Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР
Цели, задачи и процедура проведения констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент по изучению состояния связного речевого высказывания у детей с ОНР III уровня проводился на базе МДОУ № 97 г. Норильска с сентября в октябре 2014 года. Всего в исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет, из них 10 детей с ОНР III уровня (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа). Эксперимент состоял из нескольких этапов. На первом этапе происходило комплектование детей по группам с учетом уровня сформированности устной речи. На втором этапе проводилось исследование состояния связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и дошкольников с нормальным речевым развитием. Исследование проводилось в первой половине дня, индивидуально с каждым ребенком. В задачи третьего этапа входил сравнительный анализ полученных данных, позволяющий выявить общие закономерности состояния связного речевого высказывания у детей с ОНР III уровня и у детей с нормальным речевым развитием. В подготовительном периоде проведения исследовательской работы происходило знакомство с документами детей, речевыми картами. Проанализировав карты, мы смогли сделать некоторые выводы. Так, у детей с ОНР не выявилось локальных поражений ЦНС, в анамнезе чаще всего мы встречали указания на токсикозы первой или второй половины беременности (у 5 человек экспериментальной группы), гипоксию головного мозга вследствие асфиксии (2 ребенка), неправильной родовой деятельности у матери ребенка (1 человек). В постнатальном периоде у этих детей наблюдалась соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания, неблагоприятный аллергологический фон. Во время проведения исследования у части детей с ОНР наблюдалась повышенная возбудимость, расторможенность, другие дети напротив были вялые, заторможенные, малоактивные, раздражительные. Дети часто жаловались на головные боли, отмечалась быстрая истощаемость. Так, например, при продолжительной работе дети с ОНР отказываются отвечать, ссылаясь на усталость. У детей с ОНР в отличие от нормально говорящих сверстников можно было наблюдать недостаточную устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, незрелость эмоционально волевой сферы проявляющуюся в эмоциональной лабильности, недостаточность волевых процессов. Следует отметить, что треть детей экспериментальной группы проживала в «неблагополучных» семьях, что отрицательно сказывалось на результатах коррекционной работы (Характеристика детей экспериментальной группы представлена в табл.1 приложения 5). Таким образом, детей экспериментальной группы можно отнести к числу часто болеющих, соматически ослабленных. Контрольная группа детей состояла из дошкольников, посещающих подготовительную группу детского сада. Каких-либо особенностей в формировании высших психических функций у них выявлено не было. Методика констатирующего эксперимента была разработана в соответствии с современными психолингвистическими представлениями. При ее разработке использовались в модифицированном варианте методы, описанные в работах В.К.Воробьевой, В.П.Глухова, Р.И.Лалаевой. В констатирующем эксперименте для исследования уровня сформированности связного речевого высказывания испытуемым предлагалось выполнить 2 серии заданий. В первой серии задания выполнялись без использования наглядного моделирования, во второй серии- с применением наглядного моделирования. Основной целью первой части эксперимента было выявление уровня сформированности связного высказывания у дошкольников исследуемых групп. Во второй части исследования определялась эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе пересказа различных видов рассказов детьми контрольной и экспериментальной групп. 1) Исследование уровня сформированности связного речевого высказывания у дошкольников (I серия заданий) 1. пересказ текста; 2. составление рассказа по серии сюжетных картинок; 3. составление рассказа по сюжетной картине; 4. составление описательного рассказа о предмете. 2) составление описательного рассказа о предмете с использованием наглядного моделирования Оценка способности производить анализ неречевой ситуации (для задания на составление рассказа по серии сюжетных картин) - правильная последовательность картинок – 1 балл; - неправильная последовательность картинок – 0 баллов. 1. Уровни семантической оценки текста Высокий уровень - рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, последовательность звеньев не нарушена, все основные звенья представлены полностью; между частями ситуации имеются причинно-следственные и временные связи – 4 балла. Уровень выше среднего - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации; последовательность звеньев не нарушена, имеются пропуски отдельных деталей ситуации; отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения – 3 балла. Средний уровень - рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации; имеются искажения отдельных смысловых звеньев либо их пропуски, перестановки – 2 балла. Уровень ниже среднего - рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев, воспроизведены лишь отдельные фрагменты ситуации без определения их взаимоотношений – 1 балл. Низкий уровень - неспособность самостоятельно составить рассказ; ответы на вопросы по картинкам – 0 баллов. 2. Уровни языкового оформления текста - Высокий уровень - рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью, употребляются различные виды синтаксических конструкций – 4 балла. - Уровень выше среднего - рассказ состоит главным образом из простых и сложносочинённых предложений; имеются грамматически правильные предложения, однако средства синтаксической связи представлены эпизодически – 3 балла. - Средний уровень - рассказ краткий, состоит из простых предложений, а также дефектных синтаксических конструкций, средства синтаксической связи ограничены – 2 балла. - Уровень ниже среднего - рассказ очень краткий, состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют средства синтаксической связи между ними– 1 балл. - Низкий уровень - рассказ отсутствует, вместо него воспроизводится несколько дефектных, фрагментарных предложений – 0 баллов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |