Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текст для чтения или рассказывания




Обрадовался Поэт своему открытию, вскочил и побежал в лес. Ползет ему навстречу червячок - изогнутый бочок. Посмотрел внимательно Поэт на червячка, нарисовал его угольком на кусочке коры и говорит:

- Червячок, червячок! Ты попался на крючок! Удивился, разозлился В букву ч оборотился.

Так Поэт придумал второй домик для звука - букву ч. Как посмотрит на нарисованного червячка, ему сразу хочется сказать: «Ч-ч-ч!» С тех пор целыми днями ходил он по лесам и полям, по болотам и овра­гам и искал, искал, искал корешки, щепочки, камушки, ракушки, глядя на которые ему хотелось бы произнести какой-нибудь звук. То остановится у сломанного дерева, то присядет над скорлупкой раз­бившегося птичьего яйца. Возьмет уголек и рисует на кусочке коры черточки да загогулинки.

И вот в один прекрасный день Поэт разложил свои рисунки на песке у реки. Но это были не просто камушки и веточки, червячки и птички. Это были знаки для звуков! Поэт собрал из них песню - первую песню, которую можно было увидеть глазами (!) - позвал маленького мальчи­ка и научил его узнавать в знаках звуки.

- Глядите! - обратился он к людям. - Сейчас мальчик оживит мои слова!

Мальчик посмотрел на разложенные перед ним знаки и запел песню, которую люди уже успели забыть. Это было поразительно: невидимое превратилось в то, что можно увидеть, а немое заговорило! И все скло­нили перед Поэтом головы, даже Насмешник. Теперь Поэт мог не бо­яться, что все забудут слова его песен. Память о них он передал вол­шебным значкам, которые назвали БУКВАМИ.



Задания для детей

1. Педагог просит детей нарисовать червячка и раскрасить его, ответить на вопрос: «С какого звука начинается слово червячок?»

2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ч'].

Словарик:червяк, червячок, часы, чашка, чертеж, черемуха, чудо; чертить, чистить, чаевничать; черный, чистый, чудесный, чуд­ной, чайный.

3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:

Под черемухой чертенок Пил из чашки чай перченый.

(Проговорите дразнилку, отчетливо выделяя звук [ч'].)

4. Педагог говорит детям: «Поэт придумал для него вот такой до­мик-знак, или букву», - и показывает карточку с буквой ч. Перед деть­ми - карточки с точечным изображением буквы ч. Педагог дает зада­ние обвести «домик» для звука по точкам (см. прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак само­стоятельно.

5. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?», - объясняет, что произнести звук, глядя на букву, зна­чит, прочитать его, и предлагает прочитать букву ч.

6. Педагог задает следующий вопрос: «А сейчас какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?» Затем показывает детям букву ж и предлагает им прочитать ее хором.

7. Игра «Назови букву». Педагог показывает детям то букву ж, то букву ч. Дети должны прочитать знаки, а педагог постараться их запутать, нарушая последовательность показа букв.


32


 





Гл а ва 3

ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ БУКВАМ!

(А, О, У, Ы, Э)

Занятие 4

Подготовка к сказочному путешествию

Беседа с детьми

Педагог просит детей вспомнить сказку, которую они услышали на предыдущих занятиях и просит ответить на вопросы: «Что такое буквы?» (специальные значки для обозначения звуков), «Что значит прочитать букву?» (вспомнить и произнести звук, который она оз значает).

Педагог напоминает детям, что бабочки, которых увидел Поэт были разными: «Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем раста- ять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им прихо дилось преодолевать разные препятствия и порхали они совсем не долго - мгновение, не больше».

Он предлагает детям отправиться в воображаемое путешествие и отыскать значки-буквы для звуков, похожих на бабочек с большими крыльями, так, как это сделал Поэт: «В дороге нам понадобятся выдумки в узелке, терпение в коробке, три пучка старания и горше чек внимания; волшебные палочки-рисовалочки и порошок буквенного роста. Волшебными палочками отлично послужат восковые мелки и хорошо наточенные цветные карандаши. Но надо проверь все ли готово к путешествию».

Задания для детей

Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом: «Нужно научиться пользоваться порошком буквенного роста». - Он чертит на доске две расходящиеся прямые. - «Постучим несильно ком между ними: все пространство окажется усеянным цветными крапинками! Это и есть порошок роста. С его помощью можно выращивать любые палочки, закорючки, крючочки и кружочки.

Поместим между прямыми маленькую палочку и произнесем волшебные слова: «Бывшая палочка-крошка скачет на длинной нож ке!» - Он рисует палочки между прямыми, показывая, как под дей

34


ствием порошка «волшебных слов» палочка вырастает, и предлага­ет детям с помощью карандашей вырастить собственные палочки на листах бумаги.

«Теперь попробуем вырастить крючок:

Был крючок с ноготок. Стал, как дерево, высок!

Последним вырастим колечко:

Было малюсенькое колечко! Теперь не вкатишь его на крылечко!

Всем стало понятно, как можно использовать порошок буквен­ного роста?

Осталось проверить, готовы ли восковые мелки помогать нам в дороге. Нужно нарисовать знаки-буквы для звуков [ж] и [ч'].

Ну, что ж! Все готово к путешествию».

Занятия 5-6 Встреча с буквой О


Занятие 5

Беседа с детьми

Педагог предлагает детям вспомнить, к какому путешествию и какие упражнения они выполняли на прошлом занятии. Все вместе повторяют сказочную приговорку: «В дороге нам понадобятся...» Затем педагог читает или рассказывает сказочный текст.

Текст для чтения или рассказывания

Говорящая курица

Увязали мы выдумку в узелок, сложили терпение в коробок, запас­лись пучком старания да горшочком внимания, взяли порошок роста, наточили волшебные палочки и отправились в путь. Идем, песенку поем:

- Вьется сказка, как дорожка,

И куда-то нас ведет.

Даже боязно немножко:

Что-то впереди нас ждет?

Но по сказочной дороге Интересно нам идти. Прочь сомненья и тревоги! Буквы надо нам найти!

35


Откуда ни возьмись, бежит по дороге... курица. Увидела нас, останови лась и давай кудахтать человеческим голосом:

-Ко-ко-ю, ко-ко-ко! Буква о недалеко. Коль меня поймете, Букву о найдете!

«Вот это да! Говорящая курица!» - Мы так удивились, что даже раскрылись:

- О-о-о!

Взглянули друг на друга и вдруг поняли: вот же она, буква для звука [о]

примостилась у нас на губах!

- Да здравствует говорящая курица! После того, как педагог закончит рассказывать или читать сказочный текст, он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение задания:

Делу время, потехе час. Время занятий настало для нас!


Задания для детей

1. Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом «Возьмите маленькое зеркальце и, глядя в него, представьте себе го ворящую курицу. Удивитесь и произнесите: «О-о-о!» Видите, округлились ваши губы? На них отчетливо читается значок, который мог бы стать домиком для звука [о].

Теперь и превращениями можно заняться.

Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте большую, круглую._ букву о, такую, как вы увидели. Чтобы все происходило по волшеб­ным правилам, произнесите специальное заклинание:

Щу-щу-щу, чу-чу-чу, Это то, что я хочу. Нужен мне вот этот знак. Я его рисую так!

Украсьте букву. До чего же хороша! Сразу видно - только что явилась из сказки!

В букве, свернувшись калачиком, мирно дремлет звук [о]. Как его разбудить? Посмотрите на букву и произнесите: [о]!

Что произошло? Вы прочитали букву о!»

2. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук четко слышится в начале таких слов: ослик, Оля, овцы, опыт, овощ, округ?», дает им задание четко и громко произнести слова, выделяя первый звук. Дети повторяют слова за педагогом.

36


Педагог задает второй вопрос: «Какой звук слышится- в конце таких слов: молоко, далеко, высоко, глубоко?», и дает задание четко, но очень тихо произнести слова, выделяя звук [о]. Дети повторяют слова за педагогом. Здесь возможны игровые варианты: педагог про­износит слово очень тихо, а дети - громко; педагог произносит сло­во громко, а дети - шепотом. Каждый раз при произнесении звука Го] педагог показывает детям букву на большой карточке.

3. Педагог дает задание детям: «Наберите в легкие побольше воз­духа и спойте: «О-о-о!» Долго ли может «прожить» звук [о]?» (дол­го), и объясняет: «Звуки, которые «умеют петь» и свободно, без вся­ких преград «вылетают в воздух», называют гласными. Слово «глас­ный» происходит от старинного слова «глас», или «голос». Гласный звук состоит только из голоса. Звук [о] - гласный».

4. Игра «Спой букву». Дети по условному сигналу начинают «петь» звук [о]. Выигрывает тот, кто на одном дыхании протянет свой звук [о] дольше всех.

5. Домашнее задание для желающих: на альбомном листе нари­совать много разноцветных букв о.

Занятие 6


Беседа с детьми

Педагог задает детям вопросы: «Какую букву нам удалось отыс­кать на прошлом занятии?», «Как вы ее обнаружили?», «Сумеете ли вы прочитать эту букву?» и показывает карточку с буквой, объяс­няет: «Звук [о] состоит из голоса. Кто помнит, как называется звук, состоящий из голоса? Звук [о] - гласный. Буква о обозначает глас­ный звук».

Педагог вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение заданий:

Делу время, потехе час. Время занятий настало для нас!

Задания для детей

1. Перед каждым ребенком - карточка, которая «попала под дождь» (см. прил. 4). Педагог дает детям задание: «Раньше на ней была нари­сована буква о. Но ее смыло дождевыми каплями: от нее сохранились только кусочки. Нужно по кусочкам восстановить букву».

2. Педагог читает детям рифмовку, написанную на доске или на раздаточных карточках (карточки с рифмованными текстами ко всем заданиям приведены в прил. 2):

37


Утром кот играл с клубком — Шерсть висит под потолком!

После чего он просит отыскать в рифмовке все буквы о (если дети работают с карточками, под каждой найденной буквой о на поставить красную точку).

3. Педагог дает детям задания, комментируя их следующим текстом: «Пришла пора воспользоваться порошком роста. Помните, вы выращивали палочку, крючок и колечко? Попробуйте так из маленькой буквы о вырастить большую». - Перед каждым ребен ком —альбомный лист с нарисованным на нем углом - пространстве «для выращивания буквы». - «Посыпьте порошком поле роста и при ступайте к превращению. Чтобы все наверняка получилось, произ несем заклинание:

Было малюсенькое колечко! Теперь не вкатишь его на крылечко!

Буквы очень любят гулять по специальным дорожкам. Называ ются эти дорожки строчками.

Отправьте на прогулку большую и маленькую буквы о. Пусть возьмутся за ручки и пройдутся по дорожке-строчке.

Отправляя их на прогулку, нужно сказать специальные слова:

Буква-мама с буквой-дочкой Прогуляются по строчке.

А можно так:

Буква-папа и сыночек Исходили много строчек. Им гулять не надоело. Это стоящее дело!»

4. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3). Под картинками - подписи с пропущенными буквами о (к...т (кот) кр...т (крот), с...м (сом), сл...н (слон)).

Затем он задает им вопросы: «Как называются животные, кото рые здесь нарисованы?», «Какой гласный звук слышится в назва ниях всех животных?» и дает задание нарисовать в словах вмесо пропусков букву, обозначающую звук [о]. (Четверо детей выходя и рисуют в словах нужные буквы.)

5. Педагог задает детям вопрос: «Какое животное и почему; но исключить из этого ряда?» и просит скопировать слова, нарисованные на карточках.


Занятие/ Встреча с буквой А



Беседа с детьми

Педагог задает детям вопрос: «Букву для какого звука нам удалось отыскать?», и просит придумать слова, которые начинаются со звука Ы- оканчиваются на звук [о]; в которых звук [о] слышится в середине. Педагог показывает детям карточку с буквой и просит прочитать ее.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...