Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Предмет, метод, система административного права.




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего образования

«Тверской государственный университет»

Т.В. Кувырченкова

ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

для бакалавров

 

 

Тверь 2018

УДК

ББК

К

 

Кувырченкова Т.В.

Институты административного и административно-процессуального права: учебное пособие для студентов квалификации (степени) бакалавр очной и заочной форм обучения. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2018. - 236 с.

 

Учебное пособие подготовлено для студентов квалификации (степени) бакалавр очной и заочной форм обучения. Цель учебного пособия – оказать помощь студентам в овладении курса «Административное право», сформировать у студентов комплекс теоретических и правовых знаний, практических умений и навыков по применению административного и административно-процессуального законодательства, необходимого для выполнения профессиональных обязанностей.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

 

Кувырченкова Т.В., 2018

                                                                           Тверской государственный

                                                                            Университет, 2018

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Институты административного и административно-процессуального права» содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы административного права и административно-процессуального права рассматриваются с использованием разных методических подходов.

Основные положения, излагаемые в пособии, базируются на принципах историзма, объективности и конкретности, а также общепризнанных закономерностей формальной и диалектической логики. При характеристике рассматриваемых государственно-правовых явлений используются и частноправовые научные методы.

Учебное пособие рассчитано на студентов квалификации (степени) бакалавр очной и заочной форм обученияфакультетов и вузов, а также на всех изучающих или интересующихся проблемами организации государственного управления в современной России.

Изучение курса имеет практическую направленность и обеспечивает формирование следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

1. ОПК-1 - способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (Владеть:навыками анализа текстов Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, общепризнанных принципов международного права и международных договоров Российской Федерациив целях их соблюдения; Уметь:соотносить положения Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, международного права и международных договоров Российской Федерации со сферами юридической деятельности; Знать:основные положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, международного права и международных договоров Российской Федерации).

2. ПК-3 -способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (Владеть:юридической терминологией; навыками работы с нормативными правовыми актами. Уметь:определять основные направления предупреждения правонарушающего поведения.Знать:положения действующих нормативных актов соответствующего профиля правоприменения, возможные причины их нарушения и условия, способствующие этому).

3. ПК-6 -способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (Владеть:навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.Уметь:правильно применять методы и способы квалификации фактов и обстоятельств в типичных ситуациях практической юридической деятельности.Знать:понятие, принципы и стадии процесса квалификации фактов и обстоятельств).

    Учебное пособие призвано оказать помощь студентамквалификации (степени) бакалавр очной и заочной форм обучения при изучении дисциплины «Административное право» и ориентировать преподавателей при проведении учебных занятий.

 

Раздел 1.

Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть

В Российской Федерации

     Ключевую роль для понимания предмета, а, следовательно, природы административного права как отрасли права играет понимание сущности категорий государственного управления и исполнительной власти.

     Слово «управление» произошло от старорусского «управа», то есть способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать.

Управление в широком смысле слова – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, осуществление текущей деятельности, реализацию программных целей, преобразование в новое желательное состояние, решение возникающих проблем.

Управление– это перевод всякой системы в заранее заданное определенное состояние. С научной точки зрения оно представляет собой функцию организованных систем любой природы и сложности, связанную с воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления).

     Как указано выше, управление бывает разным: механическое, биологическое и социальное.

     Объектом социального управления являются отдельные люди, институционализированные или неинституционализированные общности (от малых групп до человечества в целом), их отношения, деятельность, поведение.

    Процессы социального управления могут осуществляться в самых различных сферах общества – государственной, политической, идеологической, экономической, военной и пр.

    Государственное управление – это часть социального управления.

Государственное управление в широком смысле – это организующая и направляющая деятельность государства, отдельных должностных лиц, направленная на реализацию функций по обеспечению необходимых условий жизни общества в целом и населения территориальных образований с использованием всех ветвей власти. Это целенаправленное организующее воздействие субъекта управления (государства в лице его органов и должностных лиц) на объекты управления (общества в целом, группы людей и т.п.). В узком смысле государственным управлением можно считать исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти. Это административная деятельность. Это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств) и органов исполнительной власти субъектов РФ, Все эти органы (за исключением Президента РФ) специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного управления. Общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления именно в этом смысле, являются предметом административного права.

     Можно выделить следующие основные признаки государственного управления:

1. Государственное управление осуществляется, как правило, специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ. Действуя по поручению и от имени государства, эти органы наделяются полномочиями государственно-властного характера и действуют в пределах установленной для них компетенции.

     Также административные структуры и должностные лица местного самоуправления выполняют существенный объем функций исполнительного и распорядительного характера, обладают значительными административно-властными полномочиями. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относится, в частности, местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. При делегировании им своих полномочий государственными органами исполнительной власти органы местного самоуправления непосредственно реализуют функции государственного управления.

     Помимо государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, исполнительные и распорядительные полномочия осуществляют также администрации предприятий, учреждений, других организаций в процессе управления ими, при проведении внутриорганизационных мероприятий. А также в отдельных случаях администрации предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по осуществлению государственных функций (установление локальных норм, регулирующие отдельные аспекты трудовых отношений в организациях и т.д.).

2. Государственное управление – это непрерывная, планомерная деятельность, направленная на содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, государственных интересов, обеспечения общественного порядка и безопасности, В процессе государственного управления обеспечиваются как интересы государства, так и права и свободы граждан. Государственное управление осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности общества – экономической, социально-культурной и административно-политической.

3. Государственное управление - это исполнительно-распорядительная деятельность по применению Конституции РФ, законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Кроме того, в рамках государственного управления наряду с правоприменением осуществляется административное правотворчество и реализуются полномочия юрисдикционного характера (разрешение административных споров, применение мер административного предупреждения или административного пресечения, назначение административных наказаний).  

    Сущность управленческой деятельности проявляется в его функциях. Под функциями управления понимается та или иная задача, которую оно решает, относительно самостоятельный вид управленческой деятельности, выделившийся в процессе разделения и специализации труда (например, планирование), отдельная сфера, где принимаются специфические решения. Функции управления бывают общими и специфическими. Общие функции, отражающие его содержание, порядок осуществления соответствующих действий, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирования, координацию, контроль и распорядительство.

     Таким образом, можно выделить следующие функции государственного управления:

1. Сбор, анализ и обработка информации – информационное обеспечение государственного управления.

2. Прогнозирование (предвидение, как считал А. Файоль) – предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-технического анализа.

3. Планирование – определение достижения конкретных результатов деятельности в тот или иной период, а также путей и средств их достижения. Одним из способов планирования является разработка программ по развитию отношений в различных сферах государственного управления.

4. Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения прав и свобод граждан, общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений и т.д.

5. Организация – формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. В узком смысле – упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, управленческих процессов.

6. Координация – обеспечение согласованной работы различных органов государственного управления, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач. Достигается двумя путями: либо соглашением между заинтересованными участниками, либо властным предписанием уполномоченного органа, обязательного для координируемых участников.

7. Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений в форме принятия административных актов – приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д. В узком смысле – дача текущих указаний руководящими должностными лицами.

8. Контроль – установление соответствия фактической деятельности правовым предписаниям и заданиям, т.е. соотношение намеченного и сделанного в системе государственного управления. Также – наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. Контрольная функция управления создает основу не только для повышения эффективности работы, но и для поощрения сотрудников.

9. Учет – фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления (материальных ресурсов, документов и др.).

Помимо общих функций можно выделить специальные, например, функции должности.

Как и любая другая деятельность управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, то есть правилами. К основным принципам управления можно отнести следующие:

1. Научность. Научных подход необходим, поскольку в современных условиях практически невозможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений.

2. Целенаправленность. Управленцы действуют ради решения каких-то проблем.

3. Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту управления с учетом его особенностей. Но, с другой стороны, во всех соответствующих процессах присутствуют общие моменты, позволяющие использовать универсальные методы достижения целей.

4. Последовательность. Все управленческие действия осуществляются в строго определенном порядке как во времени, так и в пространстве. В ряде случаев они могут быть цикличными, повторяться в том же виде через определенные промежутки времени.

5. Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером государственных процессов.

6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления. Исполнители должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией, а в определенных рамках действовать самостоятельно.

Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной.

Можно выделить следующие виды государственного управления:

1. По целевому назначению:

- внутреннее – осуществляется исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы э тих органов и обеспечения правовых режимов их работы (например, совершенствование системы государственной службы)

- внешнее – осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации внешних полномочий, адресованных субъектам права, не входящим в структуру государственной администрации (например, государственная регистрация, лицензирование)

- внутриорганизационное – по содержанию сходно с внутренним управлением, но осуществляется внутри органов законодательной, судебной власти, прокуратуры и иных государственных органов, не относящихся к исполнительным органам государственной власти.

       2. По формам (методам):

- суверенное (публичное) управление – принуждающее управление, осуществляется в основном органами исполнительной власти, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка.

- частноправовое управление – предполагает равноправие государства как участника частноправовых отношений. Может осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по оказанию услуг населению, обеспечению нормального состояния общества. (обеспечение электроэнергией, водой и т.д.)

       3. С точки зрения организации:

- общее управление – предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности

- особенное управление – распространяется на конкретные сферы и области (финансы, строительство, сельское хозяйство и др.).

    Говоря о государственном управлении и его субъектах, необходимо рассмотреть категорию «исполнительная власть», так как именно органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Основное предназначение исполнительной власти и ее основная функция состоят в организации исполнения законодательных актов, осуществлении исполнительной, организационной деятельности.

      Понятие «исполнительна власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления, эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Кроме того, государственное управление осуществляется в определенных пределах и другими органами – законодательными, судебными, органами местного самоуправления.

 

Тема 2. Предмет, метод, система административного права.

Административное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. В юридической науке содержится множество определений понятия административного права.

Так, Б.М. Лазарев определяет административное право как отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, которые возникают в ходе организации и осуществления государственными органами исполнительной и распорядительной деятельности.

Ю.М. Козлов определяет административное право, как отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

А.П. Алехин и А.А. Кармолицкий понимают административное право, как систему правовых норм, регулирующих управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях российского общества.

В учебнике ФГБОУВПО «московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)» 2015г. административное право определяется, как отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере публичного (государственного) управления.

Таким образом, административное право можно определить, как систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления государственного управления.

Отграничение административного права от остальных отраслей права происходит на основе разграничения предмета и метода правового регулирования.

Предмет административного права можно определить, как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности системы исполнительных органов.

В учебнике ФГБОУВПО «московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)» 2015г. предмет административного права предлагается понимать, как систему общественных отношений, складывающихся по поводу обеспечения исполнения физическими лицами и организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ посредством применения специфический (административно-правовых) форм и методов.

Братановский С.Н. определял предмет административного права, как систему общественных отношений, складывающуюся в сфере публичного управления по исполнению законов и подзаконных актов и направленную на достижение социально-полезных целей.

Общественные отношения, являющиеся предметом административного права, обладают специфическими признаками:

1) Они обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления (исполнительная – направлена на исполнение законов ми иных нормативно-правовых актов; распорядительная – в процессе управления субъекты управления обладают правом действовать от имени государства и принимать обязательные к исполнению акты, т.е. осуществлять распорядительные полномочия)

2) Они носят государственно-властный характер, поскольку субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями ми выступают от имени государства. Чаще всего в общественных отношениях имеется юридическое неравенство участников.

Административное право свою регулятивную функцию осуществляет определенным только ему присущим методом воздействия на общественные отношения. Сущность метода обусловливается содержанием государственно-управленческой деятельности и предметом административного права.

Можно выделить следующие особенности метода административно-правового регулирования:

1. Для него наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия) и запреты (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия). В связи с чем административно-правовой метод часто называют методом императивного регулирования (императивным методом)

2. Он является методом юридического неравенства сторон, поскольку базируется на отношениях субординации – т.е. одна сторона управленческого отношения подчиняется другой, что обусловлено различными ролями и задачами субъектов управленческих отношений

3. Он предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (субъекта государственного управления). Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение

4. Властность и односторонность не исключают использования в необходимых случаях дозволительных средств. Однако, как правило, возможность использования дозволений напрямую предписывается административно-правовыми нормами.

Таким образом, суть метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

а) установление определенного порядка действий - предписание к действию надлежащим образом в соответствующих условиях, предусмотренных данной административно-правовой нормой.

Так, ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административные наказания могут быть наложены не позднее двух месяцев со дня совершения проступка;

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Это вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которое он оценивает как противоправные.

Система административного права - это внутреннее строение отрасли, отражающее последовательное расположение образующих ее элементов - институтов и норм, их единство и структурную взаимосвязь.

Система административного права включает:

- общую часть – общие регулятивное ми охранительные нормы, а также нормы, регулирующие административный процесс.

   Разделы и институты общей части административного права включают в себя нормы:

- регулирующие административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права;

- регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

- регулирующие административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений, организаций;

- регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций (муниципальные, общественные, религиозные, коммерческие, и др.);

- регулирующие формы и методы, способы властного воздействия государственной администрации на субъекты права;

- обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

- регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);

- регулирующие административно-деликтные отношения (виды, меры административного принуждения и порядок их применения, определение органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; регламентация принципов производства по делам об административных правонарушениях).

- особенную часть – специальные регулятивные и охранительные нормы, которые действуют в отдельных сферах функционирования исполнительной власти.

Разделы особенной части административного права включают в себя нормы, регулирующие:

- управление экономикой и хозяйственной сферой;

- управление в административно-политической сфере;

- управление в социально-культурной сфере;

- управление в межотраслевых сферах управления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...