Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этюд 7. Обучение навыкам анализа конфликтных ситуаций




«Конструктивное разрешение конфликтов» — традиционная и действительно очень важная рубрика любого тренинга общения. Как учиться разрешать конфликты? Естественно, только решая их. И вот здесь часто возникает методическая трудность. Конфликты, предлагаемые участникам тренинга для работы, должны быть не надуманными. В противном случае им будет трудно и даже невозможно эмоционально включиться в ситуацию. А конфликта без эмоций не бывает. В то же время не рекомендуется начинать с разыгрывания реальных проблем участников: умений и опыта им может не хватить, а поражение будет очень болезненным. Как быть? Конфликтологи —

496

народ веселый и находчивый. Они давно приноровились разыгрывать в качестве ярких показательных проблемных ситуаций сказки.

Приводимая ниже техника используется на начальных этапах знакомства с социально-психологическими конфликтами. Это может быть первый практический опыт анализа конфликтной ситуации. К моменту ее проведения участники должны хотя бы на теоретическом уровне владеть алгоритмом анализа социально-психологического конфликта. Например, в следующем варианте:

• Участники (стороны) конфликта: кто конфликтует?

• Объект притязаний сторон: из-за чего конфликтуют?

• Декларируемые цели сторон (внешняя позиция): как объясняют оппоненту, окружающим людям и часто самим себе причины вступления в конфликтные отношения?

• Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция): какая мотивация, какие личностные смыслы на самом деле стоят за участием в конфликте?

• Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений: появились новые участники? возникли конфликты в лагерях бывших единомышленников? изменились формулировки внешней позиции? произошло переструктурирование ценностей и смыслов? средство стало целью? изменился сам объект конфликта?

• Выбранный способ разрешения конфликта: чем все закончилось?

• Оценка выбранного способа разрешения каждой из сторон: что думают и чувствуют по этому поводу сами участники?

Далее группа получает следующую инструкцию (она произносится ведущим строгим, официальным голосом): «Сейчас вам будет предложена для рассмотрения и анализа серьезная конфликтная ситуация. В ней задействовано множество персон, события развиваются воистину драматически, последствия разнообразны и неоднозначны. Ваша задача — проанализировать конфликт, оценить эффективность, приемлемость выбранного способа решения с точки зрения различных участников. Прошу слушать внимательно, по ходу

497

изложения сути конфликта меня не перебивать, по ходу фиксировать всю необходимую информацию». После этого ведущий, не меняя тона, деловито и серьезно зачитывает участникам поэтическую драму К. И. Чуковского «Федорино горе».

Перед вами объективная (в том смысле, что она содержит реальное противоречие интересов) конфликтная ситуация. Все элементы налицо: стороны (кстати, сколько у вас получилось?), имеющие внутреннюю ценностную и внешнюю декларативную позицию; объект (отношение к чистоте и порядку); инцидент (то есть эпизод отношений, в котором впервые или особенно ярко проявилось противоречие интересов); конфликтные действия участников, направленные друг на друга и разрешение ситуации; группы поддержки определенных участников. Наконец, произведение излагает драматические перипетии конфликтных отношений: разброд и разногласия внутри изначально сформировавшихся сторон, смена внутренних позиций, прояснение опасений, манипулятивные и сотрудничающие шаги участников и т. д. Есть и предложенный автором итог конфликта. При всем уважении к Корнею Ивановичу, итог этот не безупречен и доступен обоснованной конфликтологической критике.

Есть несколько вариантов организации работы группы над задачей. Первый вариант — совместное составление схемы конфликта в процессе групповой дискуссии. Другой, игровой вариант: сначала группа вместе выявляет основные стороны конфликта, а затем все делятся на команды. Каждая такая команда представляет интересы одной из сторон и ее глазами пытается оценить суть происходящего и приемлемость найденного варианта решения. Наконец, большую тренинговую группу можно разделить на несколько равноценных; причем каждая будет разрабатывать свою схему данного конфликта.

Каждый вариант имеет свои обучающие преимущества. Коллективная дискуссия несколько обедняет фантазию, приводя ее к общему знаменателю, но зато способствует групповому сплочению, развивает навыки конструктивного общения в группе. Проживание

498

конфликта от лица одного из участников приводит к удивительным, часто непредсказуемым реакциям на существующий «официальный» финал сказки. Скажем, могут очень обидеться тараканы, которых «подставила» предательница Федора. Они чувствуют себя козлами отпущения, жертвами в данном варианте решения. По сути дела, согласитесь, они единственные по-настоящему пострадали, хотя именно по приглашению Федоры поселились в этом замызганном и грязном доме. Совершенно новыми красками может расцветиться фигура курицы-подстрекательницы. Если вспомнить классификацию типов манипуляторов Э. Шострома, она явно относится к самому опасному из них — славному парню. Такой манипулятор своим сочувствием подталкивает человека к принятию необдуманных решений. Посуда, объединившаяся поначалу в одну конфликтную сторону, в процессе обсуждения своих позиций может почувствовать, что вместе ей тесно, что утюг стаканам не товарищ.

Действительно, причины ухода из дома различных представителей кухонной утвари совершенно различны. Кто-то уходит в позицию ребенка, а кто-то, из воспитательных целей, в позицию родителя. Кто-то действительно пострадал, другой ушел из солидарности, а кое-кто и по глупости. Наконец, деление на самостоятельные творческие группы позволяет участникам увидеть многогранность любого конфликта. Вряд ли хотя бы у двух групп во всем совпадут трактовки происходящих событий, их психологической подоплеки. По одной версии итог конфликта предстанет как конструктивное решение объективного противоречия через смену участниками внутренней позиции: Федора стала опрятнее, посуда отзывчивее, эмпатичнее. По другой версии может получиться полное отсутствие какого-либо сотрудничества: чистое подавление посудой Федоры. А может всплыть и совсем уже феерическая версия о самоваре как тайном властолюбце, который мастерски разыграл конфликтную партию, поставив на карту жизни своих посудных соплеменников, и добился своей цели. В общем, самовар как гений манипуляции.

499

Конечно, реальный конфликт лучше определен и позволяет использовать более конкретные трактовки, но для начала конфликтологической работы как нельзя лучше подходят такие невероятные ситуации, дающие веер взглядов, подходов, оценок. Упражнение закаляет участников и, что не менее важно, несколько снижает уровень той предельной серьезности, с которой большинство людей подходит к проблеме конфликтов. Именно в работе с противоречивыми межличностными отношениями не повредит некоторая доля самоиронии и психологической легкости.

Кстати, «Федорино горе» — не единственная конфликтологическая драма в мировой детской и взрослой литературе. Однако, не стоит замахиваться на «Войну и мир». Лучше ограничиться безобидным, образным и одновременно очень глубоким миром сказок, басен и мифов. Дерзайте!










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 615.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...