Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и уровни общего недоразвития речи в логопедии




Содержание

 

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР........................................................................... 6

1.1. Понятие и уровни общего недоразвития речи в логопедии................... 6

1.2. Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с нормой речи и с ОНР     10

1.3. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР........... 18

1.4. Методические подходы к исследованию и преодолению недостатков связной речи у детей с ОНР....................................................................................................... 23

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР........................................................................................................................... 34

2.1. Цели, задачи и процедура проведения констатирующего эксперимента 34

2.2. Результаты констатирующего эксперимента......................................... 37

Глава 3. Основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР................................................................................................................. 64

Заключение........................................................................................................ 74

Список литературы........................................................................................... 78

Приложения...................................................................................................... 84

 



Введение

Актуальность исследования. Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.

Развитие речи в онтогенезе предполагает освоение богатейшего словарного запаса языка, овладение языковыми законами и нормами родного языка, а также практическое их  применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.

Степень разработанности проблемы. Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др. Вопросами развития ребенка дошкольного возраста с дизартрией занимались Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, О. Г. Приходько и др.

В ходе изучения разных форм речевых нарушений у детей дошкольного возраста в специальной психологии сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, обозначены направления коррекционно-педагогической работы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.).

Вопросы развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием изучались в разных аспектах К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич, Ф.А.Сохиным и другими авторами. У детей с ОНР препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы. Об этом писали Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Л.Н.Ефименкова и другие.

В силу того, что связная речь формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком закономерностями родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте может привести к значительным трудностям при обучении в школе. Эффективность процесса зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.

Принимая во внимание принцип поэтапности формирования умственных действий, можно предположить, что эффективность методики развития связной речи будет зависеть от применения перессказа, позволяющего облегчить формирование алгоритма продуцирования связного высказывания и способствующего интериоризации внешних действий во внутренний план.

Объект исследования – связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель исследования – исследование особенностей связной речи старших дошкольников с ОНР на основе пересказа.

В задачи исследования входило:

- Рассмотреть теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

- Провести экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР;

- Представить результаты констатирующего эксперимента.

- Определить основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР.

Гипотеза исследования: использование пересказа позволяет выявить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей связной речи у дошкольников с ОНР, в углублении научных представлений о структуре речевого дефекта при данной форме речевой патологии, в обосновании необходимости использования методов пересказа в процессе логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных методов диагностики и коррекции нарушений связного высказывания у детей с общим речевым недоразвитием с применением методов пересказа.

Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из содержания, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 59 наименований и 6 приложений. Основной текст работы составляет 77 печатных страниц, 11таблиц,  и  6 диаграмм.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Понятие и уровни общего недоразвития речи в логопедии

 

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка выявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Однако зачастую эти проблемы переносятся и на средний и старший дошкольный возраст, особенно у тех детей, которые остались за рамками образовательного процесса в силу действительно тяжёлых отклонений и в силу не достаточного совершенства нынешней системы оказания помощи таким детям в дошкольных учреждениях.

Сегодня идёт внедрение идеи оказания помощи детям с отклонениями в развитии в форме организации интегрированного обучения. Поэтому, учитель-логопед, в любом образовательном учреждении может столкнуться с проблемами организации диагностики и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи, имеющих различные уровни языкового развития.

Проблема модификации уже имеющегося диагностического материала, адаптации его к   данной категории детей, возрасту, и характеру первичного дефекта выходит на первый план с первого момента общения с ребёнком т.е. уже в момент проведения диагностических мероприятий.

Кратко охарактеризуем особенности речевого развития детей с ОНР.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы [22, с. 13]. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Нарушения речевого развития детей исследуются в логопедии, усилия специалистов при этом направлены на максимальное преодоление дефектов речи. Речь имеет важнейшее значение для полноценности коммуникативной функции взаимодействия, для общего развития и обучения ребенка, для формирования его характера, участия в трудовой и общественной жизни.

М. Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, на ее основе формируются восприятие, воображение, память [28].

С точки зрения Л. С. Выготского, процесс развития речи представляет собой базис накопления культурного опыта ребенка [10].

В своих исследованиях речевого развития ребенка С. Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует становлению познавательной деятельности, мышления. Сформированная речь представляет собой необходимое условие осуществления межличностного взаимодействия, что помогает, в свою очередь, ребенку исследовать мир [38].

По мнению Н. С. Жуковой, признаками общего недоразвития речи являются следующие аспекты: если у ребенка сохранный слух, нет интеллектуальных нарушений, но при этом отмечаются нарушения речи, оказывающие влияние на формирование его психики [21, с. 48].

Как указывает Н. С. Жукова, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями в общеобразовательных школах растет и они испытывают значительные трудности в обучении [22, 108].

У детей с ОНР отмечается скудный речевой запас, некоторые из детей почти совсем не разговаривают, вследствие чего их контакты с окружением оказываются ограниченными.

Эти дети понимают речь, которая обращена к ним, но не способны ответить в вербальной форме на обращение. В коллективе положение детей с нарушениями речи является сложным, они не могут полноценно участвовать в совместных играх с другими детьми, активно общаться [8].

Общее недоразвитие речи выражается в том, что звуковая, лексическая, грамматическая стороны речи оказываются неполноценными. В связи с чем, в психическом развитии детей с ОНР отмечается ограниченность мышления, сложности в освоении чтения и письма. Данные особенности усложняют процесс обучения, несмотря на то, что у этих детей есть первичная сохранность интеллектуального развития. В психоэмоциональной сфере детей с ОНР наблюдается замкнутость, негативизм, бурные эмоциональные срывы, или апатия, астеничность, неустойчивость внимания. Выраженность данных эмоциональных нарушений является невысокой, если родители не фиксируются на дефекте речи ребенка, поддерживают его, не инфантилизируют, методично обучают речи [8].

Нарушения речевого развития исследовала Р. Е. Левина, которая выделила три основные группы детей с общим недоразвитием речи [26]:

Первая группа (неосложненный вариант ОНР): дети имеют признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Несмотря на то, что нервно-психических нарушения отсутствуют, детям данной группы необходима логопедическая коррекционная работа и особые условия обучения.

Вторая группа: общее недоразвитие речи у детей сочетается с рядом неврологических синдромов. Тщательное неврологическое обследование детей данной группы показывает выраженную неврологическую симптоматику, свидетельствующую как о задержке созревания ЦНС, так и о повреждениях отдельных мозговых структур. У этих детей наблюдаются проявления синдрома повышенного внутричерепного давления; проявления повышенной нервно-психической истощаемости, синдрома двигательного расстройства (изменения тонуса мышц), нарушение познавательной деятельности, что обусловлено речевым дефектом, а также слабой работоспособностью [26, 33].

На этом этапе  в речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления.

Н. Я. Семаго, М. М. Семаго в своих исследованиях общего недоразвития речи обозначают специфические особенности детей с разным уровнем речевого дефекта [40]:

- Отсутствие общеупотребительной речи — первый уровень. Ребенок разговаривает отдельными звуками и некоторыми их сочетаниями — звукокомплексами и звукоподражаниями, обрывками лепетных слов. Это говорит о крайней бедности словарного запаса, в связи с чем ребенок активно использует неязыковые средства — жесты, мимику, интонации. У детей этого уровня недостаточно сформирована импрессивная сторона речи, они с трудом понимают простые предлоги («в», «на», «под» и др.), категории «единственное и множественное число», «мужской и женский род», «прошедшее и настоящее время» глаголов и т. д. Речь детей первого уровня непонятна для окружающих и характеризуется жесткой ситуативной привязанностью.

- Начало общеупотребительной речи — второй уровень. В речи детей присутствуют двух-трехсловные фразы. Ребенок может объединить слова в словосочетание, понимает простые предлоги. Словарный запас детей второго уровня как количественно, так и качественно выше, по сравнению с первым уровнем (употребляются существительные, глаголы и прилагательные). Речь детей данной группы кажется окружающим малопонятной вследствие того, что нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов [15].

- Развернутая фразовая речь — третий уровень. Дети используют простые распространенные, а также некоторые виды сложных предложений, но их структура при этом может быть нарушена (отсутствуют главные или второстепенные члены предложения). У детей третьего уровня затруднено понимание сложных предлогов, которые они часто заменяют на простые. Дети неточно понимают и употребляют обобщающие понятия, слова с абстрактными и переносными значениями. Детям третьего уровня речевого развития сложно воспроизводить слова и фразы сложной слоговой структуры. Звукопроизношение выражено лучше, чем у детей первых двух уровней, но при этом дети неточно дифференцируют звуки на слух (первый и последний звуки в слове; подбор картинок, в названии которых есть заданные звуки). Недостаточно сформированный слоговый анализ и синтез детей данного уровня служит препятствием для овладения ими чтением и письмом [15].

Для предупреждения тяжелых форм ОНР важное значение имеет раннее диагностирование нарушений речи у детей и своевременно оказанная им медико-психолого-педагогическая помощь. Детям, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, необходимо специальное логопедическое, а часто и медицинское воздействие. Своевременность выявления детей с ОНР для проведения с ними соответствующей коррекционной работы может значительно исправить их речевое и умственное развитие.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 403.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...