Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральные органы исполнительной власти




      Система федеральных органов исполнительной власти установлена Конституцией РФ, федеральными законами и иными федеральными нормативно-правовыми актами. Она представляет собой совокупность органов государственного управления, имеющих свое специальное назначение, организационную структуру, определенную компетенцию для решения конкретных задач и осуществления функций государственного управления.

     Конституция закрепляет следующие положения, касающиеся построения системы федеральных органов исполнительной власти. Так, часть 2 статьи 77 указывает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Статья 78 закрепляет следующие положения:

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

 В настоящий момент система федеральных органов исполнительной власти закреплена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и представлена федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

Согласно Указуфедеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзорув установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Таким образом, в основу организации системы федеральных органов исполнительной власти положен функциональный принцип.

До принятия Указа Президента РФ 2004 г. в систему органов исполнительной власти включались федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти.

Структура федеральные органов исполнительной власти больше подвержена изменениям и в настоящее время определена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Она представлена следующими органами:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное агентство по туризму

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральное агентство по делам молодежи

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство научных организаций

Федеральное агентство по делам национальностей

Такая классификация федеральных органов исполнительной власти представлена Указом Президента РФ. Но, кроме этой группировки органов можно также выделить следующие виды указанных органов власти:

1. финансово-экономический блок федеральных органов исполнительной власти;

2. блок федеральных органов исполнительной власти, управляющих хозяйственными комплексами;

3. блок федеральных органов исполнительной власти, управляющих в сфере социально-культурной деятельности;

4. блок федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих государственное управление в сфере защиты конституционного строя, суверенитета, обороны страны, государственной и общественной безопасности, внешнеполитической деятельности, юстиции;

5. блок федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих межотраслевое управление.

Как было указано, федеральные органы исполнительной власти, согласно Конституции РФ, осуществляют свои полномочия на территории субъектов РФ непосредственно либо через создаваемыми ими территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Порядок их формирования определяется Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти".

     Примерами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являются управления (главные управления), службы, региональные отделения, инспекции, и другие. 

    Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти занимают особое положение в системе органов исполнительной власти. Они являются федеральными органами исполнительной власти, их создание, реорганизация, ликвидация производятся на основании решений федеральных органов исполнительной власти. Финансирование осуществляется из федерального бюджета. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти подчиняются создавших их федеральным органам исполнительной власти и действуют под их непосредственным руководством. Однако при этом они не являются федеральными органами исполнительной власти, не входят в их структуру, не являются их структурными подразделениями, а признаются самостоятельными субъектами, обладают правами юридического лица. Не входят территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, хотя осуществляют свою деятельность не на всей территории Российской Федерации, а в пределах территории одного из субъектов РФ, либо нескольких субъектов РФ, федерального округа.

    Тем не менее территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ тесно взаимодействуют друг с другом при осуществлении своих функций.

Формами взаимодействия являются:

1. планирование и реализация совместных мероприятий;

2. подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ и субъектов РФ;

3. обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке;

4. проведение совещаний;

5. создание консультативно-совещательных и координационных органов и другие.

     Территориальные органы выступают субъектами государственного управления, реализуя государственно-властные полномочия, делегированные им федеральными органами исполнительной власти. Задачи, функции и полномочия отдельных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти закрепляются в положениях, утверждаемых руководителями создавших их федеральных органов исполнительной власти.

      Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативно-правовые акты.  










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...