Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текст для чтения или рассказывания




Волшебная арка

Только куда же нам дальше идти? По сказочным дорогам путников обыч­но ведет волшебный клубочек, а у нас такого клубочка нет. А что, если... Ну, конечно! Нашим клубочком станет буква о. Давай попросим ее об этом:

- Буква о, буква о, Превратись в клубочек, Поведи нас, буква о, По дорожке-строчке! Вьется сказка, как дорога, Интересно нам в пути. Мы пройдем еще немного -Что-то ждет нас впереди?» -

(Дети повторяют за педагогом «волшебные» слова.) Буква о подпрыгнула и покатилась, указывая дорогу. Мы - за ней. Долго ли, коротко ли шли, только день стал клониться к вечеру. Засвети­лись на небе звездочки, появился золотистый месяц. Огляделись мы — посреди поля на зеленом просторе стоит странная арка и светится ярко. Волшебным огнем горит, будто остановиться велит. Что ж, присядем, отдохнем немного. Полюбуемся ночным небом:

Месяц в облаке плывет. Ночь земле покой дает. И такая красота на небесах, Так и хочется сказать: «Ах!»

Тут чудесная арка вспыхнула еще ярче. Пригляделись мы: да ведь это же знак! Самая настоящая буква для звука [а]!

(Педагог показывает детям букву А, нарисованную в виде сказочной арки. После он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение заданий:

Делу время, потехе час.

Время занятий настало для нас!)


39


38


 






Задания для детей

1. Педагог дает детям задания, комментируя их следующим текстом: «Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте большую, сивую букву - знак для звука [а]. Буква будет называться так же, как и звук - А. Вспомните, как светилась арка «А» в сказке и украсьте новую букву на сказочный лад.

Не забудьте произнести заклинание:

Щу-щу-щу, чу-чу-чу, Это то, что я хочу. Нужен мне вот этот знак. Я его рисую так!

Посмотрите на нарисованную букву и прочитайте ее, оживите звук!»

2. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук обозначает буква а?» и просит протянуть его так долго, как только сумеет ребенок «Звук [а] умеет петь, выходит легко и свободно, не встречая преград на своем пути. Значит, звук [а] - гласный: состоит из голоса».

3. Педагог дает детям задание придумать слова, в которых звук Ц четко слышится в начале слова.

Словарик:арка, аист, астра, арфа, армия.

Далее задает вопросы: «Где четко слышится звук [а] - в нача ле, в середине или в конце слова в таких словах: брат, рак, так как, так?», «Где четко слышится звук [а] - в начале, в середине или в конце слова в таких словах: лиса, рука, нога, голова, туда сюда, вчера?»

4. Перед детьми - листы для рисования с обозначенным простран ством для «выращивания» буквы. Педагог дает им задание: «Вое пользовавшись порошком роста, попробуйте вырастить большую букву А. Вы уже знаете это волшебство и легко справитесь с задаче» Скажем нужное заклинание:

Буковка, бывшая крошка, Скачет на длинных ножках!»

5. Педагог задает вопросы: «Сколько букв для гласных зву ков у нас уже есть?», «Какие это буквы?» Игра «Назови букву» Педагог показывает карточки с буквами о и а, пытаясь запутать детей.

6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно цветных букв а.



Занятие 8

Закрепление знаний о буквах О и А

Задания для детей

1. Педагог задает детям вопрос: «Букву для какого звука мы отыс­кали на прошлом занятии?» и предлагает детям задание, комментируя его следующим текстом: «Отправим на прогулку большую и малень­кую буквы а. А собирая их в дорогу, не забудем сказать напутствен­ные слова:

Буква-мама с буквой-дочкой

Прогуляются по строчке.

Или так:

Буква-папа и сыночек Исходили много строчек. Им гулять не надоело. Это стоящее дело!»

2. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какую букву вы рисовали?», «Какой звук она обозначает?», «Умеет ли звук [а] петь?», «Как называются звуки, которые состоят из голоса и свободно выхо­дят при произношении, не встречая никаких преград?», «Для какого еще гласного звука мы знаем букву?»

3. Педагог дает детям задания: придумать слова, которые начи­наются на звук [а] или кончаются на звук [о]; прочитать буквы, одно­временно показывая им карточки с буквами а и о.

4. Игра «Немые звуки». Педагог говорит детям: «Помните, как мы нашли букву о? В тот самый момент, когда произносили звук [о]. Каждый произносимый звук требует определенных движений губ, щек, подбородка, как бы «пишется» на лице. Говорят, что некоторые люди умеют «читать по губам». Давайте и мы попробуем научиться этой хитрости».

