![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Текст для чтения или рассказывания
Сказка про злую Колдунью, которую учили читать Жила-была на свете злая Колдунья. По правде говоря, она была не очень злая, да и колдовать как следует не умела. Но поскольку особенно доброй ее тоже нельзя было назвать, а как-то звать все-таки надо было, то и решили: пусть считается злой. За всю свою колдовскую жизнь Колдунья совершила только один злой поступок, да и то, когда была маленькой девочкой. Дело в том, что в детстве у Колдуньи была очень строгая бабушка. Она мечтала сделать из маленькой Колдуньи знаменитую волшебницу и каждый день заставляла ее разбирать колдовской букварь. С завтрака до самого обеда маленькая Колдунья сидела за кухонным столом, заваленным сушеными мушиными лапками, из которых бабушка варила эликсир бодрости, водила линейкой по строчкам и повторяла: «А-а-а! Б-б-б!». Для эликсира бодрости надо было нащипать ровно 435 мушиных лапок. На 249 лапке бабушка все время сбивалась со счета и начинала сердиться: «И что это за чтение! А-а-а! Б-б-б! Никакой четкости, никакой выразительности! А скорость-то, скорость! Ты черепахой хочешь 53
стать или волшебницей? Ну-ка, читай еще раз!» И бабушка начинала снова пересчитывать мушиные лапки, а маленькая Колдунья опять при- нималась за свое букварное мучение. Как-то раз она прочитала страницу с буквой а, страницу с буквой б, страницы с буквами виг. Потом одолела страницы с буквами д, е, ж, з, и. Но когда дошла до страницы с буквой и (и краткой), терпение у нее лопнуло. (Педагог показывает детям картинку с буквой и). «И краткое была одиннадцатой буквой алфавита. А одиннадцать - это о-го-го как много! И маленькая Колдунья решила, что с нее хватит. «Ах ты, плохая одиннадцатая буква! - сказала она, чуть не плача. — Сейчас я тебя... я тебя... ЗАКОЛДУЮ!» Схватила она букву и (и краткое) и решила так спрятать, чтобы никто никогда ее не нашел. Но не так-то легко это сделать, если по колдовскому букварю ты научился разбирать только одиннадцать букв! Буква и (и краткое) обозначала звук [1]. Чтобы ее правильно читали и не путали с буквой и, и (и краткое) носила на голове берет». (Педагог опять обращает внимание детей на картинку). — «И куда бы Колдунья букву ни прятала, этот берет отовсюду торчал. Попыталась засунуть букву и (и краткое) в пузырек с йодом - не смогла завинтить крышечку: берет мешает! Решила пристроить и (и краткое) одному знакомому йогу, но тот носил чалму и берет был ему совершенно не нужен. Хотела спрятать и (и краткое) в баночке с йогуртом, но берет все время всплывал на поверхность, напоминая червяка. Такой йогурт никто не хотел покупать — так неаппетитно он выглядел. Тут Колдунья, которую учили читать, так разозлилась, что сама проглотила свой заколдованный йогурт. И что же? У нее ужасно заболело горло! Она даже: «Ай! Ой! Уй!» - громко кричать не могла. Бабушке пришлось перестать считать мушиные лапки и вызвать доктора. Доктор пришел, велел Колдунье открыть рот и увидел, что в горле у нее, словно кость, застрял берет от буквы и (и краткой). Взял он пинцет, ухватил им берет и вытащил на свет божий вместе с буквой. И краткое положили обратно в букварь, а маленькой Колдунье прописали успокоительную микстуру, настоянную на тараканьих усах. Бабушка очень обрадовалась такому рецепту и добавила от себя примочки из лягушачьих лапок, а также притирки из крысиных хвостов. Это служило ей утешением: раз маленькая Колдунья не может хорошо учиться, пусть хоть лечится! С тех пор Колдунью и прозвали злой: трудно быть доброй, если по три раза на дню надо пить всякую гадость! Букварь читать - и то лучше было! Задание для детей Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к сказке. Занятие17 Беседа с детьми Занятие начинается с оформления выставки рисунков, выполненных ребятами дома. Дети и педагог рассматривают картинки и восстанавливают содержание сказки, рассказанной на предыдущем занятии. Затем педагог задает детям вопросы: «Какую букву решила заколдовать маленькая Колдунья?», «Какой звук обозначает буква и?», «Куда пыталась спрятать букву Колдунья, которую учили читать?», «С какого звука начинаются слова «йод», «йогурт», «йог»?», «Как вы думаете, зачем буква и носит берет?» Педагог принимает любые фантастические версии, затем дает свою: «Буква и носит берет, чтобы не мерзнуть: Чтоб не мерзнуть на рассвете, Ходит буковка в берете. Это и есть волшебные слова, которые помогут изобразить знак для звука [Г]». Задания для детей 1. Педагог просит детей нарисовать большую разноцветную букву и (и краткое). 