Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Текст для чтения или рассказывания
Жил-был... - Принц? - Нет, не принц. Жил-был... - Король? - Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он тогда, когда ни королей и тем более принцев еще и в помине не было, а поэты уже был; Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние времена все важны! слова обязательно пели!) Когда над вершинами зеленых холмов поднималось красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел ему песн И все понимали: только так можно приветствовать восходящее солнц* заставить его сиять теплым радостным светом, обогреть людей и ж» вотных. Когда спускалась ночь, Поэт пел нежную песню затихающа земле, чтобы она отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни, которые устраивали на ней днем живые существа. Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в которой малышу дарилось имя, ведущее его по жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню отваги и мужества, вселяя ярость в сердца мужчин и надежду в сердца женщин. Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен. Но как-то раз при-] шел Насмешник. - Все поешь? — спросил Насмешник Поэта. - Пою, - ответил Поэт. - Ты уже не молод, - сказал Насмешник. - Да, — согласился Поэт. - Ты скоро состаришься еще больше, - сказал Насмешник. 28 - Состарюсь, - опять согласился Поэт. - И петь тебе будет все труднее. - Да, - вздохнул Поэт. - А потом ты умрешь, - сказал Насмешник. - Умру. - И тогда люди забудут слова песен. И песни исчезнут. Тут Насмешник сказал свое привычное: «Ха-ха!» - и быстро-быстро ушел. Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с сего говорят: «Ха-ха!» Поэту стало так обидно! Он пошел на берег реки, сел на заросший мхом большой камень и обратился к той, к кому всегда обращал свои просьбы - к Повелительнице звуков: - Повелительница весенней капели, Песни зяблика и соловьиной трели, Всех полночных и дневных голосов, Всех коротких и длинных человеческих слов! Ты всех мудрее, ты всех чудесней! Как сохранить для людей мои песни? И услышал Поэт, как вздохнула Повелительница звуков. Увидеть ее он не мог, потому что она, как и все ее подданные — жители звучащего мира - была невидима. - Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно? -Да. - Ты хочешь сохранить невидимые звуки? -Да. - Но потом тебе никто не поверит! - Может быть... - Над тобой будут смеяться! - Наверное. - То, что ты увидишь, вызовет в тебе страстное желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не исполнится. - Пусть будет так. - Тогда закрой глаза, пой песню и смотри внимательно. Поэт закрыл глаза, и привиделась ему странная поляна. По поляне, взмахивая причудливыми крылышками, порхали бабочки необыкновенной красоты. Бабочки рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его песни. Они радостно вылетали наружу, кружились и таяли в воздухе. Каждая бабочка жила ровно столько времени, сколько длился родивший ее звук. Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем растаять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им приходилось преодолевать разные препятствия, и порхали они совсем недолго — мгновение, не больше. Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт открыл глаза. 29 - Как красиво! - воскликнул он. - Эти бабочки - звуки, - пояснила Повелительница звучащего мира. Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор, пока их слышат. А га том умирают: тают в воздухе. Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть. Чтобы люди могли говорить, все время должны рождаться новые звуки. Но их можно заколдовать и уложить спать. Для звуков нужно создать такие сонные домики - знаки, глядя на которые ты всегда будешь вспоминать бабочку с теми или иными крыльями. Внутри такого домика-знака звук будет спать до тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни. Но создать такие домики, такие знаки очень непросто! Этому могут научить тебя деревья и камни, птицы и насекомые, и ищи! - Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям. - Я видел звуки, - сказал он им. Но люди пожали плечами: - Звуки нельзя увидеть. У них нет тела. - Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт. - С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться. - Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет! - Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять: - Ха-ха! Ха-ха-ха! - Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта... Задание для детей Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. (Все ка; тинки размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, они нарисовали и почему решили изобразить именно этот эпизод] истории.) Занятие 2 Встреча с буквой Ж Беседа с детьми Педагог предлагает детям вспомнить содержание беседы прошлого занятия: они обменивались версиями, откуда могли возникнуть буквы, и педагог рассказал сказку. Затем просит ответить на вопросы: «Кто помнит, о чем шла речь в сказке, и на каком месте она оборвалась?», «Хотят ли дети услышать продолжение истории?» 30 Текст для чтения или рассказывания Поэт остался совсем один. Никто с ним не разговаривал, никто не хотел с ним дружить — таким странным он казался. Но хуже всего было то, что Поэт потерял покой. Всюду мерещились ему звуки-бабочки. Они шелестели крылышками и просили: «Мы не хотим умирать! Найди для нас домик! Уложи нас спать!» Поэт очень хотел им помочь, но как это сделать, не знал. От этого у него ужасно разболелась голова. Он прилег на травку, чтобы немного поспать. Да не тут-то было. «Ж-ж-ж!» - раздалось у него над головой. Прилетел толстый черный жук и уселся Поэту прямо на нос. Поэт сморщился и громко чихнул, а жук свалился в траву и давай смешно шевелить лапками. Смотрел Поэт на жука, смотрел и вдруг как подпрыгнет, как засмеется! Даже в ладоши захлопал: «Звук [ж]! Я придумал для тебя домик!» Схватил он уголек и на кусочке коры нарисовал черного жука, как тот лапками дрыгает. Нарисовал и говорит: «Ну, как только я взгляну на этого нарисованного жука, сразу вспомню, как он жужжал!» И действительно: стоило Поэту взглянуть на свою картинку, как он сразу же вспоминал звук [ж]. Так вот, оказывается, как можно сохранить звуки!.. Задания для детей 1. Педагог просит детей нарисовать жука, затем вспомнить, как он жужжит (громко пожужжать). Какой звук мы произносим, когда показываем, как жужжит жук. 2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ж]. Словарик:жук, жучок, жучишка, жужелица, журавль, жаба; жужжать, жевать, журчать, жалить; живой, жареный, железный. 3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»: Съел жука на ужин Жора. Он ужасный был обжора. (Проговорите с детьми дразнилку, отчетливо выделяя звук [ж].) 4. После слов: «Вот так Поэт нарисовал домик-знак для звука [ж]», - педагог показывает детям карточку с буквой. 5. Перед детьми - карточки с точечным изображением буквы ж. Педагог дает задание обвести «домик» для звука по точкам (см. прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак самостоятельно. 6. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на этот знак?» (Звук [ж].) 31 Занятие 3 Встреча с буквой Ч Беседа с детьми Педагог предлагает вспомнить детям содержание предшествующего занятия и просит ответить на вопросы: «На каком месте оборвалась сказка?», «Домик для какой буквы отыскал Поэт?», «Сумеете ли вы нарисовать этот домик?», «Какой звук вы вспоминаете, глядя на свои рисунки?» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |