Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ объема реализации продукции и выявление резервов его роста.




Резервы роста объема производства и реализации продукции - количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия.

Классификация внутрипроизводственных резервов роста объема производства и

реализации продукции.

Внутрипроизводственные резервы роста объема реализации зависят от:

1)  резервов роста объема производства продукции:

1.1. за счет улучшения использования трудовых ресурсов:,

• создание дополнительных рабочих мест,

• ликвидация потерь рабочего времени,

• повышение производительности труда,

• улучшение структурных кадров, рост квалификации.

1.2. за счет улучшения использования основных фондов,

• укомплектование новых рабочих мест оборудованием,

• ликвидация потерь времени работы оборудования,

• повышение производительности оборудования,

• улучшение структуры основных фондов.

1.3. за счет улучшения использования предметов труда,

• снижение норм расхода сырья и материалов,

• внедрение прогрессивных видов сырья и материалов,

• сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов.

2) резервов роста объема реализации за счет сокращения остатков нереализованной
продукции:

2.1. снижение сверхплановых остатков товаров отгруженных,

2.2. снижение сверхплановых запасов готовой продукции.

Основными направлениями поиска резервов роста объема производства продукции

являются:

• создание дополнительных рабочих мест,

• внедрение мероприятий НТП,

• повышение производительности труда за счет его интенсификации (совмещение профессий, научная организация труда, повышение квалификации, распространение передового опыта и т.п.),

• улучшение использования рабочего времени сокращение целодневных и внутрисменных потерь, непроизводительных затрат.

Факторы, определяющие объем производства и реализации продукции можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП=ЧР×ГВ,

РП = ЧР×ГВ×ДВ

где ЧР - среднесписочная численность работников предприятия, ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником,

Дв - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода. Определение величины резервов производится следующим образом:

Р↑ВПкр=Р↑КР×ГВф,

Р↑ВПфрв,=Р↑ФРВ×ЧВф,

Р ↑ ВПче = Р↑ЧВ× ФРВв

где Р↑ВПкр Р↑ВПфрв Р ↑ ВПче - резерв роста валовой продукции соответственно за счет

создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих,

Р↑КР - резерв увеличения количества рабочих мест,

Р↑ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по

вине предприятия,

Р↑ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники,

технологии, организации производства и рабочей силы,

ФРВВ - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

2)    обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность использования:

ВП=ОПФ×ФО, РП=ОПФ×ФО×Дв

где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия, ФО — фондоотдача основных производственных фондов.

Резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р Т К), времени его работы (Р Т Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р Т ЧВ) рассчитываются по формулам:

Р↑ВПк=Р×К×ГВф,

Р↑ВПт=Р↑Т↑ЧВф,

Р↑ВПче =Р↑ЧВ↑Тв

3)    обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗхМО,

РП = МЗхМОхДв

где МЗ - сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции, МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а)    дополнительное количество 1-го материала делится на норму его расхода на единицу 1- го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Р↑ВП =∑(Р↑Мi÷НРinn×Цinn)

б)    сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу 1-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

Р↑ВП = ∑(Р↓Omxi÷НРinn×Цinn)

в)    планируемое сокращение нормы расхода 1-го ресурса на единицу 1-го вида продукции \Р I- НР) умножаетс на планируемый к выпуску объем производства 1-го вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Р↑ВП = ∑(Р↓НРi×VВВinn ÷НРinn×Цinn)

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.




Оценка выполнения плана по ассортименту и номенклатуре выпускаемой продукции.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение конт­рактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гаранти­рует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Номенклатура -перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюз­ном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действую­щем на территории СНГ. Ассортимент- перечень наименований продукции с указа­нием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, группо­вой и внутригрупповой.

Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравне­нии фактического и планового выпуска продукции по изделиям, ко­торые включены в основной перечень (госзаказ).

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции предприятием.

Оперативный анализ выполнения плана по вы­пуску продукции, млн руб.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

а) по способу наименьшего процента (в нашем примере, приве­денном в табл.11.4, он составляет 87,5%);

б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции (в нашем примере он составляет 50%);

в) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). По этой методике план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92064/96000 * 100).

Для оперативного анализа выполнения плана по ассортименту используются данные, приведенные в табл.11.3. Причины недовы­полнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешнимотносятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внут­ренние причины-недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. Выполнение плана по ассортименту

Оценка выполнения плана по структуре выпускаемой продукции.

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продук­ции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре -зна­чит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, при­быль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более доро­гой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечислен­ных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл.11.5).

Таблица 11.5.Анализ структуры товарной продукции

Изде­лие Опто­вая цена за 1 туб, тыс. руб.

Объем производства продукции, туб*

Товарная продукция в ценах плана, млн руб.

Изменение товар­ной продук­ции за счет структуры, млн руб.
        план факт план факти­чески при плано­вой струк­туре факт    
А 500 57600 50400 28800 29550 25200 -4350
В 600 56000 55440 33600 34475 33264 -1211
С 700 27430 31680 19200 19700 22176 +2476
D 750 19200 26880 14400 14775 20160 +5385
Итого - 160230 164400

96000 98500

100800 +2300

*туб — тысяч условных банок.

Данные показателя графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натураль­но-условных единицах Квп: 1,026025(164400/160230).

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланиро ванная структура, то общий объем производства в ценах плана со­ставил бы 98500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб., т.е. доля более дорогой продукции в общем ее вы­пуске увеличилась. В основу этого расчета положен принцип цепных подстановок, который позволил абстрагироваться от всех факто­ров кроме структуры продукции:

Такой же результат можно получить и более простым способом, если взять разность между уровнями выполнения плана по произ­водству продукции в стоимостном и натурально-условном выра­жении (можно в нормо-часах) и умножить ее на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:

Для расчета влияния структурного фактора на объем производ­ства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб (АЦстр) за счет струк­туры (табл.11.6). Умножив полученный результат на общий факти­ческий объем производства продукции в натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выра­жении:

 

Расчет влияния структурного фактора на объем производства продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при факти­ческой структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства про­дукции в условно-натуральном выражении:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...