2. Педагог дает задание детям придумать слова, которые оканчиваются на звук [1]. Словарик:чай, репей, случай; получай, назначай, включай, передай, сделай, обедай, засыпай. 3. Педагог дает задание, комментируя его словами: «Попробуйте спеть звук [1]. Не получается? Наверное, у вас в горле, как и у маленькой Колдуньи, застревает берет! Не расстраивайтесь. Так и должно быть. Звук [I] не умеет петь, как поют гласные звуки. Он не гласный, но при этом очень важный». 4. Педагог вызывает несколько детей и дает им задание: «Вспомните, как постанывала Колдунья, которую учили читать, когда у нее в горле застряла буква и: «Ай! Ой! Уй!» Кто сможет сложить эти слова из букв на карточках?» 5. Педагог дает детям задание: «Нарисуйте на строчках в альбоме маленькие слова, составленные из букв для гласных и из буквы и. Какая буква не сумела встать в пару с буквой и и составить с ней слово?» (буква ы), «Почему?» (буква ы никогда не встречается в начале слов). 55 6. Проводятся игры по выбору педагога и детей (одна-две). 7. Домашнее задание для желающих: на альбомном листе нари- совать много разноцветных букв и. Занятия 18-19 Встреча с буквами Ё, Я, Е, Ю Занятие 18 Беседа с детьми Занятие начинается со звуковых игр и игр с карточками или буквами на кубиках. Дети распознают буквы, складывают из них слова-междометия. Затем педагог предлагает послушать еще одну сказку. Текст для чтения или рассказывания Буквоедская сказка Жил-был на свете мальчик Петя. Он очень любил и даже умел рисовать! некоторые буквы: букву а, и букву о, и букву у, и букву э. И даже букву ы, хотя она такая трудная! У нее кругленький животик и палочка, чтобы опираться, когда по строчке ходишь. Взял как-то Петя листочек бумаги и нарисовал домик, чтобы буквам было где жить. В домике пять окошек. Из каждого окошка буква выгля- дывает, песенку поет, а из трубы на крыше дым идет. (Педагог показы- вает детям картинку, на которой нарисован домик с окошками и «по- ющими» буквами.) Прошло несколько дней, и Петя научился рисовать новую букву - букву и в новеньком берете. Буква и погляделась в зер- кальце, представилась обитателям нарисованного домика и спросила: «Куда мне можно пойти погулять?» Ведь именно с этой целью она носила берет! Тогда Петя быстро нарисовал лес, где росли грибы и ягоды, чтобы бук- вы там гуляли и дышали свежим воздухом. Разве мог он подумать, что! как раз в этом лесу поселится страшный, лохматый, горбатый, борода- тый Дед-Буквоед1. Раньше Дед-Буквоед жил в другой сказке, а потом она счастливо закончилась. Буквоеду больше некого было пугать, и те- перь он сидел без дела в лесу, ковырял в носу и думал, как бы ему бук- вы в лес заманить и суп из них сварить. Думал-думал и придумал. Раздобыл себе красную шапочку, взял в руки корзиночку, пришел к буквенному домику, сел под окошечко и давай причитать тоненьким голоском:
1 Персонажа по имени Буквоед придумал Михаил Раскатов в сказочн< повести «Пропавшая буква». - Ах, я бедная-бедная крошка! Как пойду я одна по дорожке? Как до бабушки я добегу? По пути заблудиться могу! Добрые буквы из домика высыпали, Деда-Буквоеда окружили, на все лады его утешают, слезки вытирают: - Не плачь, бедная-бедная лапочка! Не плачь девочка в красной шапочке! Мы пойдем через лес с тобой, Чтоб не страшно было одной. Дед-Буквоед одним глазом плачет, а другим смеется: как легко он буквы обманул! Решили буквы «Красную Шапочку» через лес проводить. Буква и (и краткое) ее за руку берет, буква о впереди идет, буква ы охраняет тыл, буква э веселит изо всех сил, буквы а и у помогают кричать «Ау!» Повел Дед-Буквоед буквы в лес. Идет и бормочет: - Буквоед! Буквоед! Что ты сваришь на обед? Спросит и сам себе отвечает: - План твой был совсем не глуп: Буквы ты положишь в суп! Буквы его спрашивают: - Красная Шапочка! Что это ты говоришь? А Буквоед отвечает: - Это я песенку пою. Для храбрости. Пришли к избушке. Никакой бабушки там нет и отродясь не было! Зато в печи огонь горит, на огне котел кипит. Сорвал Дед-Буквоед с головы красную шапочку, схватил сачок и давай буквы ловить. Поняли а, о, у, э, ы, и, что их обманули. Испугались - да поздно! Лишь подружка буква ы быстро прыгнула в кусты. Всех остальных Буквоед схватил, посолил, березовым соком залил и в котел опустил. Ложкой помахивает, живот свой поглаживает, ждет пока буквы сварятся. В это самое время Петя из детского сада вернулся. Посмотрел на картинку, видит—никто больше в домике не живет, песни не поет. А над лесом -гроза собирается, буквенный дым поднимается! Схватил Петя свой игрушечный пистолет и побежал буквы спасать, даже переодеться не успел. Ворвался в избушку, наставил пистолет на Буквоеда и кричит: Ах ты, гадкий Буквоед! Не получишь свой обед! 57 Буквоед тут задрожал и быстро-быстро убежал, по дороге котел уро- нил, буквенный суп разлил! Вывалились вареные буквы из котла. Смотрит Петя на них - не узнает. ] Нет ни а, ни о, ни э, ни у. И буква ы куда-то пропала. Вместо них стоят! перед Петей какие-то незнакомые знаки. (Педагог показывает детям \ картинки с изображением новых букв.) Петя спрашивает: - Здравствуйте! Вы кто? Незнакомые буквы ему отвечают: -Мы- я, ё, е и ю! Посмотрел Петя внимательно, прислушался и догадался: пока буквы а, о, э, у варились, к каждой из них приклеился кусочек буквы и вместе со своим звуком й. Получились совсем новые буквы. Каждая по целых два звука в себе хранит. В букве я сидят звуки [й] и [а], в букве ё - звуки й и [о], в букве е - звуки [й] и [э], в букве ю - звуки й и [у]. Вот чудеса! Пошли они домой. Буква ы, что в кустах пряталась, тоже с ними пошла. Дома папа остро-остро наточил Пете карандаш, и он в каждом окошке ; нарисованного домика очень красиво написал а, о, у, э вместо тех букв, что в котле сварились и в я, ё, ю, е превратились. Двузвучным буквам Петя построил домик по соседству. Тоже с треугольной крышей и с трубой. Потом Петя обнес двор заборчиком и у ворот поставил сторожевую будку. В будке поселилась буква й (и краткое), которую пришлось написать еще раз, но ей это только на пользу пошло - такая она стала ладная да красивая. Стали они жить-поживать, друг друга не обижать. А Петя на них любовался и красиво писать старался! Задание для детей Домашнее задание: 1) вместе с Петей заполнить буквами окошки домиков на карточке к занятию (см. прил. 3); 2) для желающих: нарисовать картинку к сказке. 3 а няти е 19 Беседа с детьми Занятие начинается с оформления выставки детских рисунков. Дети и педагог разглядывают картинки и вспоминают содержание сказки, рассказанной на предыдущем занятии. Педагог спрашивает, кто из детей запомнил название новых букв, предлагает найти карточки с их изображением. Показывает в быстром темпе карточки с новыми буквами, а дети их называют. 58 Задания для детей 1. Игра «Найди букву на ощупь». Выбирается «жмурка», которому завязывают глаза. Перед ним раскладывают трафареты букв, сделанные из проволоки или картона. Среди этих букв он на ощупь должен найти ту букву, которую назовет водящий. Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты. Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество. 2. Игра «Разложи буквы в нужном порядке» (см. занятие 15). Игру можно усложнить, если дети будут иметь дело с рельефными буквами и работать с закрытыми глазами. Правда, с завязанными глазами играющие не смогут бегать. Тогда каждая новая пара сначала занимает позицию у стола или у другой поверхности, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу. 3. Игра «Разложи буквы в два ряда». Соревноваться могут как два игрока, так и команды. Из общего набора букв одной команде надо выбрать те, которые обозначают гласный звук, другой — гласный и звук [1]. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Занятие 20 |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |