Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика экспериментального исследования
(В.К.Воробьевой, В.П.Глухова, Р.И.Лалаевой)
Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи. Материалы:руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов, стимульный материал (картинки). А) Исследование уровня сформированности связного речевого высказывания у дошкольников (I серия заданий) 1. пересказ текста; 2. составление рассказа по серии сюжетных картинок; 3. составление рассказа по сюжетной картине; 4. составление описательного рассказа о предмете. Пересказ текста Речевой материал: сказка «Дружба». Дружба Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели. Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а эта была серая. Но наступит лето, и они снова узнают друг друга. Процедура: Ребёнку читается сказка, задаются вопросы по ее содержанию. После того как ребёнок ответил на вопросы, сказка читается ещё раз. Экспериментатор просит пересказать текст. Инструкция: “Прослушай внимательно сказку. Что тебе было непонятно? Ответь на мои вопросы: Вопросы: - Какая была белочка? - А какой был зайчик? - Чем они угощали друг друга? - Куда спрятались белочка и зайчик? - Почему белочка и зайчик спрятались? - Почему они не узнали друг друга? Прослушай сказку ещё раз и постарайся ее пересказать”. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Материал для обследования: серия сюжетных картинок «Яблоня» из серии «Готовимся к школе» - дидактический материал для развития логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста. Процедура: Ребёнку предъявляется последовательность из четырёх сюжетных картинок и предлагается составить по ним рассказ. Примерное содержание картинок: I – Весна. Мальчик и девочка пришли посмотреть на цветущую яблоню. II – Созрели яблоки. Мальчик и девочка взяли корзины и пришли к яблоне. III –Яблоки росли высоко. Мальчик залез на дерево и наклонил ветку с яблоками, а девочка их срывала. IV –Дети собрали полные корзины яблок и пошли домой. Инструкция: “Картинки разложены не правильно. Разложи правильно картинки. Составь по ним рассказ”. Если ребенок не верно разложил картинки, экспериментатор исправляет ошибку и просит составить по ним рассказ. Составление рассказа по сюжетной картине Материал для обследования: сюжетная картина «Снеговик». Примерное содержание картины: «Зима. Мальчик и девочка слепили снеговика. У девочки в руках морковка. Она встала на санки и пытается дотянуться, чтобы сделать снеговику нос. У мальчика в руке кисточка с красной краской, он нарисовал снеговику рот». Процедура: Логопед предъявляет ребёнку сюжетную картинку, задает вопросы по картинке и просит составить по ней рассказ. Инструкция: “Придумай рассказ по картинке”. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |