Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Текст для чтения или рассказывания
Волшебная арка Только куда же нам дальше идти? По сказочным дорогам путников обычно ведет волшебный клубочек, а у нас такого клубочка нет. А что, если... Ну, конечно! Нашим клубочком станет буква о. Давай попросим ее об этом: - Буква о, буква о, Превратись в клубочек, Поведи нас, буква о, По дорожке-строчке! Вьется сказка, как дорога, Интересно нам в пути. Мы пройдем еще немного -Что-то ждет нас впереди?» - (Дети повторяют за педагогом «волшебные» слова.) Буква о подпрыгнула и покатилась, указывая дорогу. Мы - за ней. Долго ли, коротко ли шли, только день стал клониться к вечеру. Засветились на небе звездочки, появился золотистый месяц. Огляделись мы — посреди поля на зеленом просторе стоит странная арка и светится ярко. Волшебным огнем горит, будто остановиться велит. Что ж, присядем, отдохнем немного. Полюбуемся ночным небом: Месяц в облаке плывет. Ночь земле покой дает. И такая красота на небесах, Так и хочется сказать: «Ах!» Тут чудесная арка вспыхнула еще ярче. Пригляделись мы: да ведь это же знак! Самая настоящая буква для звука [а]! (Педагог показывает детям букву А, нарисованную в виде сказочной арки. После он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение заданий: Делу время, потехе час. Время занятий настало для нас!)
Задания для детей 1. Педагог дает детям задания, комментируя их следующим текстом: «Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте большую, сивую букву - знак для звука [а]. Буква будет называться так же, как и звук - А. Вспомните, как светилась арка «А» в сказке и украсьте новую букву на сказочный лад. Не забудьте произнести заклинание: Щу-щу-щу, чу-чу-чу, Это то, что я хочу. Нужен мне вот этот знак. Я его рисую так! Посмотрите на нарисованную букву и прочитайте ее, оживите звук!» 2. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук обозначает буква а?» и просит протянуть его так долго, как только сумеет ребенок «Звук [а] умеет петь, выходит легко и свободно, не встречая преград на своем пути. Значит, звук [а] - гласный: состоит из голоса». 3. Педагог дает детям задание придумать слова, в которых звук Ц четко слышится в начале слова. Словарик:арка, аист, астра, арфа, армия. Далее задает вопросы: «Где четко слышится звук [а] - в нача ле, в середине или в конце слова в таких словах: брат, рак, так как, так?», «Где четко слышится звук [а] - в начале, в середине или в конце слова в таких словах: лиса, рука, нога, голова, туда сюда, вчера?» 4. Перед детьми - листы для рисования с обозначенным простран ством для «выращивания» буквы. Педагог дает им задание: «Вое пользовавшись порошком роста, попробуйте вырастить большую букву А. Вы уже знаете это волшебство и легко справитесь с задаче» Скажем нужное заклинание: Буковка, бывшая крошка, Скачет на длинных ножках!» 5. Педагог задает вопросы: «Сколько букв для гласных зву ков у нас уже есть?», «Какие это буквы?» Игра «Назови букву» Педагог показывает карточки с буквами о и а, пытаясь запутать детей. 6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно цветных букв а. Занятие 8 Закрепление знаний о буквах О и А Задания для детей 1. Педагог задает детям вопрос: «Букву для какого звука мы отыскали на прошлом занятии?» и предлагает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Отправим на прогулку большую и маленькую буквы а. А собирая их в дорогу, не забудем сказать напутственные слова: Буква-мама с буквой-дочкой Прогуляются по строчке. Или так: Буква-папа и сыночек Исходили много строчек. Им гулять не надоело. Это стоящее дело!» 2. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какую букву вы рисовали?», «Какой звук она обозначает?», «Умеет ли звук [а] петь?», «Как называются звуки, которые состоят из голоса и свободно выходят при произношении, не встречая никаких преград?», «Для какого еще гласного звука мы знаем букву?» 3. Педагог дает детям задания: придумать слова, которые начинаются на звук [а] или кончаются на звук [о]; прочитать буквы, одновременно показывая им карточки с буквами а и о. 4. Игра «Немые звуки». Педагог говорит детям: «Помните, как мы нашли букву о? В тот самый момент, когда произносили звук [о]. Каждый произносимый звук требует определенных движений губ, щек, подбородка, как бы «пишется» на лице. Говорят, что некоторые люди умеют «читать по губам». Давайте и мы попробуем научиться этой хитрости». Правила игры.Играющие делятся на пары: один - «безголосый», другой - «ловец звуков». Безголосый загадывает звук [о] или звук [а], но не произносит его, а только делает вид, что хочет произнести. Ловец должен по губам безголосого догадаться, какой звук тот задумал. Если загадка разгадана верно, играющие меняются ролями. Чтобы играть в эту игру, надо сначала потренироваться перед зеркалом говорить беззвучно, поэтому дети сначала должны поработать с маленькими зеркалами, а потом уже играть в парах. 5. Педагог показывает детям зашумованную картинку с буквами а и о (см. прил. 5, рис. 1, 2) и задает вопрос: «Какие буквы здесь «спрятались?»
6. Перед каждым ребенком - карточка с элементами «размытых» букв (см. прил. 4). Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «С ваших картинок буквы нечаянно стерли. От них остались только кусочки. Сможете ли вы догадаться, где была нарисована буква а, а где - буква о? Дорисуйте буквы». 7. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом: Нам с тобою красота Подарила букву а! Педагог: «Отыщите в рифмовке все буквы о и все буквы а. Букву о обведите в кружочек, а вокруг буквы а нарисуйте треугольничек». 8. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3). Под картинками - подписи с пропущенной буквой а (р...к, м...к, кр...б). Затем педагог задает вопросы: «Что нарисовано на картинках?», «Какой гласный звук слышится во всех этих словах?» и дает задание вставить в слова вместо пропусков букву, обозначающую этот звук (рак, мак, краб). Педагог вызывает троих детей к доске или в центр круга, где лежит плакат, и они должны вставить нужные буквы. 9. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какая картинка в этом ряду лишняя?», «Почему?» и скопировать слова под картинками. Занятие 9 Встреча с буквой Э Текст для чтения или рассказывания Дорожный указатель с веселым язычком Теперь у нас есть две буквы для гласных звуков — о и а. Пора идти дальше. Вьется сказка, как дорога, Интересно нам в пути. Мы пройдем еще немного - Что-то ждет нас впереди? Пока солнышко в небе светит, клубочек о впереди бежит, к новой сказочной цели спешит. Если же дождь соберется или гроза надвинется, буква а шатром раскинется. Спрячемся мы под аркой, переждем непогоду — и снова в путь. Вот развилка дорог. Тут буква о встала как вкопанная: никуда дальше двигаться не хочет. В чем дело? Справа путь и слева путь. Но куда же нам свернуть? 42 Есть ответ иль нет ответа? Кто ответит нам на это? Стоим, в затылке чешем. «Э-э-э, да тут не простая задачка!..» Видим, стоит у дороги указатель - круглая спинка, на спинке - горбинка и изо всех сил нам сигналит: - Этот путь! Этот путь! В эту сторону свернуть! Даже язычок от волнения высунул! Пригляделись мы к приятелю-указателю: ну, чем не знак для звука [э]? Теперь мы и дорогу узнали, и еще одну букву отыскали! (После того, как педагог закончит рассказывать или читать сказочный текст, он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение заданий: Делу время, потехе час. Время занятий настало для нас!) Задания для детей 1. Педагог показывает детям карточку с буквой э и дает задание: «Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте красивую букву э с высунутым язычком. Запомните: э всегда высовывает язычок только влево. Не забудьте произнести заклинание: Щу-щу-щу, чу-чу-чу, Это то, что я хочу. Нужен мне вот этот знак. Я его рисую так!» 2. Педагог дает следующее задания: «Посмотрите на нарисованные буквы и прочитайте их, разбудите спрятанные в них звуки». 3. Педагог просит детей вспомнить, как они задумались у развилки дорог: «Э-э-э-э», и объясняет: «Звук [э], как звуки [о] и [а], тоже умеет петь: его можно тянуть очень долго, пока хватит дыхания. И он тоже состоит из голоса. Как мы называем такие звуки? Буква э тоже обозначает гласный звук». 4. Педагог загадывает детям загадку: Я молчу - оно молчит. Я кричу - оно кричит. Лучше с ним играть в горах... Ах... Ах... Ах... Отгадка начинается со звука [э]. Конечно, это эхо. С какого звука начинается слово «эхо»?» 5. Перед детьми - карточки, на которых написано слово «эхо». первая буква, обозначающая звук [э], в слове пропущена. Вместо 43
пропуска педагог дает задание вставить букву, обозначающую этот звук и скопировать слово. 6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно цветных букв э. Занятие 10 |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |