Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стохастические способы и приемы в анализе хозяйственной деятельности.
В экономической практике часто встречаются стохастические зависимости. При наличии стохастической зависимости каждой величине факторного показателя может соответствовать несколько значений результативного показателя, так как на него оказывают действие и другие факторы. Взаимосвязь между исследуемыми факторами и результативным показателем проявится, если взять для исследования большое количество наблюдений. Для исследования стохастический зависимостей применяют корреляционный анализ. Он позволяет решить следующие задачи: · определить изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, то есть определить, на сколько изменяется величина результативного показателя при изменении факторного показателя на единицу измерения; · установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора. Для изучения связи одного факторного и результативного показателей используется парная корреляция, а при изучении взаимодействия нескольких факторов с результативным показателем – множественная корреляция. Рассмотрим методику парного корреляционного анализа. Она включает следующие этапы: 1.Сбор экономической информации о значении результативного показателя и влияющих на него факторов. Она должна быть проверена на точность, однородность и соответствие закону нормального распределения. 2.Определение фактора, который оказывает определяющее влияние на результативный показатель и исследование тесноты его связи с результативным показателем. Для этого рассчитывается коэффициент парной корреляции:
где у – величина результативного показателя; х – величина факторного показателя; п – число наблюдений. Для расчета коэффициента корреляции строится вспомогательная таблица по следующей форме:
Коэффициент корреляции может принимать значения от 0 до 1. Значение коэффициента корреляции указывает на тесноту связи, если: - связь слабая; · - связь умеренная; · - связь заметная; · - связь сильная; · - связь очень сильная. В том случае, если коэффициент корреляции равен нулю, то связь между результативным и факторным показателями отсутствует и проводить дальнейший анализ нецелесообразно. Если он равен 1, это значит, что между результативным и факторным показателем существует функциональная зависимость и ее нужно исследовать методами детерминированного факторного анализа. 3. Выбор уравнения связи. Для этого может применяться метод сопоставления параллельных рядов, группировка данных или построение линейных графиков. Последний из них является наиболее наглядным. В соответствии с видом зависимости могут использоваться уравнение прямой ( ), парабола второго порядка (yx = a + bx + cx2), более сложные параболы(3-го, 4-го порядка и так далее), гипербола, а также квадратические, степенные и другие функции. 4. Определение параметров уравнения связи. Для модели типа для этого решается следующая система уравнений: Методом подстановки х и у находятся параметры a и b. 5. Экономическая интерпретация уравнения связи. Параметр а, при этом, не интерпретируется – это постоянная величина, не связанная с изменением фактора х. Параметр b показывает среднее изменение результативного показателя при изменении величины факторного показателя на единицу его измерения. Например, если полученная зависимость объема реализации продукции на рекламу имеет вид , то это значит, что при увеличении затрат на рекламу на 1 тыс. рублей реализации продукции увеличится на 7,8 тыс. рублей. Степень влияния фактора на результат оценивается с помощью коэффициента детерминации d. Он равен возведенному в квадрат коэффициенту корреляции: . Например, коэффициент детерминации, равный 0,8, показывает, что от расходов на рекламу зависит 80% объема реализации продукции, а на долю других факторов приходится 20%. Как вы заметили, корреляционный анализ связан с большим количеством расчетов. Поэтому его лучше выполнять с использование вычислительной техники, особенно если речь идет о множественной корреляции. При этом необходимо соблюдать следующие правила отбора факторов: · учет причинно-следственных связей: исследование математических соотношений без учета экономической логики не имеет практического значения; · отбор самых значимых факторов: факторы, которые имеют критерий надежности по Стьюденту меньше табличного, не являются значимыми; · факторы должны быть количественно измеримыми, информация о них должны содержаться в учете и отчетности; · в корреляционную модель линейного типа не рекомендуется включать факторы, связь которых с результативным показателем имеет результативный характер; · не рекомендуется включать в корреляционную модель взаимосвязанные факторы, коэффициент корреляции между которыми более 0,85. Один из таких факторов следует исключить.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |