Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С чего начинается работа с конфликтом?




Психологи, в отличие от педагогов и философов, не пишут утопий (исключение, пожалуй, повесть Олдоса Хаксли «Остров»). А жаль! Необычайное это было бы место, где идеальные люди живут, общаются и умирают по психологическим законам! В этом мире люди бы много, охотно и творчески... конфликтовали друг с другом. А на праздники, в Новый год например, желали бы друг другу побольше конфликтов, красивых и разных. Конечно, «утопические» люди умели бы при этом правильно конфликтовать!

Конфликтология пронизана уважительным отношением к человеческим конфликтам. Серьезна причина их существования и чрезвычайно ценны их возможные позитивные следствия. Первопричина конфликтов — стремление человека к достижению своих целей, к реализации своих возможностей в этом мире. Все, что есть в конфликте, его структуре и особенностях развития, порождено целью. И все трудности работы тоже. Ведь именно цель

√ создает центростремительные силы в конфликте, засасывая в него всех, кто так или иначе с этой целью связан;

√ искажает самовосприятие, образ партнера и ситуации, подменяет должное желаемым, опасное — безопасным;

223

√ порождает сильные эмоции, страхи, стресс, превращает жизнь конфликтующего в ярко окрашенную приграничную полосу на краю конфликтной войны;

√ побуждает к лжи, неискренности, различным личностным деформациям.

Посмотрите на схему.

Видите, как трудно добраться до цели и сколько маскирующих феноменов она породила. Но добраться до нее необходимо, потому что решение конфликта возможно лишь при осознании участниками собственных целей и целей друг друга. Конфликтологический процесс условно может быть разделен на два этапа: работа по осознанию целей и по их согласованию. На первом этапе осуществляется тонкая работа со всеми элементами образа конфликтной ситуации. Она позволяет, снимая слой за слоем, добраться до истинных целей. Второй этап — согласование целей — может быть длительным, но психологически он значительно проще первого. В литературе чаще можно встретить другие названия этапов: индивидуальный анализ проблемы и совместный анализ проблемы. Коротко обозначим содержание каждого из них.

224

Индивидуальный анализ проблемы — это анализ:

• чувств, возникающих в конфликтной ситуации;

• стиля и стратегии поведения в конфликте;

• самого конфликта с точки зрения участников, целей и динамики развития;

• желательных вариантов решения.

Совместный анализ включает:

1. Формулирование общей проблемы.

2. Поиск вариантов решения совместной проблемы и их оценки.

3. Выбор варианта решения проблемы и совместное планирование дальнейших шагов.

4. Совместный контроль за реализацией найденного решения.

Естественно, что каждое направление — это множество частных задач, конкретных техник работы, которые подробно описаны в существующей конфликтологической литературе.

Очень важно подчеркнуть, что конфликтология в ее сегодняшнем виде ни в коем случае не представляет собой набор техник и методик. Это особая гуманистическая идеология, особый подход к построению межличностного взаимодействия, в основе которого стратегия «выиграть — выиграть», в отличие в въевшейся в плоть и кровь традиционной стратегии «выиграть — проиграть». Плоды последней и пожинает сейчас современная цивилизация.

В Россию, вернее, еще в СССР конфликтология пришла с Американского континента. Начиналась эта практика с воспроизводства опыта австралийских и американских коллег. Часто даже не с воспроизводства, а с кальки. Обученные «их» специалистами свежеиспеченные отечественные конфликтологи достаточно быстро столкнулись с проблемой низкой культурной валидности предложенных технологий. Путем проб и ошибок стала нарабатываться «наша» практика. В чем же состоят особенности отечественной конфликтологии? Напомним, что конфликтология в мире существует в двух основных ипостасях: как определенная практика по решению реальных конфликтов и как обучающая, развивающая технология. В

225

своих традиционных зарубежных вариантах конфликтологическое обучение организуется как тренинг-семинар, с достаточно длительными «разговорами», использованием большого количества раздаточного материала. В отечественном исполнении такое обучение в большей степени похоже на тренинг с привлечением игровых, социо-драматических техник, психотерапевтических процедур, то есть больше опоры на личный опыт, проживание, чем на рациональное осмысление проблемы, а с другой стороны, серьезная теоретическая проработка. В американских семинарах теория есть, но очень часто она представлена в виде этаких комиксов, рисуночных схем со стрелочками (опора на наглядно-образное мышление). Теория вкрапляется в обучающий семинар небольшими порциями, перемежаясь разговорами и отдельными рациональными же по своей сути упражнениями (вспомнить и описать конфликт, поделиться с партнером своими чувствами и т. д.). «Наш» клиент больше тяготеет к теории как системе знаний о предмете. Конечно, она должна быть доступно изложена, но от изложения требуется и систематичность, и целостность.

В работе с реальными конфликтами больше внимания уделяется чувствам, эмоциональным состояниям клиентов, естественно, на этапе индивидуального анализа. В целом, конфликтологическая практика в России находится в процессе становления. Ей еще предстоит использовать тот культурный багаж, который уже стал достоянием отечественной психотерапии и консультирования. Не то чтобы у нас были другие конфликты (хотя они и не идентичны), но сложившиеся традиции, существующая культура конфликтного поведения, представление о достойных способах решения трудных ситуаций требуют не просто адаптации иноземных подходов, а разработки своих.

Взаимодействие — одна из самых неопределенных категорий в психологии вообще и в социальной психологии в частности. Мы рассмотрели различные подходы к его пониманию и изучению. Ряд эмпирических приемов изучения межличностного взаимодействия — как можно регистрировать взаимодействие и изучать социальную

226

мотивацию, — даны в «Психотехнических этюдах». Там же читатель найдет ряд материалов по техникам обучения эффективному взаимодействию, в том числе — в конфликте. Мы же подводим итоги этой главы.

• Взаимодействие может быть рассмотрено в рамках бихевиористской традиции как процесс обмена позитивными исходами. Каждый человек стремится получить психологическую выгоду от взаимодействия, но партнеры по общению имеют возможность влиять на выигрыш друг друга.

• С точки зрения интеракционизма взаимодействие может быть понято только в контексте его социальной ситуации. Именно социальная ситуация как некоторый устойчивый, исторически сформировавшийся фрагмент социальной жизни задает партнерам стиль поведения, восприятие себя и друг друга.

• Взаимодействие может быть изучено и квалифицировано с точки зрения индивидуальных мотивов социального поведения, имеющихся у его участников. В рамках неофрейдизма разработана типология социальных потребностей В. Шутца. Усвоенный человеком в детстве способ удовлетворения социальных потребностей создает узор его отношений с другими людьми в течение всей жизни. Мотивы могут быть также квалифицированы с точки зрения ориентации человека на собственные цели и цели партнера: индивидуализм, агрессия, альтруизм, равенство, кооперация, конкуренция.

• Наиболее глубоко в психологии изучен социальный мотив агрессии. В качестве конструктивной его альтернативы рассматриваются кооперация, конкуренция и альтруизм.

• Особая форма межличностного взаимодействия — конфликт. Он основан на объективном противоречии целей оппонентов. Проблематика конфликта представлена в психологии на уровне теоретического моделирования и на уровне социальной практики обучения и решения реальных конфликтов.

227

РАЗДЕЛ 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...