Правила игры.Играющие делятся на пары: один - «безголо­сый», другой - «ловец звуков». Безголосый загадывает звук [о] или звук [а], но не произносит его, а только делает вид, что хочет произнести. Ловец должен по губам безголосого догадаться, ка­кой звук тот задумал. Если загадка разгадана верно, играющие меняются ролями. Чтобы играть в эту игру, надо сначала потре­нироваться перед зеркалом говорить беззвучно, поэтому дети сна­чала должны поработать с маленькими зеркалами, а потом уже играть в парах.

5. Педагог показывает детям зашумованную картинку с буквами а и о (см. прил. 5, рис. 1, 2) и задает вопрос: «Какие буквы здесь «спрятались?»


40


41


 


6. Перед каждым ребенком - карточка с элементами «размытых» букв (см. прил. 4). Педагог дает детям задание, комментируя его следующим текстом: «С ваших картинок буквы нечаянно стерли. От них остались только кусочки. Сможете ли вы догадаться, где была нарисована буква а, а где - буква о? Дорисуйте буквы».

7. Перед детьми - карточки с рифмованным текстом:

Нам с тобою красота Подарила букву а!

Педагог: «Отыщите в рифмовке все буквы о и все буквы а. Букву о обведите в кружочек, а вокруг буквы а нарисуйте треугольничек».

8. Педагог показывает детям картинки (см. прил. 3). Под картин­ками - подписи с пропущенной буквой а (р...к, м...к, кр...б). Затем педагог задает вопросы: «Что нарисовано на картинках?», «Какой гласный звук слышится во всех этих словах?» и дает задание вста­вить в слова вместо пропусков букву, обозначающую этот звук (рак, мак, краб).

Педагог вызывает троих детей к доске или в центр круга, где ле­жит плакат, и они должны вставить нужные буквы.

9. Педагог просит детей ответить на вопросы: «Какая картинка в этом ряду лишняя?», «Почему?» и скопировать слова под картинками.

Занятие 9 Встреча с буквой Э





Текст для чтения или рассказывания

Дорожный указатель с веселым язычком

Теперь у нас есть две буквы для гласных звуков — о и а. Пора идти дальше.

Вьется сказка, как дорога,

Интересно нам в пути.

Мы пройдем еще немного -

Что-то ждет нас впереди?

Пока солнышко в небе светит, клубочек о впереди бежит, к новой ска­зочной цели спешит. Если же дождь соберется или гроза надвинется, буква а шатром раскинется. Спрячемся мы под аркой, переждем непо­году — и снова в путь.

Вот развилка дорог. Тут буква о встала как вкопанная: никуда дальше двигаться не хочет. В чем дело?

Справа путь и слева путь.

Но куда же нам свернуть?

42


Есть ответ иль нет ответа? Кто ответит нам на это?

Стоим, в затылке чешем. «Э-э-э, да тут не простая задачка!..» Видим, стоит у дороги указатель - круглая спинка, на спинке - горбинка и изо всех сил нам сигналит:

- Этот путь! Этот путь! В эту сторону свернуть!

Даже язычок от волнения высунул! Пригляделись мы к приятелю-ука­зателю: ну, чем не знак для звука [э]? Теперь мы и дорогу узнали, и еще одну букву отыскали!

(После того, как педагог закончит рассказывать или читать сказоч­ный текст, он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение заданий:

Делу время, потехе час.

Время занятий настало для нас!)


Задания для детей

1. Педагог показывает детям карточку с буквой э и дает задание: «Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте красивую букву э с высунутым язычком. Запомните: э всегда высовывает язычок только влево. Не забудьте произнести заклинание:

Щу-щу-щу, чу-чу-чу, Это то, что я хочу. Нужен мне вот этот знак. Я его рисую так!»

2. Педагог дает следующее задания: «Посмотрите на нарисован­ные буквы и прочитайте их, разбудите спрятанные в них звуки».

3. Педагог просит детей вспомнить, как они задумались у раз­вилки дорог: «Э-э-э-э», и объясняет: «Звук [э], как звуки [о] и [а], тоже умеет петь: его можно тянуть очень долго, пока хватит дыха­ния. И он тоже состоит из голоса. Как мы называем такие звуки? Буква э тоже обозначает гласный звук».

4. Педагог загадывает детям загадку:

Я молчу - оно молчит. Я кричу - оно кричит. Лучше с ним играть в горах... Ах... Ах... Ах...

Отгадка начинается со звука [э]. Конечно, это эхо. С какого звука начинается слово «эхо»?»

5. Перед детьми - карточки, на которых написано слово «эхо». первая буква, обозначающая звук [э], в слове пропущена. Вместо

43


Затем дает задание: «Сначала отыщите в тексте все буквы э и по-естите в квадратную рамочку. Потом найдите буквы а и о: каж-Мую букву о обведите в кружочек, вокруг буквы а нарисуйте тре-гольничек». (Условные обозначения надо изобразить на доске на плакате).


пропуска педагог дает задание вставить букву, обозначающую этот звук и скопировать слово.

6. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно цветных букв э.

Занятие 10










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...