Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Параметры анализа группы в социальной психологии




Традиционно принято выделять две группы параметров, достаточно полно описывающих особенности той или иной малой социальной группы:

• характеризующие группу как целое;

• характеризующие человека как члена группы.

Первая группа параметров принципиально важна. Как подчеркивают Е. Дубовская и Р. Кричевский, «любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений» (49, с. 7). Первым среди параметров этой группы логично назвать тот, который во многих направлениях рассматривается как важнейшее условие самого существования социальной группы. В отечественной психологии он обозначается как психологическое содержание совместной деятельности, а в интеракционизме как шаблон деятельности (131). В целом, это близкие понятия. Под психологическим содержанием совместной деятельности понимается совокупность целей, задач и операций, служащих удовлетворению основных мотивов данной деятельности, а также взаимосвязанных с этими мотивами и способами их удовлетворения социальных ценностей. Все особенности конфигурации, функционирования и развития группы будут зависеть от того, какими психологическими свойствами обладает данная деятельность: какой способ взаимодействия предусматривает, на какие ценности взаимоотношений ориентирует участников и т. д. Шаблон деятельности, по Т. Шибутани, вытекает из центральной задачи совместных действий и способов ее решения. Конечно, существует этот шаблон в индивидуальном поведении

248

членов группы, однако «объединенное действие... представляет собой нечто целое, для которого поведение людей есть только средство» (131, с. 36). Через разные концепции и подходы проходит мысль о том, что совместная целенаправленная активность членов группы разворачивается как минимум в двух направлениях: реализации основной цели группы и поддержания внутренней групповой целостности. Соответственно виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной социальной цели, ради которой группа и была создана, принято обозначать как инструментальные. Деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, решение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные. Это важный момент. Наличие двух основных видов деятельности многое определяет в психологии группы и особенностях группового взаимодействия.

Традиционно принято выделять также следующие параметры группы как целого: композиция группы, групповые структуры и групповые процессы.

Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важных для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, каждый раз определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Скажем, композиционный набор в случае практической задачи решения конфликта, возникшего в рабочем коллективе, один и совершенно другой — при проведении корреляционного исследования в учебных коллективах подростков. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования.

Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некоторую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение,

249

позицию. Принято выделять и изучать вертикальные и горизонтальные групповые структуры.

К вертикальным относятся структуры, которые образуются совокупностью позиций членов группы в системе официальных отношений, развивающихся для достижения инструментальных целей группы. Так, в организованной группе, созданной для достижения определенной цели, можно выделить три уровня вертикальной структуры:

> официальные деловые отношения, они возникают по поводу деятельности и регламентируются штатным расписанием и должностными инструкциями;

> неофициальные деловые отношения; возникают в процессе решения деловых задач и содержательно связаны с данными задачами, но не определяются должностными инструкциями;

> неофициальные эмоциональные отношения; возникают и развиваются на основе эмоциональной симпатии, содержательно и процессуально не связаны с целями совместной деятельности.

Каждый член группы в той или иной степени включен во взаимодействие на всех трех уровнях вертикальной структуры. Банальный пример, иллюстрирующий это положение: член такой организованной группы, занимающий в ней некоторое официальное статусное положение (официальные отношения), при решении сложных деловых вопросов склонен советоваться не с вышестоящим начальником, а со своим коллегой, обладающим прекрасной эрудицией в данной области (неофициальные деловые отношения), а свои личные дела обсуждает с соседом по кабинету, с которым у него сложились доверительные отношения (неофициальные эмоциональные отношения).

Очень многое для понимания группы как системы сложившихся взаимосвязанных отношений дает модель, разработанная А. В. Петровским (79). Графически эта модель представлена на рисунке:

250

В модели существуют три слоя отношений в группе, каждый из которых порождает свои феномены, процессы, и ядро. В качестве ядра рассматривается совместная деятельность, те ее характеристики, которые задают параметры выстраивающихся вокруг нее отношений. Прежде всего — психологическое содержание деятельности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руководства.

Внутренний слой — это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям. Естественно, оно различно по степени принятия этих целей и ценностей. Если одни люди находят в групповой цели значимые личностные смыслы, а другие признают важность и целесообразность их достижения в определенной степени, то третьи могут относиться к ним индифферентно, вынужденно включаясь во взаимодействие, связанное с достижением целей. Средний слой — межличностные отношения членов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы. Во многом эти связи схожи с неофициальными деловыми

251

отношениями. Они строятся на фундаменте отношения каждого участника группы к ее целям и ценностям. Вероятно, что наиболее высокое положение будут занимать те члены группы, которые максимально разделяют нормы и ценности группы, личностно ориентированы на них. Опережая события, скажем, что именно в этом слое отношений формируется лидерская структура.

Наружный слой образуют межличностные отношения членов группы, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении. В иерархии таких связей «на вершине» оказываются те члены группы, по отношению к которым большинство испытывают симпатию, основанную на их личностных качествах. Это слой неофициальных эмоциональных отношений, в котором формируется и функционирует социометрическая структура (о ней речь пойдет дальше).

К данной модели мы неоднократно будем обращаться, анализируя те или иные групповые структуры и процессы.

Горизонтальные структуры определяют положение членов группы в системах отношений, образуемых по различным основаниям. Одновременно в группе существует много подобных структур, так как деятельность группы многомерна и возникающие в ней отношения чрезвычайно разнообразны. Устойчивые отношения постепенно складываются в иерархическую соподчиненную систему позиций членов группы. Такие системы отношений возникают на основе симпатии или антипатии (структура эмоциональных предпочтений), степени психологического влияния (лидерская структура) и движения информации по группе (коммуникативная структура). Данные горизонтальные структуры хорошо изучены в социальной психологии. Ниже мы обратимся к их подробному рассмотрению.

Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать

252

только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения. О них мы тоже будем говорить подробно.

«Как бы ни отличались одна от другой человеческие группы, в любой из них люди, которые преследуют свои собственные цели, вынуждены постоянно принимать в расчет интересы других людей. Какова бы ни была роль человека в любом из этих различных типов совместных действий, он заслуживает внимания исследователя» (131, с. 38) — эта мысль Т. Шибутани имеет непосредственное отношение ко второй группе параметров. Человек в своих жизненных проявлениях, своей духовной и предметной деятельности необыкновенно разнообразен. Какая наука может претендовать на то, чтобы описать человека во всем его многообразии свойств, возможностей, ипостасей? То, на что претендует социальная психология — лишь одна грань жизненного самопроявления человека, но и она невероятно сложна для изучения! Так, в 1932 г. Ф. Бартлет писал: «Великая тайна всякого поведения — это общественное поведение. Я вынужден был им заниматься всю свою жизнь, но не претендовал бы на то, что понимаю его. У меня сложилось впечатление, что я проник насквозь в глубину человеческого существа, однако ни в малейшей степени не осмелился бы утверждать ничего о том, как он поведет себя в группе» (66, с. 37).

Сравним по смыслу три близких словосочетания: «человек в группе», «человек и группа», «человек как член группы». Для социальной психологии первое и третье словосочетания выступают как синонимы: изучать человека в группе — значит рассматривать его как члена группы. «Человек как член группы» — только одна из ипостасей самореализации и самопроявления человека, но весьма важная, в ней современный человек проживает значительную часть своего личного времени. Вот как характеризовал роль группы в жизни человека К. Левин: «Социальный климат, в котором живет ребенок, важен для его развития так же, как воздух, которым он дышит. Группа, к которой он принадлежит, — почва, на которой он будет взрослеть. Его отношение к группе и его статус в ней — наиболее

253

важные факторы, обеспечивающие ощущение безопасности. Неудивительно, что та группа, частью которой является человек, и культура, в которой он живет, в значительной степени детерминируют его поведение и характер... Иными словами, они в значительной степени определяют его личный стиль жизни, а также направление и продуктивность его планов» (53, с. 212). Входя в свою группу, человек раскрывается для других участников взаимодействия и для самого себя с определенной стороны, его поведение, по-прежнему ориентированное на достижение личных целей, обретает некоторые типичные для данной группы черты. Для описания человека как члена группы в социальной психологии используются понятия: групповые ожидания, нормы, санкции, статус и роль.

Система групповых ожиданий — принципиально важное понятие, задающее тон в определении свойств и особенностей поведения человека как члена группы. Однако нелегко найти в литературе его четкое определение. Воспользуемся размышлениями Т. Шибутани над этой проблемой: «...Люди редко бывают изолированы и редко действуют как независимые агенты. ...Даже если человек физически находится один, он часто принимает в расчет то, какой, вероятно, будет реакция других людей, если они узнают, что он делает... Человеческое поведение организуется в ответ на экспектации (ожидания, — М. Б.), которые приписываются другим людям. Система групповых ожиданий — это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации» (123, с. 59).

Чем по сути являются экспектации по поводу ожиданий других: атрибуциями конкретных членов группы, с помощью которых они снимают для себя ситуацию неопределенности, или некоторыми обобщениями, имеющими отношение к реальным мнениям других участников группы? Исследования показывают, что имеющиеся у человека представления о том, чего от него ждут другие члены группы, часто соответствуют действительности. И объясняется это тем, что в основе групповых ожиданий и тех представлений, которые есть

254

по поводу них у отдельных членов группы, лежат групповые нормы. Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Нормы — это некоторый свод законов данной группы, набор правил о том, что нельзя, что можно и что подобает «хорошему» члену группы. О нормах, нормативности и ее влиянии на статус человека в группе — разговор впереди. Сейчас подчеркнем лишь тот факт, что все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с духом и с буквой группового закона — социальных норм. Это обеспечивает группе стабильность существования и внутреннюю поведенческую и ценностную целостность: «веду себя как все, считаю как все». Это же при определенных обстоятельствах ведет к групповому застою, создает трудности на пути развития группы. Однако малая группа, как любой другой самостоятельный субъект целенаправленной активности, обладает механизмами, позволяющими ей преодолевать негативные последствия повышенной нормативности своих членов. И еще один важный момент, связанный с нормами. В большинстве своем они регулируют индивидуальное поведение участников группы на неосознаваемом уровне. Такие нормы и нарабатываются группой стихийно, «по наитию», некритично усваиваются членами группы и действуют дальше автоматически.

Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций. Санкции — это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы. Они носят индивидуально-групповой характер, во многом зависят от того, что в данной группе и социальном пространстве, в которое она вписана, считается поощрением, а что обидно, неприятно. В целом нормативным членам группы оказывается больше поддержки, уважения, принятия. Адресуемая им информация более доброжелательна. К ним чаще обращаются, им больше улыбаются. Ненормативность наказывается лишением поддержки, неподтверждением, отказом в сочувствии

255

и со-радовании, лишением права на значимую групповую информацию и т. д.

Статус личности в группе — это понятие, которое сегодня подверглось значительной девальвации. Тому есть как минимум две причины. Первая — формальная трактовка понятия «статус» как некоторого набора прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должностью. Можно даже встретить довольно странные противопоставления друг другу авторитета и статуса руководителя, как явлений, различных по природе (авторитет — психологическая сила руководителя, а статус — социальная). Другая причина — применение данного термина для качественного объяснения данных социометрической методики. В контексте социометрии статус — характеристика положения члена группы в системе эмоциональных предпочтений. И не более того. Понятие приросло к методике, его содержание существенно сузилось.

Не хотелось бы терять данное понятие, так как без него, понятого адекватно, трудно полноценно охарактеризовать человека как члена группы. Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных стуктурных образованиях малой группы (не только эмоциональной).

Опираясь на взгляды Г. М. Андреевой, мы приводим следующее определение статуса.

Это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений (9).

Каждый человек раскрывается в группе через определенные присущие ему свойства и особенности, которые он смог задействовать в осуществление данной совместной деятельности. Через восприятие этих свойств другие участники выстраивают образ данного

256

члена группы и далее — свое собственное поведение в отношении его. Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «я в группе». В результате он реализует поведение, которое задает ему некоторое место, положение в группе. Скажем, некий человек в группе смог задействовать в процессе взаимодействия свои лучшие качества: эрудицию, инициативность, принципиальность и прочее. Благодаря этому у коллег сложился весьма положительный образ его как надежного, полезного члена группы. Это отразилось в доброжелательности, уважительности их отношений, частых обращениях за деловым советом. Ободренный поддержкой, наш имярек демонстрировал уверенное, ответственное поведение. В результате он приобрел в группе статус лидера. И наоборот, другой некий человек не включился в групповую деятельность, демонстрируя скепсис, равнодушие, непоследовательность в поведении. У многих членов группы это вызвало неудовольствие, раздражение, что на уровне отношений проявилось в агрессии, критике, снижении интереса к личности человека (неподтверждении). Такое поведение членов группы вполне может спровоцировать нашего героя на эмоционально недоброжелательное, протестное поведение (или вызвать еще большую отстраненность). Как итог — низкий статус, позиция на периферии группы.

В интеракционизме существует традиция разведения двух видов группового статуса человека: конвенционального и личного. Так, по мнению Т. Шибутани, «социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации... Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой группы» (131, с. 351—352). Личный статус — это оценка человека «в качестве человеческого существа», которой он подвергается в своей первичной группе. Сохранение личного статуса

257

связано с совершением действий и поступков, которые помогали бы человеку поддерживать его отношения с другими членами первичной группы. Люди склонны идти на большие жертвы для поддержания своего личного статуса, так как он представляет для них большую индивидуальную ценность.

Групповая роль — понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека — носителя определенного статуса. То есть роль — воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.

Во взглядах Т. Шибутани (и, соотвественно, интеракционизме) понятие роли очень четко обозначается как собственно групповой феномен, как нечто, имеющее отношение именно к человеку в группе, а не к человеку как таковому, самому по себе: «Роли не могут быть определены в терминах поведения самого по себе, но только как шаблон взаимных прав и обязанностей» (131, с. 46). Именно роль человека в группе, а не сам человек в интеракционизме выступает единицей анализа группы. Правда, сказанное выше в большей степени относится к той разновидности ролей, которые обозначаются как конвенциональные, и в меньшей степени — к межличностным ролям.

Конвенциональную роль Т. Шибутани определял как представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в некоторой конкретной групповой ситуации. Что важно: требуется не от данного конкретного человека, а от любого, занимающего ту или иную статусную позицию в группе. Конвенциональная роль безлична, стандартизирована, но при этом Шибутани специально подчеркивал, что такие роли, несмотря на то, что они предписывают человеку определенное поведение, не являются

258

чем-то, существующим вне человека. Они существуют только как особое поведение человека: «Роли суть модели поведения, которое составляет желаемый вклад данных участников в групповое взаимодействие. Но даже в стабильных обществах люди не являются автоматами, слепо выполняющими конвенциональные роли» (131, с. 53).

Параллельно с деловыми члены группы выстраивают друг с другом эмоциональные отношения. Соответственно в этих отношениях они также играют определенные роли — межличностные. Такие роли суть совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.

Итак, мы рассмотрели параметры, с точки зрения которых принято анализировать малую социальную группу. Хотелось бы подчеркнуть для читателей практическое значение этой информации. Выделение параметров важно не только с научной или учебной точки зрения. Знание параметров и стоящего за ними содержания позволяет более грамотно организовать практическую работу с конкретной группой. Стоит ли перед практиком задача изучить групповую проблему или способствовать развитию данной группы, ему необходимо учитывать все аспекты групповой жизнедеятельности, все существенные моменты. Группа должна быть проанализирована по всем своим важнейшим параметрам с тем, чтобы был выбран адекватный путь ее преобразования или дальнейшего развития.

На некоторых параметрах мы остановились подробно, на них мы будем теперь опираться, углубляясь в социально-психологический анализ малой группы. Других параметров мы лишь коснулись. Связано это с тем, что отдельные структуры, процессы малой группы изучены настолько широко, что представляют собой целые самостоятельные разделы социальной психологии. О них мы поговорим отдельно и более детально.

259










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 624.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...