Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В результате освоения дисциплины обучающийся должен




Деловая игра

 

«Повышение эффективности деятельности предприятия»

 

 

Учебное пособие

 

Воронеж 2017

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный

Технический университет»

 

 

И.П. Стрижанов О.О. Шендрикова

 

 


Деловая игра

«Повышение эффективности деятельности предприятия»

 

Утверждено учебно-методическим советом

университета в качестве учебного пособия

 

Воронеж 2017

 
 


УДК 331 (075.8)

ББК 65.9 (2) 29я7

К_78

 

Деловая игра «Повышение эффективности деятельности предприятия»: Учеб.пособие. И.А. Стрижанов, О.О. ШендриковаВоронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный технический университет, 2017. 107с.

 

В учебно-методическом пособии излагается описание игровой обстановки, определяются конкретные задачи, которые должны решить студенты по ключевым направлениям повышения эффективности деятельности предприятия.

Издание предназначено для студентов специальности «Экономическая безопасность», изучающих дисциплину «Деловая игра «Повышение эффективности деятельности предприятия».

 

Табл. . Ил. . Библиогр.: 9 назв.

 

Рецензенты:

 

©Стрижанов И.А,Шендрикова О.О. 2017

© Оформление. Воронежский

государственный технический

университет, 2017


Введение

Деловая игра «Повышение эффективности деятельности предприятия» проводится в соответствии с учебным планом специальности «Экономическая безопасность». Игра предназначена для интеграции знаний, умений и навыков студентов четвёртого курса, обучающихся на кафедре Экономики и управления на предприятии машиностроения Воронежского государственного технического университета.

Деловая игра имитирует условия функционирования предприятия при современных изменениях, происходящих во внешней среде. Трудности, которые переживает предприятие, побуждают его руководителей искать возможности повышения эффективности основной производственной деятельности по выпуску конкурентоспособной продукции.

При изучении дисциплины «Деловая игра «Повышение эффективности деятельности предприятия» студенты получают следующие профессиональные компетенции вузовской части образовательных программ в соответствии с профилями обучения.

Таблица 1

Компетенции, получаемые студентами при изучении

Дисциплины

 

Код и наименование компетенции

ПК-39 способность составлять прогнозы динамики основных экономических и социально-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов
ПК-46 способность принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов

 




В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1 Знать:
3.1.1 производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
3.1.2 - методику проведения экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов;
3.1.3 - методы исчисления основных статистических характеристик, прогнозирование на основе статистических данных;
3.2. Уметь:
3.2.1 - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
3.2.2 - рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов;
3.2.3 - анализировать динамику макро- и микроэкономических показателей, использовать полученные данные для решения профессиональных задач;
3.2.4 - анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную учетную и отчетную информацию экономических субъектов с целью оценки эффективности их функционирования и принятия управленческих решений;
3.2.3 - проводить специальные статистические наблюдения;
3.3 Владеть:
3.3.1 - навыками прогнозирования развития хозяйственных процессов;
3.3.2 - навыками и правилами расчета основных экономических параметров деятельности предприятия, организации, учреждения;
3.3.3 - методами оценки эффективности работы предприятия, организации, учреждения;

 

Задачей участников деловой игры является выполнение анализа сложившейся ситуации и разработка долгосрочной программы повышения эффективности деятельности предприятия.

В учебном пособии приводится описание игровой обстановки, дается характеристика задач, подлежащих решению по каждому разделу игры, излагаются направления совершенствования, которые должны обсудить и обосновать студенты в этих разделах.

Игра продолжается в течение 12 недель 8-го семестра в соответствии с учебным планом обучения студентов специальности «Экономическая безопасность»

.

 

Программа повышения эффективности работы предприятия должна включать в себя следующие ключевые направления.

1. Разработка маркетингового комплекса по выпускаемой и новой продукции предприятия.

Проведение маркетинговых исследования, анализ сетей сбыта продукции, оценка конкурентоспособности продукции, прогнозирование спроса и прогнозирование возможных объемов производства продукции, разработка мер по совершенствованию снабженческо-сбытовой деятельности и предложений по развитию службы маркетинга.

2. Выработка стратегии развития предприятия.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия по основным направлениям деятельности и стратегических позиций предприятия, выбор стратегии предприятия на рынке, формирование стратегии развития предприятия.

3. Повышение эффективности производственной деятельности.

Анализ результатов производственной деятельности: ритмичности, использования оборудования, трудовых ресурсов, уровень качества продукции. Выявление резервов повышения эффективности производства, внедрения прогрессивных технологий и форм организации производства. Выбор форм и методов организации производственных процессов, совершенствования структуры, оборудования, работа по ускоренной смене объектов производства, предложения по снижению издержек производства и повышению производительности труда.

