготовительный оборонительный рефлекс и может выражаться либо в замирании, либо в избегании данной ситуации; ярость выражается в наступательном рефлексе и т.д.

Антидрайв (антипод драйвапо Ю. Конорскому) —состояние организма, которое наступает после удовлетворения потребности,после выполнения драйв-рефлекса. Особенностью антидрайвов — моторная демобилизация организма и успокоение.

Сильный драйв-рефлекс (доминирующая мотивация) «угнетает» все остальные, но после выполнения (удовлетворения) данного драйва начинает действовать антидрайв, при этом возможно облегчение активации и проявление других драйвов (мотиваций).

По теории Ю.Конорского, деятельность мозга и все рефлекторные процессы делится на:

1) подготовительные (побуждающие, драйвовые, мотивационные) -подготовительная деятельность связана с менее специфическими реакциями и в большей степени контролируется внутренними потребностями организма. Она анатомически и функционально отличается от системы, ответственной за восприятие и познавательную деятельность, обучение, и названа Ю. Конорским эмотивной, или мотивационной системой.Эмотивная система действует через систему мозговых образований, включающую ретикулярную формацию, неспецифические ядра таламуса и лимбический комплекс.Подготовительная деятельность, продукт эмотивной системы, проявляется в тонических процессах, которые могут длиться и после прекращения воздействия раздражителя;

2) исполнительные (консуматорные, завершающие, подкрепляющие) -исполнительная деятельность связана с множеством специфических реакций на множество специфических раздражителей, поэтому эта деятельность обеспечивается познавательной или гностической системой, включающей в себя систему распознавания стимулов.Познавательная система действует через специфический отдел центральной нервной системы(специфические ядра таламуса и проекционные зоны неокортекса). Исполнительный вид деятельности, связанный с познавательной системой, проявляется в фазных (быстрых) реакциях в ответ на воздействие раздражителя.Исполнительные рефлексы связаны с определенным безусловным раздражителем, на который был направлен поиск.

Между исполнительной и подготовительной деятельностью имеются врожденные связи. Некоторые виды исполнительной деятельности избирательно активируют или подавляют некоторые драйвовые рефлексы (или мотивационные) и эмоциональные состояния организма. В то же время каждый драйв активирует определенные системы исполнительной деятельности.

По Ю. Конорскому, нервные процессы, контролирующие подготовительную деятельность, побуждающие и направляющие организм к осуществлению целостного поведенческого акта и осуществляющие контроль готовности организма к его выполнению, — это «драйв», побуждение, мотивация. В основе возникновения побуждения и мотивации лежит актуализированная потребность. Те формы нервной деятельности, которые связаны с этими процессами — это драйв-рефлексы.

В структуре ориентировочно-исследовательского поведения Ю. Конорский выделяет:

- ориентировочный рефлекс на новизну раздражителя (драйв новизны), включающий реакцию нацеливания органов чувств на новый стимул;

- подготовительный исследовательский рефлекс, инициируемый потребностью организма в новых стимулах, драйвом сенсорного голода.

В реализации оборонительных безусловных рефлексов значительную роль играет состояние страха. Драйв страха выполняет функцию снижения порогов к внешним стимулам и создает генерализованное возбуждение в широком комплексе мозговых образований, что проявляется в комплексе психосоматических реакций.

Биологическая защитная роль страха в сохранении жизни индивида диктует два способа избегания опасности, две тактики обороны:

 - активную - при активном оборонительном рефлексе у животного мобилизуются все силы для того, чтобы как можно быстрее покинуть опасную зону.

- пассивную - пассивный способ защиты — это сохранение состояния неподвижности, чтобы остаться незаметным для хищника или чтобы своими реакциями не вызвать у него агрессивной реакции.

В интеграцию оборонительного поведения вовлекается большой комплекс активирующих и тормозных мозговых структур. Предполагается, что выбор активных или пассивных реакций зависит от реципрокных отношений в динамической системе запуска безусловного оборонительного рефлекса.

Субъективные переживания, по Конорскому, возникающие в связи с определенными видами драйвов и антидрайвов, рассматриваются как эмоции. Эмоции, как и мотивации, отражая отношения между восприятием и действием, связаны с механизмами контроля эффективности поведения, его конечной целью, вследствие чего они возникают как результат взаимодействия рефлексов или как минимум двух рефлексов.

Из вышеизложенного следует, что сложнейшие безусловные рефлексы — это врожденный целостный поведенческий акт, системное морфофизиологическое образование, включающее в себя побуждающие и подкрепляющие компоненты (подготовительные и исполнительные рефлексы). Инстинктивное поведение реализуется внешними и внутренними детерминантами путем «оценки» соотношений между значимыми компонентами среды и внутренним состоянием организма, определяемым актуализированной потребностью.

ОБУЧЕНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...