Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правил эффективного знакомства с пациентом.




 

Приложение№4

Технологии эффективного социального общения.

Общение - это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. Восприятие человека человеком есть наглядно - образное отражение, в результате которого формируется образ, выполняющий осведомительную и регулирующую функции в процессе общения. Различают средства общения - то, с помощью чего осуществляется действие общения. Это вербальные (язык и речь) и невербальные средства общения. К ним относится кинесика (контакт глаз), паралингвистика (особенности голоса), проксемика (пространственно - временные характеристики общения: дистанция, длительность общения), жесты, мимика.

 Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Эмпатия - от английского слова empathy - в чувствование. Эмпатия это отклик на переживание других людей, проявляется в сопереживании (отклик идентичен тому, что переживает другой), так и в сочувствии (отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему или страдающему человеку).

Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь в виду, что само общение как сложный социально - психологический процесс характеризуется тремя содержательными основными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Например, коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному взаимодействию друг на друга в определенном направлении, а перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии - сочувствии, сопереживании.

В процессе общения партнер является объектом восприятия, и каждый человек является носителем трех типа информации: физический облик, экспрессивные (выразительные) движения, оформление внешности.

Физический облик: анализируется тип телосложения, рост, национальность, возраст, пол, состояние здоровья.

Выразительные движения - мимика, жесты, позы, походка.

Мимика тонкий индикатор состояния партнера. Она может быть осознаваемой (произвольной), неосознаваемой (не произвольной), коммуникативной (заменяющая слова), модальной (эмоциональные состояния человека, которые он хочет скрыть от партнера).

Оформление внешности это то, что помогает произвести впечатление на другого человека. (Встречают по одёжке…) Оформление внешности несет в себе информацию о возрасте, профессии, уровне развития эстетических потребностях, личностных свойствах. Профессиональная форма относится к традиционному стилю, которая говорит о принадлежности к данной профессии. Но украшения и макияж, используемые многими женщинами, может сказать о некоторых личностных характеристиках. Мелкие, не дорогие украшения свидетельствуют о потребности в защите, дорогие и броские - потребность в значимости и престиже, демонстрация своего социального статуса. Эстетические украшения - потребность в красоте. В зависимости от того, на каком пальце надето кольцо, можно судить о таких качествах как: 2 - властность, доминантность; 3 - чувство собственного достоинства; 4 - эмоциональность; 5 - непостоянство, потребность в социальной значимости. Макияж и татуировки - потребность в сексуальности.

Основное же содержание технологии эффективного общения сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Приведем наиболее существенные из них:

1.Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении. Известно, что возможность для больного свободно и полно высказаться о своем самочувствии и возникших в процессе болезни проблемах, есть сам по себе один из этапов, приводящий к ослаблению ряда его болезненных переживаний и составляет один из элементов существенной помощи больному.

2.Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

3.Сообщите другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

4.В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения. Если придется немного покритиковать собеседника, то используйте приемы умелой критики:

+++ - - - +++ ; похвала (искреннее признание достоинств), критика, похвала. Указывать на ошибки не прямо, а косвенно. Критиковать действия, поступки, а не личность.

5.Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям. Для самого успеха лечения медицинская сестра должна ободрить больного, обнадежить выздоровлением или поправлением здоровья, указывая, на те хорошие стороны состояния больного, которых он в своем мрачном состоянии не замечает или не ценит.

6.Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику. В технику эмпатического поведения можно включить несколько рекомендаций: не произносить слов ловушек ("Вы же умный и понимаете… Он не может понимать), похвалы с подвохом (Всегда восхищаюсь вашей покладистостью), смены темы в разговоре, прибегайте к катализаторам симпатии - опережающая доброжелательность (продемонстрировать человеку, что он вам нравится), чаще улыбайтесь, называйте по имени и отчеству собеседника.  

7.Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания  и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Невербальные проявления собеседника помогут понять поведение и состояние партнера

 

Приложение№5.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...