Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение и возможности теста




Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 30-е гг. он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии — антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе. Некоторые словосочетания в тексте выделены курсивом не случайно. Дело в том, что метод, созданный в свое время Морено в рамках определенной теоретической концепции и «на потребу» практики того времени, постепенно отпочковался и от создавшей его теории, и от самой породившей его практики. Какие последствия в результате мы имеем? Потеря теоретических ориентиров привела к чрезвычайно широкому толкованию возможностей социометрии. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое. Самое распространенное использование социометрии — для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния (чем и является по своей сути лидерство). Социометрия создана для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений,

515

и какое изощренное применение ни нашел бы для нее конкретный психолог, она будет измерять только это. И если провести ее грамотно и творчески, она сделает свое дело блестяще. Это то, что касается изначальной теоретической ориентации теста и его реальных возможностей.

Другое замечание относится к его практическому применению. Для многих сегодняшних школьных психологов утверждение о том, что социометрия — удобный для практического использования метод, звучит как издевательство. Действительно, после того как вся тягостная обработка закончена: социоматрица, социограммы положительных и отрицательных связей, личные социограммы, социометрические индексы, — очень часто появляется ощущение, что полученная информация не стоит вложенного в нее труда. А между тем метод был создан крупным практиком, ценившим личное и рабочее время и понимавшим реальное место психодиагностики в системе профессиональной деятельности. Метод изначально был прост, информативен и имел непосредственный коррекционный смысл. Однако в дальнейшем он стал обрастать различными исследовательскими изысками. Особенно много их было придумано именно в отечественной социальной психологии и педагогике, где теория и исследование всегда ценились чрезвычайно высоко.

Разрабатывая собственный практически ориентированный вариант проведения, обработки и анализа данных социометрии, мы исходили из двух основных принципов: быть тактичными к методу и не злоупотреблять его возможностями, быть проще и думать о главном. Результаты представлены вашему вниманию.

Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус — это позиция человека в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется

516

социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, значительна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах членов группы. Ее изучение, формирование и коррекция — одна из главных задач психолога. Особенно важно психологу знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.

1. Система социометрических статусов членов группы

2. Взаимность социометрических выборов

3. Система отвержений в группе

4. Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотношения

Подробно эти параметры описаны в 1-й части книги.

Информацию обо всех этих особенностях эмоциональной структуры взаимоотношений школьников может дать социометрия в том случае, если она правильно спланирована, грамотно обработана и тщательно проанализирована. Об этом и поговорим.

Социометрия как метод: планирование и проведение

Данный метод базируется на гипотетическом эмоциональном выборе, который в рамках заданного критерия осуществляется всеми членами группы. То есть группе (каждому ее члену отдельно) предлагается представить себе некоторую ситуацию, достаточно эмоционально напряженную, и на бумаге условно сделать выбор в пользу или против различных членов группы. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые должны быть проработаны психологом на этапе планирования: может ли данная группа осуществлять такой выбор? Какой критерий выбора ей целесообразно предложить? Сколько выборов должен делать каждый член группы и важен ли порядок

517

его выборов для дальнейшего анализа результатов? Рассмотрим эти вопросы подробно.

Прежде всего социометрию целесообразно проводить в группах с четко обозначенными границами. С этой точки зрения школьный класс как малая группа вполне подходит для работы. Хотя другому требованию малой группы — наличие совместных целей и задач — он не соответствует. У школьников нет совместной деятельности в настоящем значении этого слова. Разве что когда они собирают металлолом или работают «на картошке». Учеба — дело индивидуальное, в большинстве школ дети просто учатся рядом, они — соседи по парте. Для формирования настоящей лидерской структуры этот факт часто является непреодолимым препятствием. Не имея опыта совместной деятельности, школьники не имеют и опыта выдвижения из своих рядов лидера. В отличие от лидерской, эмоциональная социометрическая структура все-таки формируется, достигает в ряде случаев достаточной сложности и зрелости и в школьном классе.

Далее возникает проблема критерия, положенного в основу выбора. Это центральный вопрос планирования: в какую гипотетическую ситуацию поставить всех членов данной группы для осуществления выбора, если мы хотим изучить реальные, повседневно проявляющиеся эмоциональные отношения друг с другом? Скажем, правомерно и эффективно ли при изучении отношений, сложившихся в классе, задавать школьникам вопросы типа: кого ты пригласишь на день рождения или с кем бы ты пошел в разведку? В этом случае в качестве критерия выбора мы предлагаем ситуации, выходящие за пределы типичного общения в школе, подключаем множество дополнительных и никак не учитываемых нами психологических факторов.

При формулировании критерия выбора очень важно опираться на два принципа. Первый: критерий должен быть связан с особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. То

518

есть если это школьный класс — со школьной жизнью, взаимодействием на уроке и вне его. Второй: в основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений — вынужденный переход кого-то из ее членов в другую группу, вынужденное изменение самой группы и др. Так, помимо уже предложенного нами критерия (см. список из 5 вопросов социометрического теста), можно успешно использовать и следующий: «Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь?»

Следующий важный вопрос планирования — число выборов: ограничивать или не ограничивать опрашиваемых? Традиционно существуют два ответа на этот вопрос и соответственно два варианта социометрии. Непараметрический вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных с точки зрения их привлекательности в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения в группе. Однако этот вариант имеет много минусов как содержательных, так и организационных. Достаточно велика вероятность того, что будут возникать, наряду с существенными, случайные выборы (шутка ли — проранжировать 25—28 человек!). К тому же если в группе больше 12—14 человек, осуществить процедуру обработки вручную, без применения компьютерных программ, чрезвычайно сложно.

Параметрический вариант социометрии предполагает фиксированное число выборов. Такое ограничение не позволяет раскрыть все многообразие отношений, могут быть выявлены лишь наиболее значимые связи. Однако практическое удобство, «обозримость» технической работы по обработке теста сделало этот вариант наиболее распространенным. При этом считается, что в группе численностью 22—25 человек минимальное число выборов должно составлять 5—6.

519

Последний вопрос — вопрос планирования. Вот один член группы, скажем Иванов, выбрал Петрова в свой новый класс. Имеет ли значение, каким по счету в списке выбранных Ивановым одноклассников идет фамилия Петрова: первой или пятой? Здесь мы опять будем говорить о двух вариантах социометрического теста. В первом ответ будет отрицательным: нет, не имеет, все выборы Иванова одинаковы по значимости. Во втором — порядок будет принципиально важным. В инструкции участникам опроса специально оговаривается этот факт: фамилии выбранных вами одноклассников записывайте в порядке их значимости для вас. Такая процедура по многим соображениям представляется удачной. Однако ранжированные выборы значительно усложняют процесс обработки. Для определения качественного статуса каждого члена группы (популярный, непопулярный, средний) приходится прибегать к весьма заковыристым статистическим процедурам, что совершенно нереально в практической работе. Мы предлагаем в практических целях использовать параметрический вариант социометрии без ранжирования выборов.

С точки зрения процедуры проведения, социометрия очень проста. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилий, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает бланки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии и класса, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что школьники видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

520

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать!

Снизить общую аффективность ситуации не только возможно, но и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты:

√ контакт с группой. Если исследование проводится школьным психологом, имеющим достаточный авторитет у детей, проблем, как правило, не возникает;

√ стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный;

√ мягкое формулирование целей тестирования. Можно разъяснить, что психологической службе школы очень важно знать о том, насколько класс дружный и сплоченный, что на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом, и т. д.

Так как работу необходимо подписать, важно оговорить причины такого требования. Например, психолог может заметить, что иначе исследование теряет смысл, потому что не удастся узнать о том, дружный класс или нет. Правда, психологами придумана одна хитрая процедура, снимающая проблему подписывания или не подписывания опросного листа: кодирование чистых опросных листов. С нашей точки зрения, это недопустимо. Мы считаем, что школьникам обязательно нужно дать право не отвечать на вопросы (но только в крайнем случае, иначе работа всех опять же теряет смысл). Принципиально важно гарантировать неразглашение личных ответов.

521

Надо честно сказать, что результаты будут сообщены всему классу, изложены на психолого-педагогическом консилиуме, но только в обобщенном виде, как информация по классу в целом.

В технической части инструкции необходимо подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует:

√ заполнять свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух;

√ учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать ребятам полные списки класса);

√ избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»;

√ ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

Для психолога, постоянно работающего в школе и знакомого ребятам, текст предварительной беседы (она же устная инструкция) может иметь следующий вид:

«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу

522

пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам дается минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Повторим, так может выглядеть устный текст. Письменная инструкция и бланк для ответов были приведены выше.

Гарантии неразглашения, которые психолог дает школьникам, обязательны для исполнения. Хранить первичные социометрические бланки в принципе нецелесообразно, а сводную таблицу и социограммы нужно тщательно оберегать от посторонних глаз. Опыт показывает, что в случае утечки информации доверие практически невосстановимо, а последствия для класса в целом и особенно для некоторых детей и подростков могут быть просто катастрофическими. Обязательство в отношении обсуждения на классном собрании результатов также необходимо соблюдать. Конечно, если, ссылаясь на объективные обстоятельства, отложить такую встречу на 2—3 месяца, энтузиазм школьников резко уменьшится. Но второй раз приходить в этот класс с подобного рода диагностикой будет уже бесполезно.

По ходу самого опроса нужно следить за тем, чтобы члены группы имели достаточно времени для обдумывания ответов. В это

523

время в комнате нежелательно присутствие учителей или посторонних. При сборе опросных листов еще раз обратите внимание на наличие фамилий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 455.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...