Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема2. Общение как социально-психологический феномен.
Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Функции общения: формирующая, прагматическая, подтверждающая, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. Виды общения: непосредственное и опосредованное, межличностное и массовое, ролевое и межперсональное. Способы общения: ритуальное, императивное, манипулятивное, диалогическое . Структура общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения. Тема3. Социально-перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции: Идентификация и эмпатия как способы познания и понимания людьми друг друга. Стереотипизация в процессе формирования образа партнера по общению. Понятие социального стереотипа. Причины образования стереотипов.Роль и значение использования стереотипов в общении. Каузальная атрибуция и ее роль в процессе общения. Основные «ошибки атрибуции». Социальная рефлексия как способ формирования образа Я в общении. Тема 4.Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения. Коммуникативный процесс как обмен информацией. Механизм обратной связи, его роль и значение в процессе передачи принятия информации. Виды обратной связи. Правила передачи обратной связи.Техники эффективного слушания. Психологическая защита от информации. Виды психологической защиты от информации. Понятие коммуникативного барьера. Внешние и внутренние коммуникативные барьеры. Структура коммуникативного процесса. Знаковые системы как средство передачи информации: вербальная коммуникация, невербальная коммуникация. Структура социального взаимодействия. Социальные мотивы и стратегии взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия: теория социального обмена Дж. Хоманса; интеракционистский подход Дж. Мида; теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э. Гофмана; трансактный анализ общения Э. Берна. Система анализа характера межличностного, внутригруппового взаимодействия Р. Бейлса. Основные условия эффективного взаимодействия. Тема 5. Психология конфликта. Понятие конфликта.Функции конфликта.Структура конфликта. Классификация конфликтов. Динамика конфликта. Условия эффективного урегулирования конфликта. Анализ (экспертиза) конфликта. Сценарии взаимодействия участников конфликта. Стратегии поведения в конфликте: Модели разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество. Тема6. Проблема группы в социальной психологии. Понятие группы. Основные подходы к трактовке понятия группы. Классификации групп: условные и реальные группы; естественные и лабораторные группы, большие и малые группы. Понятие большой группы. Виды больших групп. Большие группы и общественная психология.Регуляторы социального поведения: устойчивая и динамические части общественной психологии. Особенности психологии социальных классов. Психологические особенности этнических групп. Психология толпы. Понятие малой группы. Основные подходы к трактовке понятия малой группы. Функции малой группы. Количественные характеристики малой группы. Классификация малых групп. Психологические характеристики малых групп. Тема7. Структурные характеристики малой группы. Социометрическая и статусно-ролевая структуры группы. Понятие групповой структуры. Понятие социометрической структуры группы. Понятие социометрического статуса. Статусная иерархия. Социометрический метод исследования внутригрупповых межличностных отношений. Понятие критерия выбора. Виды критериев. Основные требования к процедуре социометрического исследования. Обработка результатов исследования. Социометрические индексы. Понятие социального статуса. Понятие социальной роли. Роли формальные и неформальные. Ролевые наборы. Ролевые конфликты. Функции статусно-ролевой структуры группы. Регуляторы внутригруппового взаимодействия: групповые ожидания, групповые нормы, групповые санкции. Тема8. Структура власти в группе. Понятие структуры власти. Функции структуры власти. Групповые требования к власти.Типы социальной власти. Лидерство и руководство - разновидности социальной власти. Их психологическое сходство и отличия. Виды лидерства. Теории лидерства. Понятие стиля лидерства – руководства. Классификация стилей лидерства – руководства. Тема9. Динамические процессы в малой группе (групповое развитие, групповое сплочение). Процесс группового развития. Причины группообразования. Модели группообразования и группового развития. Процесс группового сплочения. Функции процесса группового сплочения. Основные подходы к исследованию процесса группового сплочения (Дж. Морено, Л. Фестингер,Т. Ньюком, А.В. Петровский). Основные факторы влияния на процесс сплочения в малой группе. Уровень сплочения и его влияние на характер внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Тема 10. Динамические процессы в малой группе (групповое давление, принятие группового решения). Феномен группового давления. Функции процесса группового давления. Понятие конформность. Типы поведения в условиях социального давления. Взаимосвязь личностных характеристик и уровня конформности. Взаимосвязь конформности и ситуации социального давления. Социальные инновации и явление конформизма. Процесс принятия группового решения. Функции процесса принятия группового решения. Групповая задача как объект принятия группового решения. Методы принятия группового решения: групповое интервью, мозговая атака (брейнсторминг), групповая дискуссия. Основные требования к организации и проведению процедур принятия группового решения. Тема 11. Социализация и развитие личности. Понятие социализации. Основные направления социализации. Социализация и развитие психики. Социализация и развитие личности. Этапы социализации личности. Социально-психологические механизмы социализации. Способы взаимодействия как факторы социализации. Формирование Я-концепции в процессе социализации. Институты социализации. Эффективность процесса социализации личности.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 4.1.1. В ходе реализации дисциплины «Социальная психология» Б1.Б.24используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся: – при проведении занятий семинарского типа: доклад, презентация, устный опрос. На занятиях для решения воспитательных и учебных задач применяются следующие формы интерактивной работы: диалого-дискуссионное обсуждение проблем, поисковый метод, исследовательский метод, проблемные задания, работа с психодиагностическими методиками, психогимнастические упражнения ,деловые игры, разбор конкретных ситуаций».
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме: ЭКЗАМЕНА. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |