Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ объема реализации продукции и выявление резервов его роста.
Резервы роста объема производства и реализации продукции - количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Классификация внутрипроизводственных резервов роста объема производства и реализации продукции. Внутрипроизводственные резервы роста объема реализации зависят от: 1) резервов роста объема производства продукции: 1.1. за счет улучшения использования трудовых ресурсов:, • создание дополнительных рабочих мест, • ликвидация потерь рабочего времени, • повышение производительности труда, • улучшение структурных кадров, рост квалификации. 1.2. за счет улучшения использования основных фондов, • укомплектование новых рабочих мест оборудованием, • ликвидация потерь времени работы оборудования, • повышение производительности оборудования, • улучшение структуры основных фондов. 1.3. за счет улучшения использования предметов труда, • снижение норм расхода сырья и материалов, • внедрение прогрессивных видов сырья и материалов, • сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов. 2) резервов роста объема реализации за счет сокращения остатков нереализованной 2.1. снижение сверхплановых остатков товаров отгруженных, 2.2. снижение сверхплановых запасов готовой продукции. Основными направлениями поиска резервов роста объема производства продукции являются: • создание дополнительных рабочих мест, • внедрение мероприятий НТП, • повышение производительности труда за счет его интенсификации (совмещение профессий, научная организация труда, повышение квалификации, распространение передового опыта и т.п.), • улучшение использования рабочего времени сокращение целодневных и внутрисменных потерь, непроизводительных затрат. Факторы, определяющие объем производства и реализации продукции можно объединить в три группы: 1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП=ЧР×ГВ, РП = ЧР×ГВ×ДВ где ЧР - среднесписочная численность работников предприятия, ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником, Дв - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода. Определение величины резервов производится следующим образом: Р↑ВПкр=Р↑КР×ГВф, Р↑ВПфрв,=Р↑ФРВ×ЧВф, Р ↑ ВПче = Р↑ЧВ× ФРВв где Р↑ВПкр Р↑ВПфрв Р ↑ ВПче - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих, Р↑КР - резерв увеличения количества рабочих мест, Р↑ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия, Р↑ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы, ФРВВ - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста. 2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность использования: ВП=ОПФ×ФО, РП=ОПФ×ФО×Дв где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия, ФО — фондоотдача основных производственных фондов. Резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р Т К), времени его работы (Р Т Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р Т ЧВ) рассчитываются по формулам: Р↑ВПк=Р×К×ГВф, Р↑ВПт=Р↑Т↑ЧВф, Р↑ВПче =Р↑ЧВ↑Тв 3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования: ВП = МЗхМО, РП = МЗхМОхДв где МЗ - сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции, МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат). Резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом: а) дополнительное количество 1-го материала делится на норму его расхода на единицу 1- го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции: Р↑ВП =∑(Р↑Мi÷НРinn×Цinn) б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу 1-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются: Р↑ВП = ∑(Р↓Omxi÷НРinn×Цinn) в) планируемое сокращение нормы расхода 1-го ресурса на единицу 1-го вида продукции \Р I- НР) умножаетс на планируемый к выпуску объем производства 1-го вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции: Р↑ВП = ∑(Р↓НРi×VВВinn ÷НРinn×Цinn) В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту и номенклатуре выпускаемой продукции. Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Номенклатура -перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ. Ассортимент- перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям, которые включены в основной перечень (госзаказ). Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции предприятием. Оперативный анализ выполнения плана по выпуску продукции, млн руб. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: а) по способу наименьшего процента (в нашем примере, приведенном в табл.11.4, он составляет 87,5%); б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции (в нашем примере он составляет 50%); в) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). По этой методике план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92064/96000 * 100). Для оперативного анализа выполнения плана по ассортименту используются данные, приведенные в табл.11.3. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешнимотносятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины-недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. Выполнение плана по ассортименту Оценка выполнения плана по структуре выпускаемой продукции. Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре -значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низкорентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл.11.5). Таблица 11.5.Анализ структуры товарной продукции
*туб — тысяч условных банок. Данные показателя графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах Квп: 1,026025(164400/160230). Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланиро ванная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб., т.е. доля более дорогой продукции в общем ее выпуске увеличилась. В основу этого расчета положен принцип цепных подстановок, который позволил абстрагироваться от всех факторов кроме структуры продукции: Такой же результат можно получить и более простым способом, если взять разность между уровнями выполнения плана по производству продукции в стоимостном и натурально-условном выражении (можно в нормо-часах) и умножить ее на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении: Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб (АЦстр) за счет структуры (табл.11.6). Умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
Расчет влияния структурного фактора на объем производства продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 481. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |