Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Составление описательного рассказа о предмете
Материал для обследования: яблоко или муляж яблока Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу? «Что ты можешь рассказать о яблоке?» Б) Влияние применения наглядного моделирования на процесс составления рассказов дошкольниками (II серия заданий) - составление рассказа по сюжетной картине с использованием наглядного моделирования; - составление описательного рассказа о предмете с использованием схемы-описания. 1) составление рассказа по сюжетной картинке с использованием наглядного моделирования Материал для обследования: сюжетная картина «Снеговик», 2 набора фишек разного цвета по 7 штук в наборе. Процедура и инструкция: Предлагаем ребенку рассмотреть картину и выкладываем один набор фишек. «Подумай о чем можно рассказать? Разложи фишки на те места, о которых ты хотел бы рассказать». Если ребенок затрудняется, то в качестве примера демонстрируем выкладывание одной фишки. После того, как все фишки разложены, предлагаем ребенку второй набор фишек. «А теперь, подумай, о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем потом. Раскладывай фишки по порядку под картиной. Они помогут тебе составить рассказ по этой картине. Составь рассказ по картине». 2) составление описательного рассказа о предмете с использованием наглядного моделирования Материал для обследования: яблоко, схема для описания овощей и фруктов. Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание, используя наглядную схему. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу?”, «Что ты можешь рассказать о яблоке?» Оценка выполнения: Оценка способности производить анализ неречевой ситуации (для задания на составление рассказа по серии сюжетных картин) - правильная последовательность картинок – 1 балл; - неправильная последовательность картинок – 0 баллов. 3. Уровни семантической оценки текста Высокий уровень - рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, последовательность звеньев не нарушена, все основные звенья представлены полностью; между частями ситуации имеются причинно-следственные и временные связи – 4 балла. Уровень выше среднего - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации; последовательность звеньев не нарушена, имеются пропуски отдельных деталей ситуации; отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения – 3 балла. Средний уровень - рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации; имеются искажения отдельных смысловых звеньев либо их пропуски, перестановки – 2 балла. Уровень ниже среднего - рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев, воспроизведены лишь отдельные фрагменты ситуации без определения их взаимоотношений – 1 балл. Низкий уровень - неспособность самостоятельно составить рассказ; ответы на вопросы по картинкам – 0 баллов. 4. Уровни языкового оформления текста - Высокий уровень - рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью, употребляются различные виды синтаксических конструкций – 4 балла. - Уровень выше среднего - рассказ состоит главным образом из простых и сложносочинённых предложений; имеются грамматически правильные предложения, однако средства синтаксической связи представлены эпизодически – 3 балла. - Средний уровень - рассказ краткий, состоит из простых предложений, а также дефектных синтаксических конструкций, средства синтаксической связи ограничены – 2 балла. - Уровень ниже среднего - рассказ очень краткий, состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют средства синтаксической связи между ними– 1 балл. - Низкий уровень - рассказ отсутствует, вместо него воспроизводится несколько дефектных, фрагментарных предложений – 0 баллов. Приложение 2 Протоколы исследования связных речевых высказываний детей контрольной группы Протокол исследования уровня сформированности связного речевого высказывания Ф.И.ребенка___Андрей К.________________________________ Пересказ сказки «Дружба»
…(?) Б. дружила с З. Она была рыжая, а зайчик - серенький. Они вместе прибегали на поляну и угощали друг друга. Б. приносила…(?) орехи, грибы, а зайка - морковь, капусту. Зимой снег выпал и Б. спряталась в дупло, а зайка под ветку. Один раз белка вылезла из дупла и не узнала зайку. Он стал белый, а не серый. А З. не узнал Б. Она стала серая. Летом они узнают снова друг друга.
Рассказ по серии сюжетных картинок «Яблоня» Яблоня расцвела, и на неё смотрели мальчик и девочка. Потом яблоки созрели и дети хотели их сорвать для мамы и папы. М. залез на дерево, чтобы достать яблочки. Они собрали много - много яблочек и пошли домой, угостили маму и папу.
Рассказ по сюжетной картинке «Снеговик» Однажды зимой дети слепили на улице снеговика. Он получился красивый. У детей были санки. Девочка встала на санки и хочет ему сделать носик из морковки, а мальчик хочет разукрасить ротик и пуговички. Снеговик смотрит, как дети все это делают и улыбается.
Рассказ по сюжетной картинке с применением наглядного моделирования. Пришла зима. И однажды на улицу вышли гулять дети и слепили снеговика. У него были глазки, ротик, руки из веточек, рукавички, метла. Девочка встала на санки и хочет сделать ему нос из морковки, а мальчик хочет разукрасить ротик и пуговички. Снеговик веселый и всем улыбается, потому что хороший день был. Небо красивое, голубое. А снег был чистый, белый, блестящий. Рассказ - описание. Круглое яблоко, похоже на маленький шарик. Может быть красное, желтое, зеленое. Яблоко очень полезное. Мама говорит, что в нем много витаминов. У нас они не растут, потому что холодно и здесь нет деревьев. Их на самолете привозят. Их покупаем в магазине.
Рассказ - описание с применением наглядного моделирования. Яблоко может быть красное, желтое, зеленое. Яблоко круглое, похоже на шарик. Бывают маленькие и большие яблоки. На вкус они сладкие, вкусные. Их надо кушать, потому что они полезные и есть в них витамины. Можно порезать детям на кусочки. |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 600. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |