Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подготовка текста Д. М. Буланина, перевод М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина, комментарии Д. М. Буланина 16 страница




 

Молитва: «О святче Божий, угодниче Спасовъ! О преподобниче и избранниче Христовъ! О священная главо, преблаженный авва Сергие великий! Не забуди нас, нищих своих, до конца, но поминай нас всегда въ святыхь своих благоприатныхь молитвах къ Господу. Помяни стадо свое, яже сам паствилъ есть, и не забуди присѣщати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дѣти своа духовныя, яко имѣа дръзновение къ небесному царю, и не премолчи, въпиа за ны къ Господу, не презри нас, вѣрою и любовию чтущих тя. Помяни нас, недостойных, у престола Вседръжителева. Не престай моляся о нас къ Христу Богу, тебѣ бо дана бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя мертва суща, аще и тѣлом преставися от насъ, но не отступи от нас духом, пастуше нашь добрый. Се бо мощей твоихъ гробъ пред очима нашима видимы есть всегда, но святаа твоа душа невидимо съ аггельскыми воиньствы, съ бесплотными ликы, съ небесными силами у престола Вседръжителева и в лѣпоту достойно веселится. Нам бо суще свѣдущим тя, яко живу ти и по смерти сущу».

Молитва: «О святой Божий, угодник Спаса! О преподобный избранник Христа! О священный муж, преблаженный отец Сергий великий! Не забудь нас, нищих твоих, окончательно, но вспоминай о нас всегда в святых твоих благих молитвах к Господу. Вспомни стадо свое, которое ты сам пас, и не забывай посещать детей своих. Молись за нас, отче священный, за детей своих духовных, поскольку ты имеешь дерзновение перед небесным царем, и не умолкай, взывая за нас к Господу, не оставь нас, с верой и любовью почитающих тебя. Вспомни нас, недостойных, у престола Вседержителя. Не переставай молиться за нас к Христу Богу, — ведь тебе дана благодать за нас молиться. Мы не считаем тебя мертвым, хотя тело твое скончалось для нас, но не отступай от нас духом, пастух наш добрый. Вот гроб с мощами твоими перед глазами нашими стоит всегда, но святая твоя душа невидимо с ангельским войском, с бесплотными ликами, с небесными силами у престола Вседержителя прекрасно и достойно радуется. Ибо мы знаем про тебя, что жив ты и после смерти».

 

Тако бо писано есть пророком, глаголющим: «Душа праведных в руцѣ Божии, и не прикоснется их мука; упование их исплънь бесмертиа, яко Богъ искуси а и обрѣте их достойны себѣ; яко злато искуси а и яко всесъждежениа приат а; яко благодать и милость въ избранных его, и посѣщение на преподобных его».[218] «Праведници бо, — рече, — в вѣкы живут, мъзда от Господа и строение их от Вышняго; сего ради приимут царствие красоты и вѣнець доброты от рукы Господня. Память праведнаго с похвалами бывает, и благословение Господне над главою праведнаго; аще и преставится праведный, въ покои будеть; старость бо честна не многолѣтна, ни в числѣ лѣт изчтена есть; сѣдины же суть разум человеку, лѣта же старости — житие несквръно. Угоденъ Богу бывъ и възлюбленъ бывъ, живый посреди грѣшник преставленъ бысть, да не злоба измѣнит разумъ его, и лесть да не помрачит его; скончався, въмалѣ исплъни лѣта многа: угодна бо бѣ Господеви душа его. Того ради Господь любит праведника, съхранит и, живит и, и ублажит его на земли, и не дасть в вѣкы смятениа праведнику, ниже дастъ видѣти истлѣниа преподобному своему. Яко высокь Господь на смеренныа призирает, и приемля кроткыа Господь, и близ есть всѣмь призывающим его истинною; волю боящихся его сътворит, и молитву их услышит, и спасетъ я; хранит Господь вся любящаа его; любитъ Господь праведных сердца, приати же ему все непорочнии в путь; хранит Господь вся кости их, и ни едина от них не съкрушится; похваляему убо праведнику, възвеселятся людие. Се тако благословится человекь, бояйся Господа, и иже живый в помощи Вышняго въ кровѣ Бога небеснаго въдворится; насажденъ в дому Господни, въ дворѣх дому Бога нашего процвѣтет, и яко кѣдръ иже в Ливанѣ умножится. Си есть слава церковнаа, слава есть всѣм преподобным его. Радуйтеся, праведнии, о Господѣ, праведнымь подобает похвала!» «В память вѣчную, — рече, — будет праведникь, и род праведных благословится. Мнѣ же зѣло честни быша друзи твои, Боже, зѣло утвръдишася владычьствиа их».[219] Якоже рече Павел апостолъ: «Братие, радуйтеся о Господѣ», и пакы рече: «Радуйтеся».[220] И рече праведник: «Понеже убо смирихся, и спасе мя Господь. Сего ради обратися душе моа в покой твой, яко добро сътвори тебѣ Господь, яко изъят душю мою от смерти, очи мои от сльз, нозѣ мои от въсполъзновениа; угодих пред Господомь въ странѣ живущихь.[221] Се покой мой въ вѣкь вѣка, зде вселюся; изволих примѣтатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селех грѣшничих. Когда прииду и явлюся лицу Божию въ гласѣ радованиа и исповѣданиа шума празднующаго?[222] Тѣмже не умру, но живъ буду и исповѣмь дѣла Господня; показуя наказа мя Господь, смерти же не предаст мене. Отвръзите мнѣ врата правды, и вшед въ ня исповѣмся Господеви,[223] глаголя: «Господи, Боже силъ! Коль възлюбленна села твоа! Желает душа моа скончатися въ дворы твоя, яко лучши есть день единь въ дворѣх твоих паче тысящь; и яко тысяща лѣт пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо идеть; и яко желает елень на источникы водныа, тако вжада душа моа к тебѣ, Боже; яко всѣм есть веселящимся жилище у тебѣ и источникъ животу. Блажени живуще в дому твоем: в вѣкъ вѣка въсхвалят тя.[224] Блажени кротци, яко ти наслѣдят землю и обладают ею».[225]

Ведь так написано пророком, сказавшим: «Души праведных в руке Божьей, и не коснется их мучение; надежда их полна бессмертия, потому что Бог испытал их и нашел их достойными его; как золото испытал их и как жертву принял их; ибо благодать и милость с избранными его, и он посещает преподобных своих». «А праведники, — сказано, — во веки живут, мзда им от Господа и помощь им от Всевышнего; поэтому они получат царство красоты и венец доброты из рук Господа. Память о праведном с похвалами бывает, и благословение Господа над головой праведного; хотя и скончался праведный, в покое будет; ибо старость честная не в долговечности, не числом лет измеряется, — разум есть седина для людей, а возраст старости — жизнь непорочная. Угоден Богу был и возлюблен им был, жил среди грешников и преставился, чтобы злоба не изменила разума его, и лесть чтобы не помрачила его; он скончался, в короткое время прожив годы многие: ибо была угодна Господу душа его. Поэтому Господь любит праведника, сохранит его, сбережет ему жизнь, блажен будет он на земле, и не будет никогда в смятении праведник, и не даст Бог увидеть тление преподобному своему. Высок Господь и смиренных возвышает, и принимает кротких Господь, и близок Господь ко всем призывающим его в истине; желание боящихся его он исполняет, молитву их услышит, и спасет их; хранит Господь всех любящих его: любит Господь праведных сердцем, приятны ему все, идущие непорочным путем; хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится; когда хвалят праведника, веселятся люди. Вот так благословится человек, боящийся Господа, и живущий с помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится; посаженный в доме Господа, во дворах дома Бога нашего расцветет и, как кедр в Ливане, умножится. Вот слава церковная, слава всем преподобным Бога. Радуйтесь, праведные, о Господе, праведным подобает похвала!» «В памяти вечной, — сказано, — будет праведник, и род праведных благословится. Сколь славны для меня друзья твои, Боже, и как утвердилась власть их». Как сказал Павел-апостол: «Братья, радуйтесь о Господе», и снова сказал: «Радуйтесь». И сказал праведник: «Поскольку я смирился, спас меня Господь. Поэтому возвратилась душа моя в покой твой, ибо добро сотворил душе Господь, ибо он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез, ноги мои от преткновения; я угодил Господу в стране живых. Это покой мой навеки, здесь вселюсь; желаю быть у порога в доме Бога моего больше, чем жить в селах грешников. Когда приду и явлюсь перед лицом Божьим с голосом радости и славословия шума праздничного? Поэтому я не умру, но жить буду и возвещать дела Господни; строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне ворота правды, и я войду в них и прославлю Господа, говоря: «Господи, Боже сил! Как возлюбленны жилища твои! Желает душа моя скончаться во дворах твоих, ибо день один во дворах твоих лучше тысяч; ибо тысяча лет пред очами твоими, Господи, как день вчерашний, когда он прошел; и как тянется олень к источнику воды, так тянется душа моя к тебе, Боже; ибо для всех веселящихся жилище у тебя и источник жизни. Блаженны живущие в доме твоем: они будут восхвалять тебя во веки веков. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю и будут обладать ею».