4. Совершенствование организации труда и управления персоналом на предприятии.

Анализ кадрового состава работающих по критериям оценки персонала и его готовности к переменам. Разработка систем мотивации, развития персонала. Анализ существующей формы организации труда и разработка новой. Разработка мероприятий по реализации современных концепций управления персоналом.

5. Совершенствование системы управления предприятием.

Анализ структуры системы управления, соответствия системы управления требованию внешней среды и условиям производства, разработка предложений по совершенствованию системы управления, исходя из выбранной стратегии развития предприятия.

6. Совершенствование финансовой политики предприятия.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия, структуры и динамики кредиторской задолженности; выработка учетной, налоговой и кредитной политики; разработка предложений по совершенствованию системы управления финансами в т.ч. планирование финансовых показателей предприятия, управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью. Проведение реструктуризации активов предприятия.

7. Привлечение инвестиционных ресурсов и выработка инвестиционной политики.

Анализ продукции в целях обоснования инвестиционной политики, политики предприятия по использованию накоплений, оценка коммерческой и бюджетной эффективности инвестиционных проектов. Разработка инвестиционной политики предприятия.

8. Анализ эффективности организационно-технических мероприятий по обеспечению режимности и экономической безопасности

Все студенты учебных групп разбиваются на определенное количество команд, каждая из которых самостоятельно проводит деловую игру.

При участии преподавателяучастники деловой игры распределяют роли между членами команды.

Роли в команде распределяются следующим образом:

Руководитель команды по повышению эффективности деятельности предприятия.

Члены команды:

Консультант по технологиям и инновационному развитию;

Консультант по организации и управлению производством;

Консультант по бухгалтерскому учёту;

Консультант по финансам предприятия;

Консультант по маркетингу и сбыту;

Консультант по управлению персоналом;

Консультант по стратегическому управлению;

Консультант по менеджменту и организационному развитию;

Консультант по инвестиционному проектированию.

Специалист по обеспечению режимности/ консультант по обеспечению экономической безопасности.

Каждый член команды, кроме руководителя, может иметь 1-2 заместителей (специалистов) в зависимости от численности студентов в группе и трудоёмкости соответствующих разделов игры.

Игра ведется двумя частями, в ходе которых студентами должны быть решены две задачи:

Первая – выполнить анализ состояния дел на предприятии по каждому направлению.

Вторая – разработка плана повышения эффективности деятельности предприятия и мероприятий по его реализации.

Игра предусматривает индивидуальную работу каждого студента по закрепленному за ним разделу, коллективное обсуждение и принятие решений по каждому разделу игры.

Студенческие команды по итогам проведения деловой игры представляют краткие отчеты, в которых выделяются все разделы и по каждому указывается исполнитель. Всей работой по составлению отчета руководит студент, исполняющий роль руководителя команды по повышению эффективности деятельности предприятия.

По результатам оценки представленного раздела отчета и его защиты перед аттестационной комиссией каждому студенту выставляется индивидуальная отметка.

Предусматривается следующее закрепление работ по подготовке разделов игры и представления отчетов:

Руководитель команды по повышению эффективности деятельности предприятия– общее руководство разработкой программы повышения эффективности деятельности предприятия и реформирование системы управления предприятием.

Консультант по технологиям и инновационному развитию – совершенствование инновационной деятельности, развития технологии, освоение новой продукции, совершенствование парка оборудования, повышение качества продукции.

Консультант по организации и управлению производством – совершенствование производственной деятельности, разработка производственной стратегии, проектирование нового производства.

Консультант по экономике и бухгалтерскому учёту – разработка учётной политики, анализ себестоимости выпускаемой продукции.

Консультант по финансам предприятия – разработка стратегии финансовой деятельности предприятия.

Консультант по маркетингу и сбыту – разработка маркетингового комплекса и совершенствование маркетинговой деятельности.

Консультант по управлению персоналом – реформирование системы управления персоналом.

Консультант по стратегическому управлению – выработка стратегии развития предприятия.

Консультант по менеджменту - разработка и обоснование предложений по совершенствованию системы управления.

Консультант по инвестиционному проектированию – разработка предложений по привлечению инвестиционных ресурсов и формирование инвестиционной политики.

Консультант по обеспечению режимности/ консультант по обеспечению экономической безопасности – разработка системы обеспечения экономической безопасности на предприятии, разработка мер по обеспечению конфиденциальности информации на предприятии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...