Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текст для чтения или рассказывания




Сказка про злую Колдунью, которую учили читать

Жила-была на свете злая Колдунья. По правде говоря, она была не очень злая, да и колдовать как следует не умела. Но поскольку особенно доб­рой ее тоже нельзя было назвать, а как-то звать все-таки надо было, то и решили: пусть считается злой. За всю свою колдовскую жизнь Кол­дунья совершила только один злой поступок, да и то, когда была ма­ленькой девочкой.

Дело в том, что в детстве у Колдуньи была очень строгая бабушка. Она мечтала сделать из маленькой Колдуньи знаменитую волшебницу и каждый день заставляла ее разбирать колдовской букварь. С завтрака до самого обеда маленькая Колдунья сидела за кухонным столом, зава­ленным сушеными мушиными лапками, из которых бабушка варила эликсир бодрости, водила линейкой по строчкам и повторяла: «А-а-а! Б-б-б!». Для эликсира бодрости надо было нащипать ровно 435 муши­ных лапок. На 249 лапке бабушка все время сбивалась со счета и начи­нала сердиться: «И что это за чтение! А-а-а! Б-б-б! Никакой четкости, никакой выразительности! А скорость-то, скорость! Ты черепахой хочешь

53


54


стать или волшебницей? Ну-ка, читай еще раз!» И бабушка начинала снова пересчитывать мушиные лапки, а маленькая Колдунья опять при- нималась за свое букварное мучение. Как-то раз она прочитала страницу с буквой а, страницу с буквой б, страницы с буквами виг. Потом одолела страницы с буквами д, е, ж, з, и. Но когда дошла до страницы с буквой и (и краткой), терпение у нее лопнуло. (Педагог показывает детям картинку с буквой и). «И краткое была одиннадцатой буквой алфавита. А одиннадцать - это о-го-го как много! И маленькая Колдунья решила, что с нее хватит. «Ах ты, плохая одиннадцатая буква! - сказала она, чуть не плача. — Сейчас я тебя... я тебя... ЗАКОЛДУЮ!» Схватила она букву и (и краткое) и реши­ла так спрятать, чтобы никто никогда ее не нашел. Но не так-то легко это сделать, если по колдовскому букварю ты научился разбирать толь­ко одиннадцать букв!

Буква и (и краткое) обозначала звук [1]. Чтобы ее правильно читали и не путали с буквой и, и (и краткое) носила на голове берет». (Педагог опять обращает внимание детей на картинку). — «И куда бы Колдунья букву ни прятала, этот берет отовсюду торчал. Попыталась засунуть букву и (и краткое) в пузырек с йодом - не смогла завинтить крышечку: берет мешает! Решила пристроить и (и краткое) одному знакомому йогу, но тот носил чалму и берет был ему совершенно не нужен. Хотела спря­тать и (и краткое) в баночке с йогуртом, но берет все время всплывал на поверхность, напоминая червяка. Такой йогурт никто не хотел поку­пать — так неаппетитно он выглядел.

Тут Колдунья, которую учили читать, так разозлилась, что сама прогло­тила свой заколдованный йогурт. И что же? У нее ужасно заболело гор­ло! Она даже: «Ай! Ой! Уй!» - громко кричать не могла. Бабушке при­шлось перестать считать мушиные лапки и вызвать доктора. Доктор пришел, велел Колдунье открыть рот и увидел, что в горле у нее, словно кость, застрял берет от буквы и (и краткой). Взял он пинцет, ухватил им берет и вытащил на свет божий вместе с буквой. И краткое положили обратно в букварь, а маленькой Колдунье прописали успоко­ительную микстуру, настоянную на тараканьих усах. Бабушка очень обрадовалась такому рецепту и добавила от себя примочки из лягуша­чьих лапок, а также притирки из крысиных хвостов. Это служило ей утешением: раз маленькая Колдунья не может хорошо учиться, пусть хоть лечится!

С тех пор Колдунью и прозвали злой: трудно быть доброй, если по три раза на дню надо пить всякую гадость! Букварь читать - и то лучше было!



Задание для детей

Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к сказке.


Занятие17


Беседа с детьми

Занятие начинается с оформления выставки рисунков, выполнен­ных ребятами дома. Дети и педагог рассматривают картинки и вос­станавливают содержание сказки, рассказанной на предыдущем за­нятии.

Затем педагог задает детям вопросы: «Какую букву решила за­колдовать маленькая Колдунья?», «Какой звук обозначает буква и?», «Куда пыталась спрятать букву Колдунья, которую учили читать?», «С какого звука начинаются слова «йод», «йогурт», «йог»?», «Как вы думаете, зачем буква и носит берет?» Педагог принимает любые фантастические версии, затем дает свою: «Буква и носит берет, что­бы не мерзнуть:

Чтоб не мерзнуть на рассвете, Ходит буковка в берете.

Это и есть волшебные слова, которые помогут изобразить знак для звука [Г]».

Задания для детей

1. Педагог просит детей нарисовать большую разноцветную букву и (и краткое).

2. Педагог дает задание детям придумать слова, которые оканчи­ваются на звук [1].

Словарик:чай, репей, случай; получай, назначай, включай, пе­редай, сделай, обедай, засыпай.

3. Педагог дает задание, комментируя его словами: «Попробуйте спеть звук [1]. Не получается? Наверное, у вас в горле, как и у ма­ленькой Колдуньи, застревает берет! Не расстраивайтесь. Так и дол­жно быть.

Звук [I] не умеет петь, как поют гласные звуки. Он не гласный, но при этом очень важный».

4. Педагог вызывает несколько детей и дает им задание: «Вспом­ните, как постанывала Колдунья, которую учили читать, когда у нее в горле застряла буква и: «Ай! Ой! Уй!» Кто сможет сложить эти слова из букв на карточках?»

5. Педагог дает детям задание: «Нарисуйте на строчках в альбо­ме маленькие слова, составленные из букв для гласных и из буквы и. Какая буква не сумела встать в пару с буквой и и составить с ней слово?» (буква ы), «Почему?» (буква ы никогда не встречается в на­чале слов).

55


6. Проводятся игры по выбору педагога и детей (одна-две).

7. Домашнее задание для желающих: на альбомном листе нари- совать много разноцветных букв и.

Занятия 18-19


Встреча с буквами Ё, Я, Е, Ю

Занятие 18

Беседа с детьми

Занятие начинается со звуковых игр и игр с карточками или бук­вами на кубиках. Дети распознают буквы, складывают из них слова-междометия. Затем педагог предлагает послушать еще одну сказку.

Текст для чтения или рассказывания

Буквоедская сказка

Жил-был на свете мальчик Петя. Он очень любил и даже умел рисовать!

некоторые буквы: букву а, и букву о, и букву у, и букву э. И даже букву ы,

хотя она такая трудная! У нее кругленький животик и палочка, чтобы

опираться, когда по строчке ходишь.

Взял как-то Петя листочек бумаги и нарисовал домик, чтобы буквам

было где жить. В домике пять окошек. Из каждого окошка буква выгля-

дывает, песенку поет, а из трубы на крыше дым идет. (Педагог показы-

вает детям картинку, на которой нарисован домик с окошками и «по-

ющими» буквами.) Прошло несколько дней, и Петя научился рисовать

новую букву - букву и в новеньком берете. Буква и погляделась в зер-

кальце, представилась обитателям нарисованного домика и спросила:

«Куда мне можно пойти погулять?»

Ведь именно с этой целью она носила берет!

Тогда Петя быстро нарисовал лес, где росли грибы и ягоды, чтобы бук-

вы там гуляли и дышали свежим воздухом. Разве мог он подумать, что!

как раз в этом лесу поселится страшный, лохматый, горбатый, борода-

тый Дед-Буквоед1. Раньше Дед-Буквоед жил в другой сказке, а потом

она счастливо закончилась. Буквоеду больше некого было пугать, и те-

перь он сидел без дела в лесу, ковырял в носу и думал, как бы ему бук-

вы в лес заманить и суп из них сварить.

Думал-думал и придумал. Раздобыл себе красную шапочку, взял в руки

корзиночку, пришел к буквенному домику, сел под окошечко и давай

причитать тоненьким голоском:

1 Персонажа по имени Буквоед придумал Михаил Раскатов в сказочной повести «Пропавшая буква».

56

1 Персонажа по имени Буквоед придумал Михаил Раскатов в сказочн< повести «Пропавшая буква».


- Ах, я бедная-бедная крошка! Как пойду я одна по дорожке? Как до бабушки я добегу? По пути заблудиться могу!

Добрые буквы из домика высыпали, Деда-Буквоеда окружили, на все лады его утешают, слезки вытирают:

- Не плачь, бедная-бедная лапочка! Не плачь девочка в красной шапочке! Мы пойдем через лес с тобой, Чтоб не страшно было одной.

Дед-Буквоед одним глазом плачет, а другим смеется: как легко он бук­вы обманул! Решили буквы «Красную Шапочку» через лес проводить. Буква и (и краткое) ее за руку берет, буква о впереди идет, буква ы охраняет тыл, буква э веселит изо всех сил, буквы а и у помогают кри­чать «Ау!» Повел Дед-Буквоед буквы в лес. Идет и бормочет:

- Буквоед! Буквоед! Что ты сваришь на обед?

Спросит и сам себе отвечает:

- План твой был совсем не глуп: Буквы ты положишь в суп!

Буквы его спрашивают:

- Красная Шапочка! Что это ты говоришь? А Буквоед отвечает:

- Это я песенку пою. Для храбрости.

Пришли к избушке. Никакой бабушки там нет и отродясь не было! Зато в печи огонь горит, на огне котел кипит. Сорвал Дед-Буквоед с головы красную шапочку, схватил сачок и давай буквы ловить. Поняли а, о, у, э, ы, и, что их обманули. Испугались - да поздно! Лишь подружка буква ы быстро прыгнула в кусты. Всех остальных Буквоед схватил, посолил, березовым соком залил и в котел опустил. Ложкой помахивает, живот свой поглаживает, ждет пока буквы сварятся.

В это самое время Петя из детского сада вернулся. Посмотрел на картин­ку, видит—никто больше в домике не живет, песни не поет. А над лесом -гроза собирается, буквенный дым поднимается!

Схватил Петя свой игрушечный пистолет и побежал буквы спасать, даже переодеться не успел. Ворвался в избушку, наставил пистолет на Букво­еда и кричит:

Ах ты, гадкий Буквоед! Не получишь свой обед!

57


Буквоед тут задрожал и быстро-быстро убежал, по дороге котел уро- нил, буквенный суп разлил! Вывалились вареные буквы из котла. Смотрит Петя на них - не узнает. ] Нет ни а, ни о, ни э, ни у. И буква ы куда-то пропала. Вместо них стоят! перед Петей какие-то незнакомые знаки. (Педагог показывает детям \ картинки с изображением новых букв.) Петя спрашивает:

- Здравствуйте! Вы кто? Незнакомые буквы ему отвечают:

-Мы- я, ё, е и ю! Посмотрел Петя внимательно, прислушался и догадался: пока буквы а, о, э, у варились, к каждой из них приклеился кусочек буквы и вместе со своим звуком й. Получились совсем новые буквы. Каждая по целых два звука в себе хранит.

В букве я сидят звуки [й] и [а], в букве ё - звуки й и [о], в букве е - звуки [й] и [э], в букве ю - звуки й и [у]. Вот чудеса! Пошли они домой. Буква ы, что в кустах пряталась, тоже с ними пошла. Дома папа остро-остро наточил Пете карандаш, и он в каждом окошке ; нарисованного домика очень красиво написал а, о, у, э вместо тех букв, что в котле сварились и в я, ё, ю, е превратились. Двузвучным буквам Петя построил домик по соседству. Тоже с треугольной крышей и с тру­бой.

Потом Петя обнес двор заборчиком и у ворот поставил сторожевую будку. В будке поселилась буква й (и краткое), которую пришлось написать еще раз, но ей это только на пользу пошло - такая она стала ладная да красивая. Стали они жить-поживать, друг друга не обижать. А Петя на них любовался и красиво писать старался!



Задание для детей

Домашнее задание:

1) вместе с Петей заполнить буквами окошки домиков на кар­точке к занятию (см. прил. 3);

2) для желающих: нарисовать картинку к сказке.

3 а няти е 19

Беседа с детьми

Занятие начинается с оформления выставки детских рисунков. Дети и педагог разглядывают картинки и вспоминают содержание сказки, рассказанной на предыдущем занятии.

Педагог спрашивает, кто из детей запомнил название новых букв, предлагает найти карточки с их изображением. Показывает в быст­ром темпе карточки с новыми буквами, а дети их называют.

58



Задания для детей

1. Игра «Найди букву на ощупь». Выбирается «жмурка», которо­му завязывают глаза. Перед ним раскладывают трафареты букв, сде­ланные из проволоки или картона. Среди этих букв он на ощупь дол­жен найти ту букву, которую назовет водящий.

Игра имеет несколько степеней сложности и различные вари­анты.

Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.

2. Игра «Разложи буквы в нужном порядке» (см. занятие 15). Игру можно усложнить, если дети будут иметь дело с рельефными буквами и работать с закрытыми глазами.

Правда, с завязанными глазами играющие не смогут бегать. Тог­да каждая новая пара сначала занимает позицию у стола или у дру­гой поверхности, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.

3. Игра «Разложи буквы в два ряда». Соревноваться могут как два игрока, так и команды. Из общего набора букв одной команде надо выбрать те, которые обозначают гласный звук, другой — глас­ный и звук [1].

Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Занятие 20










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...