 

Явѣ, яко праведници, и кротци, и смирени сердцемь, ти наслѣдят землю тиху и безмлъвну, веселящу всегда и наслажающа, не токмо телеса, но и самую душю неизреченнаго веселиа непрестанно исплъняюще, и на ней вселятся въ вѣкь вѣка.

Ясно, что праведники, и кроткие, и смиренные сердцем наследуют землю тихую и безмолвную, веселящую всегда и наслаждающую, не только тела, но и саму душу несказанным весельем постоянно наполняющую, и на ней будут веселиться всегда.

 

Тако и съй преподобный отець нашь Сергие того ради вся краснаа мира сего презрѣ и сиа въжделѣ, и сиа прилѣжно взиска, землю кротку и безмолвну, землю тиху и безмятежну, землю красну и всякого исплънь утѣшениа, якоже сама истинна рече въ святомь Евангелии: «Толцай отвръзет себѣ, и ищай обрящете безцѣнный бисерь»,[226] рекше Господа нашего Исуса Христа, и царьство небесное от него въсприат, егоже буди всѣм нам получити благодатию Господа нашего Исуса Христа, емуже подобает всяка слава, честь, покланяние съ безначалным его Отцем и съ пресвятым, и благым, и животворящим его Духом нынѣ, и присно, и въ вѣкы вѣком. Аминь.

Так и этот преподобный отец наш Сергий ради того все прелести мира здешнего презрел и к ней стремился, и ее прилежно искал, землю спокойную и безмолвную, землю тихую и безмятежную, землю прекрасную и всяким исполненную утешением, как сама истина сказала в святом Евангелии: «Стучите и откроете себе, ищите и найдете жемчуг бесценный», то есть Господа нашего Иисуса Христа, и царство небесное от него принял, и пусть все мы получим его по благодати Господа нашего Иисуса Христа, которому подобает всякая слава, честь, поклонение с безначальным его Отцом и с пресвятым, и благим, и животворящим его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 


[1]...о нем же живемь, и движемся, и есмы! — Деян. 17, 28.

[2]Благодать Богу... его дарѣ! — 1 Кор. 9, 15.

[3]Пишет же Великий Василие... — Василий Кесарийский (Великий, ок. 330—379 гг.) — отец церкви.

[4]Въпроси отца твоего ...рекут тебѣ. — Вт. 32, 7.

[5]...отца Феодору, архиепископу Ростовьскому... — Β 1390 г. Федор, став епископом ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию.

[6]...да подасть... устъ моих... — Ср. Иер. 6, 19.

[7]...их же бо имена на небесѣх Богъ написа... — Лук. 10, 20.

[8]...блажени бо, — рече, — не видѣвше вѣроваша. — Иоан. 20, 29.

[9]...боюся осужениа притчи оного раба лѣниваго, скрывшаго талантъ и облѣнившагося. — Имеется в виду евангельская притча: один человек, отправляясь в чужую страну, поручил свое имение рабам с приказом пустить деньги в оборот. Рабы так и поступили, за исключением одного, который зарыл свой талант в землю и был за это наказан господином. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица.

[10]Без мене не можете... просите и приимете. — Иоан. 15, 5; Мф. 7, 7.

[11]...даай... смыслъ... — Прит. 1, 4.

[12]...якоже древле Aннa пророчица, мати Самоиля пророка. — Анна — библейский персонаж, жена Елканы и мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога дать ей потомство, которое обещала посвятить служению Богу. Родив наконец сына Самуила, она отдала его служению в храме.

[13]Несъдѣланное мое видѣста очи твои... — Пс. 138, 16.

[14]Вы же яко искони съ мною есте. — Иоан. 15, 27.

[15]...Иеремѣя пророкъ въ чревѣ матерни освятися... — Иеремия — библейский пророк. Β Книге Пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь κ нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя» (Иер. 1, 5).

[16]Богъ... да благовѣствую въ странах. — Гал. 1, 15—16.

[17]...в среду бо и в пяток не приимаше... — Среда и пятница — постные дни.

[18]..трижды Господь Самоила пророка възва... — Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал голос Бога, обращавшегося κ нему.

[19]...трею камению пращею Давидъ Голиада порази... — Царь Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве исполина Голиафа, бросив камень из пращи.

[20]...трижды повелѣ възливати воду Илиа на полѣна... — Илия — библейский пророк. Β Третьей Книге Царств рассказывается ο следующем чуде: Илия построил жертвенник, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на дрова; когда Илия помолился, на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву и воду.

[21]...три дни и три нощи Иона пророкъ в китѣ тридневнова... — Библейский пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был выброшен китом на берег.

[22]...трие отроци в Вавилонѣ пещь огньную угасиша... — Согласно Библии (Дан. 3) три отрока: Анания, Азария и Мисаил — во время пленения Иерусалима Навуходоносором были отправлены им в Вавилон, в халдейскую школу; за отказ поклоняться языческому идолу были брошены в горяшую печь, но остались невредимы. Вавилон в данном памятнике, изображенный как царство змей, является символом враждебных языческих сил, а три вавилонских отрока символизируют вечное, неистребимое христианское начало.

[23]...тричисленое же слышание Исаию-пророку серафомовидцу... — Библейский пророк Исайя в видении лицезрел Бога, окруженного серафимами.

[24]Трею же лѣт въведена бысть въ церковь Святаа Святых пречистая дева Мариа... — Ο введении Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом Протоевангелии Иакова.

[25]...три же ученикы Христос постави на Фаворѣ и преобразися пред ними... — Β Евангелии рассказывается, что Христос явился в божественном сиянии перед тремя учениками — Петром, Иаковом и Иоанном (Преображение).

[26]Петре, любиши ли мя? — См.: Иоан. 21, 15—17.

[27]...и понеже Иеремѣю пророка Богъ въ чревѣ матерни освяти... — Иеремия — библейский пророк. Β Книге Пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь κ нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя» (Иер. 1, 5).

[28]Глаголеть Господь ... пронарече мя. — Ср. Ис. 49, 1.

[29]Святый же великый Иоан пророкъ Предтечя... «Откуду ... къ мнѣ?» — См.: Лук. 1, 41—43.

[30]Святый Николае чюдотворець... — Β тексте далее приводятся эпизоды, связанные с рождением целого ряда византийских святых: Николая Мирликийского (ум. в 343 г.), Ефрема Сирина (ок. 306—373 гг.), Алипия Столпника (VI—VII вв.), Симеона Столпника (ум. в 459 г.), Федора Сикеота (ум. в 613 г.), Евфимия Великого (376—477), Федора Едесского (IX в.), Федора Тирона (ум. ок. 306 г.).

[31]...в ночвах... — Ночва или ночвы — сосуд, имеющий форму корыта.

[32]...отрока тѣшениа тяклоименита... — Обыгрывается имя Евфимия Великого, которое по-гречески означает «произносящий хорошие слова».

[33]Въистину даръ Божий... — Федор по-гречески означает «Божий дар».

[34]Пишет же в житии святого отца нашего Петра митрополита... — Приводится эпизод из «Жития митрополита Петра», написанного митрополитом Киприаном.

[35]...в лѣта... царя Андроника... при архиепископѣ... Калистѣ... въ княжение великое тферьское при великомъ князи Димитрии Михайловиче, при архиепископѣ пресвященнѣмь Петре, митрополитѣ всея Руси, егда рать Ахмулова. — Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.), так что здесь допущена явная хронологическая ошибка. Дмитрий Михайлович Грозные Очи был великим князем в 1322—1325 гг.; Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г.

[36]...якоже Прьвыа Царъскиа Книгы извѣщают ο Саулѣ... — Приводится рассказ из Первой Книги Царств ο первом израильском царе Сауле.

[37]...образом акы анафору... — Анафора — одна из частей богородичной просфоры, которая раздробляется и раздается верующим после трапезы.

[38]Коль сладка грътани моему словеса твоя!... устом моимь — Пс. 118, 103.

[39]И начят Часы пѣти... — Часы — церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа).

[40]Тако глаголеть Господь: «Се... въ уста твоя». — Иер. 1, 9.

[41]Чти отца своего и матерь... на земли. — Исх. 20, 12.

[42]...никтоже чистъ пред Богом... — Ср. Иов. 25, 4.

[43]Се бо въ безаконии... мати моя. — Пс. 50, 7.

[44]..егда великаа рать татарьскаа, глаголемая Федорчюкова Туралыкова, егда пo ней за год единъ наста насилование, сирѣчь княжение великое досталося князю великому Ивану Даниловичю, купно же и досталося княжение ростовьское κ Москвѣ. — Федорчук — татарский темник, участник карательной экспедиции против Твери 1327 г., к которой был причастен и московский князь Иван Калита. Согласно «Житию Сергия», Иван Калита получил великое княжение через год — в 1328 г. Правда, полновластным великим князем Калита стал позднее, когда в 1331 г. умер его соправитель Александр Суздальский; тогда же, очевидно, он овладел Ростовом, точнее — половиной Ростова.

[45]...Тормосовъ род, Дюдень, зять его, с родом си... — Β русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы).

[46]...с Протасиемь тысяцкым... — Протасий Федорович — московский тысяцкий (ум. ок. 1341 г.).

[47]...даде князь великы сынови своему мѣзиному князю Андрѣю. — Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353 гг.) — сын Ивана Калиты.

[48]Каа плъза въ крови моей... въ истлѣние? — Пс. 29, 10.

[49]Изыдѣте от среды их... не прикасайтеся. — Ис. 52, 11.

[50]Прилпѣ душа моа... десница твоя. — Ср. Пс. 62, 9.

[51]Се удалихся... чаах Бога спасающаго мя. — Ср. Пс. 54, 8.

[52]Иже кто хошаго... быти мой ученикь. — Ср. Лук. 14, 33.

[53]Уметы вся... да Христа приобрящу. — Фил. 3, 8.

[54] ...Климента да и Иоанна, иже тот Иоаннъ послѣди бысть Феодоръ Симоновский. — Симонов монастырь был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново). Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378—1388 гг.), а Симонов монастырь сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху.

[55]...и бысть мних в монастыри святыя Богородица у Покрова иже на Хотьковѣ. — Покровский Хотьков монастырь κ северо-востоку от Москвы, основанный в 1308 г.

[56]Буди имя... в вѣкы! — Ср. Иов. 1, 21.

[57]...от митрополита Феогнаста... — Феогност был митрополитом с 1328 по 1353 г.

[58]...и антимисъ... — Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб.

[59]...при великом князи Симеонѣ Ивановиче... — Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг.

[60]...вселися в монастырь святого Богоявлениа... — Московский Богоявленский монастырь, находившийся в пределах Китай-города.

[61]...в том монастыри Алексий митрополит живяше... — Β 1340 г. Алексей, будущий митрополит, был взят из Богоявленского монастыря наместником κ митрополиту Феогносту.

[62]...такоже и Василий тысущникь, и Феодоръ, братъ его... — Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий (ум. в 1373 г.), и Федор Васильевич Воронец.

[63]...тако бо тогда нарицаху сплоха имена, не съ имени... — Позднее установилась практика давать монашеское имя, которое начиналось с той же буквы, что и мирское.

[64]...оставль род свой и вся ближникы и ужикы, дом же и отечество, no древнему патриарху Аврааму. — Авраам — библейский персонаж. Бог повелел Аврааму:«Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе».

[65]Господи... твоея... — Пс. 25, 8.

[66]...дому... дний... — Пс. 92, 5.

[67]Коль... нежели жити ми въ селе грѣшничих. — Пс. 83, 2—5, 11.

[68]Се удалихся... и милости своея от мене. — Пс. 54, 8; 65, 19—20.

[69]Благословенъ Господь... искушеным быти. — 1 Кор. 10, 13.

[70]Все могу укрѣпляющему мя Богу. — Фил. 4, 13.

[71]...Господь любит праведника... — Ср. Пс. 145, 8.

[72]He премлъчи... въшумѣша. — Пс. 82, 2—3.

[73]Да въскреснет Богъ... а праведници възвеселятся. — Пс. 67, 1—4.

[74]Сътвори... мя ecu. — Пс. 85, 17.

[75]...яко лавра иже в Радонеже състави... — Слово «лавра» здесь употреблено в значении большого, многолюдного монастыря. Официально Троицкому монастырю было присвоено название лавры лишь в 1744 г.

[76]...рекомый аркуда... — Аркуда — новогреческое «άρκοῡδα» вместо славянского эвфимистического образования «медведь».

[77]Праведный яко левъ уповаа ходит. — Прит. 28, 1.

[78]...яко гора Сионъ... — Сион — гора в Иерусалиме, на которой находится Иерусалимская крепость. Β Священном писании Сион — символ несокрушимости и твердости.

[79]Надѣющейся на Господа... в вѣкы. — Пс. 124, 1.

[80]С ним есмь въ скръби... спасение мое. — Пс. 90, 15—16.

[81]Исчезоста очи... на Бога моего. — Пс. 68, 4.

[82]He убоишися от страха нощнаго... полуденьнаго и полунощнаго. — Пс. 90, 5—6.

[83]...якоже в Лѣствицѣ речеся... — «Лестница (лествица), возводящая κ небесам» — аскетико-дидактический трактат византийского писателя Иоанна Синайского (Лествичника, ум. между 650—680 г.). Это сочинение пользовалось в Древней Руси исключительной популярностью.

[84]Яко аггелом своим заповѣсть съхранити тя. — Пс. 90, 11.

[85]He ища своеа плъзы... да ся спасут. — 1 Кор. 10, 33.

[86]Грядущаго къ мнѣ не ижьждену вънъ. — Иоан. 6, 37.

[87]Идѣже суть два... тy аз есмь посредѣ их. — Мф. 18, 20.

[88]Се коль добро... жити братии вкупѣ. — Пс. 132, 1.

[89]Многыми бо скръбьми... въ царство небесное. — Деян. 14, 22.

[90]Узокъ путь и прискръбенъ есть... иже обрѣают его. — Мф. 7, 14.

[91]Нужно бо есть... въсхищают е — Мф. 11, 12.

[92]Мнози суть звани, мало же избранных. — Мф. 22, 14.

[93]He бойся... дати вамъ царство небесное. — Лук. 12, 32.

[94]Зачало бо премудрости страх Господень. — Прит. 1, 7.

[95]...и чясове... и нефимонъ... — Мефимон — церковная служба, отправляемая после великой вечерни (великое повечерие). Часы. — церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа).

[96]Седмижды днемь... правды твоея. — Пс. 118, 164.

[97]He престающе молитеся Богу. — Фес. 5, 17.

[98]Приидѣте къ мнѣ... смиренъ сердцемь. — Мф. 11, 28—29.

[99]Предзрѣх Господа... да ся не подвижу. — Пс. 15, 8.

[100]Волю боящихся... и спасеть их. — Пс. 144, 19.

[101]Митрополиту же Алексию всея Руси тогда бывшу ему въ Цариградѣ, въ градѣ же Переяславли повелѣ быти въ свое мѣсто епископу Афонасию Велыньскому. — Митрополит Алексей был в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный в епископы в 1328 г., Афанасий прибыл в Москву из юго-западной Руси около 1344 г.

[102]Изведу избраннаго от людий моих. — Ср. Пс. 88, 20.

[103]Ибо рука моя... укрѣпит и — Пс. 88, 22.

[104]Никтоже приемлет... от Бога. — Ср. Евр. 5, 4.

[105]...изложение образ святыя вѣры, еже есть: «Вѣрую еъ единого Бога». — Символ веры («Верую») — изложение основных догматов православной веры.

[106]...и постави его иподдиаконом, таже и диаконом... — Иподьякон — церковный служитель; дьякон — помощник священника при богослужении.

[107]...немощи немощных носити... да угаждает. — Рим. 15, 1—2.

[108]Сиа предаждь... иных научити. — 2 Тим. 2, 2.

[109]Друг другу тяжести... законъ Христовъ. — Гал. 6, 2.

[110]Ни хотящему, ни текущему... отца свѣтом. — Рим. 9, 16; Иак. 1, 17.

[111]...съ сими же началныя святителя — Василиа Великаго, Богослова Григориа и Златаустаго Иоанна... — Василий Кесарийский (ок. 330—379 гг.) — Григорий Назианзин (ок. 330—390 гг.), Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407 гг.) — наиболее известные «отцы церкви».

[112]Подвизайтеся, братиа... враты. — Мф. 7, 13.

[113]...нужно бо есть царство небесное... въсхыщают е. — Мф. 11, 12.

[114]Плод духовный есть... въздержание. — Гал. 5, 22.

[115]Приидѣте, чада... научю вы. — Пс. 33, 12.

[116]Талантъ приахь... — Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица.

[117]Иже аще съблазнить... и ввръженъ в море. — Мф. 18, 6.

[118]Благий рабе, вѣрне!... господа своего. — Мф. 25, 21.

[119]...помышляше въ умѣ житиа великых свѣтилъ... реку Атониа Великаго, и Великаго Евфимиа, Саву Освященнаго, Пахомия аггеловиднаго, Феодосиа общежителя... — Византийские святые Антоний Великий (ок. 250—356 гг.), Евфимий Великий (376—477 гг.), Савва Освященный (434—531 гг.), Пахомий (ум. в 346 г.), Феодосий Великий (ум. в 529 г.).

[120]Акы ничтоже имуще, все съдръжаще. — 2 Кор. 6, 10.

[121]...сей бо... поглотити. — 1 Петр. 5, 8.

[122]Се дахь вам власть... силу вражию. — Лук. 10, 19.

[123]Призва Господь... и апостолы нарече. — Лук. 6, 13.

[124]...или пo числу двою на десяте колѣнъ Израилевь... — После исхода из Египта Моисей произвел религиозно-политическую реорганизацию израильтян: одно из тринадцати племен посвящено было служению Богу, а остальные двенадцать сделаны частями нового политического организма.

[125]...или будет пo числу 12 источник вод... — Β библейской Книге Исход рассказывается, что израильтяне во время скитаний в пустыне пришли в Елим, где было двенадцать источников воды.

[126]...или пo числу избранных камений драгых 12, бывших на ризах архиерейскых no чину Аароню? — Β библейской Книге Исход рассказывается, что Бог повелел пророку Моисею сделать Аарона, своего брата, священником; на одежде Аарона должны были быть укреплены двенадцать драгоценных камней.

[127]...прииде къ ним Симонъ, архимандритъ смоленский... — Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на смоленскую кафедру.

[128]...якоже древле Аврам не пощадѣ сына своего Исаака. —Имеется в виду библейский рассказ: Бог, желая испытать Авраама, повелел ему принести в жертву единственного сына, но в последний момент Авраам был остановлен ангелом.

[129]Пасете стадо... бывающе стаду. — 1 Петр. 5, 2—3.

[130]...писано есть въ книгах отечьскых, рекше въ Патерицѣ... — Патерик — сборник повествований ο подвижниках какой-либо области.

[131]Ho увѣдайте... своего. — Ср. Пс. 4, 4.

[132]...и кутию самъ варяше... и каноны творяше. — Кутья и канун — еда и питье, которые приносили в церковь для поминовения умерших.

[133]Иже кто... всѣмь слуга. — Mр. 9, 35.

[134]Павечерница... — церковная служба, отпрзвляемая после вечерни.

[135]Претръпѣвый бо... той спасется. — Мф. 24, 13.

[136]Покажет мя праведникъ... обличит мя. — Ср. Пс. 140, 5.

[137]...въ днех княжениа князя великого Ивана, сына Иваня, брата же Симионя... — Дедом Дмитрия Ивановича был Иван Данилович Калита, великий князь московский с 1325 г., a в 1328—1340 гг. — великий князь владимирский, при котором началось собирание русских земель вокруг Москвы. Иван Иванович Красный — второй сын Ивана Калиты, великий князь московский и владимирский (1353—1359 гг.). Мать Дмитрия Ивановича — Александра (ум. в 1364 г.). Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...