Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмпирическая проверка модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
При использовании Метода ретроспективного самоотчета на третьем этапе исследования - эмпирической проверки теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» были получены следующие результаты. В группе респондентов было получено 1723 эмпирических индикатора в описании состояний диапазона «леность – волевое усилие»: состояния лености - 573, состояния волевого усилия - 354, состояния перехода от лености к волевому усилию - 387, состояния перехода от волевого усилия к лености - 409. В результате проведения контент-анализа была подтверждена четврехуровневая модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие», включающая в себя Базовый уровень (Пространство, Время, Информация, Энергия, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент, Волевой компонент) и Социально-психологический уровень (Смыслы саморегуляции, Рефлексивный компонент, Саморегуляция социального взаимодействия). Категориями, показавшими наибольшую частоту встречаемости при описании состояния лености, оказались Энергия (Высокая интенсивность)(21,8%) и Телесный компонент (Субстрат) (19,54%), при описании состояния волевого усилия – Волевой компонент (Усилие) (22,31%). В то время как при переходе от лености к волевому усилию и при переходе от волевого усилия к лености категорией с наибольшими показателями частотности является Эмоциональный компонент (Астенические эмоции и состояния) (20,9%, 18,58%).(Приложения 7-10) Данные категории также показали наибольшие частоты на первом этапе исследования, что также подтверждает разработанную модель. Категории, показавшие наибольшую частоту встречаемости на первом этапе исследования не продемонстрировали того же на втором этапе, очевидно, в связи со значительным уменьшением объема выборки: Эмоциональный компонент (Астенические эмоции и состояния), Рефлексия для состояния лености и Энергия (Высокая интенсивность) и Телесный компонент (Субстрат) для переходных состояний диапазона "леность - волевое усилие". Далее рассмотрим значимые различия в частоте встречаемости категорий в состояниях диапазона "леность - волевое усилие". Таблица 14.
Сравнение встречаемости категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» в состоянии лености и волевого усилия на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».
Примечание. Жирным выделены значимые различия.
Описания состояния лености характеризуются большей выраженностью категорий Энергия (Высокая интенсивность), Телесный компонент (Субстрат) на Базовом уровне, категорий Эмоциональный компонент (Астенические эмоции и состояния) и Волевой компонент (Отсутствие интенции) на Собственно психологическом уровне. Состояние волевого усилия отличается выраженностью категорий Время (Настоящее) на Базовом уровне, категорий Волевой компонент (Усилие) на Собственно психологическом уровне. Таблица 15.
Сравнение встречаемости категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» в состоянии лености и перехода от лености к волевому усилию на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».
Примечание. Жирным выделены значимые различия.
Описание перехода от состояния лености к волевому усилию в сравнении с описанием состояния лености характеризуется значимо меньшей выраженностью категорий Телесный компонент (Субстрат), Энергия (Высокая интенсивность) на Базовом уровне, категории Волевой компонент (Отсутствие усилия) на Собственно психологическом уровне. В описаниях состояния лености менее выражена категория Смыслы саморегуляции на Метапсихологическом уровне.
Таблица 16. Сравнение встречаемости категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» в состоянии лености и перехода от волевого усилия к лености на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».
Примечание. Жирным выделены значимые различия.
Описание перехода от состояния волевого усилия к лености в сравнении с описанием состояния лености характеризуется значимо меньшей выраженностью категорий Время (Настоящее), Энергия (Высокая интенсивность), Телесный компонент (Субстрат) на Базовом уровне и категории Волевой компонент (Отсутствие усилия) на Собственно психологическом уровне. Таблица 17.
Сравнение встречаемости категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» в состоянии волевого усилия и перехода от волевого усилия к лености на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».
Примечание. Жирным выделены значимые различия.
Описание состояния волевого усилия относительно перехода от волевого усилия к лености характеризуется значимо большей выраженностью категории Волевой компонент (Усилие на Собственно психологическом уровне. При описании перехода от волевого усилия к лености более выражена категория Эмоциональный компонент (Астенические эмоции и состояния) на Собственно психологическом уровне.
Таблица 18.
Сравнение встречаемости категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» в состоянии волевого усилия и перехода от лености к волевому усилию на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».
Примечание. Жирным выделены значимые различия.
Описание состояния волевого усилия относительно перехода от лености к волевому усилию характеризуется значимо большей выраженностью категорий Волевой компонент (Усилие), Когнитивный компонент (Целеполагаие) на Собственно психологическом уровне. При описании перехода от лености к волевому усилию более выражены категории и Эмоциональный компонент (Астенические эмоции и состояния) на Собственно психологическом уровне и Смыслы саморегуляции на Метапсихологическом уровне. Таблица 19.
Сравнение встречаемости категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» в состоянии перехода от волевого усилия к лености и перехода от лености к волевому усилию на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».
Примечание. Жирным выделены значимые различия.
Описание перехода от состояния лености к волевому усилию в сравнении с описанием перехода от волевого усилия к лености характеризуется значимо большей выраженностью категории Смыслы саморегуляции) на Метапсихологичсеком уровне. По результатам сравнения выраженности категорий в последовательных и полярных состояниях диапазона на третьем этапе исследования - эмпирической проверки теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие", были обнаружены следующие значимые различия. Для состояния леностизначимые различия были обнаружены на Базовом уровне - категории Время (Прошлое) и Энергия (Высокая интенсивность), на Собственно-психологическом уровне - Волевой компонент (Отсутствие интенции к действию), на Метапсихологическом уровне - категория Рефлексии. Для перехода от состояния лености к волевому усилию–Базовый уровень - Пространство, Собственно психологический уровень - Волевой компонент (Усилие), Метапсихологический уровень - Рефлексия. При описании состояния волевого усилия значимые различия были получены по категориям Волевой компонент (Усилие),Эмоциональный компонент (Стенические эмоции и состояния), относящиеся к Собственно психологическому уровню, а при описании перехода от волевого усилие к состоянию лености- Энергия (Низкая интенсивность), относящаяся к Базовому уровню. Наблюдается некоторое повторение результатов сравнения выраженности категорий в состояниях диапазона "леность - волевое усилие" на первом и втором этапе исследования, однако, на втором этапе не подтвердились различия в категориях Время (Прошлое, Настоящее) и Саморегуляция социального взаимодействия, что можно также связать с уменьшением объема выборки, либо со специфичной однородностью второй группы по образованию и сфере профессиональной деятельности. Отражение в ментальных репрезентациях переживания диапазона "леность - волевое усилие" представленности уровней разработанной теоретической модели подтвердилось частично: переживание состояния лености не представлено Собственно психологическим, Метапсихологическим и Социально-психологическим уровнями, что здесь не характеризует субъекта переживания в целом как интроспективно наиболее зорким, наиболее мобилизованным на обзор, состояния волевого усилия – только вторым уровнем, что может говорить о концентрация внимания на переживания "Я" и что полностью подтверждает результаты первого этапа, в переживании переходных состояний представлен только второй уровень, что дает возможность предположить, что для субъекта связи с другими не имеют значения, как и информационно-энергетические характеристики переживания. Рисунок 6.
Представленность уровней модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" в состоянии лености Рисунок 7. Представленность уровней модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" в состоянии волевого усилия
Рисунок 8.
Представленность уровней модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" в состояниях перехода от лености к волевому усилию и перехода от волевого усилия к лености 3.4. Интерпретация данных исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" Модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» включает в себя Базовый уровень (Пространство, Время, Информация, Энергия, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент, Волевой компонент), Социально-психологический уровень (Саморегуляция социального взаимодействия) и Метапсихологический уровень (Смыслы саморегуляции, Рефлексивный компонент). В результате анализа данных были обнаружены категории, показавшие значимые различия в рамках диапазона "леность - волевое усилие", относящиеся к Базовому уровню -Энергия (Высокая интенсивность, Низкая интенсивность), Время (Прошлое, Настоящее, Длительность/Периодичность), Пространство, Телесный компонент (Субстрат), к Собственно психологическому уровню – Эмоциональный компонент (Стенические эмоции и состояния, Астенические и состояния), Волевой компонент (Отсутствие интенции к действию, Усилие), к Социально-психологическому уровню - Саморегуляция социального взаимодействия (От других), к Метаписхологическому уровню – Рефлексия. Данные категории чувствительны к динамике состояний диапазона «леность – волевое усилие» и будут являться динамическими для изучаемого диапазона. Динамику также можно проследить и по отражению уровней модели переживания диапазона «леность – волевое усилие»: состояние лености представлено Базовым, Собственно-психологическим и Метапсихологическим уровнями, состояние волевого усилия – только Собственно психологическимуровнем, в переходных состояниях представлены Базовый и Собственно психологический уровни. Это может охарактеризовать состояния следующим образом. Переживание состояния волевого усилия представлено преимущественно Собственно психологическим уровнем, выполняя или требуя собой выполнения интеграции всей психической жизни, отражения происходящего и как результат регулирования происходящего. При этом переживание состояния волевого усилия не представлено в ментальных репрезентациях категориями Базового уровня - пространственно-временными и информационно-энергетическими характеристиками, которые в переживании волевого усилия оказываются неважны, а также Социально-психологическим и Метапсихологическим уровнями – не выражена рефлексия, даже в процессе саморегуляции, ресурсовдля которой недостаточно из-за необходимости применять усилие. В переходных состояниях, предшествующем состоянию волевого усилия (переход от лености к волевому усилию) или последующем (переход от волевого усилия к лености) за ним, ментальные репрезентации переживания дополняются первым Базовым уровнем, отражая этим важность фундаментальных характеристик психического, ориентирования в системе координат происходящего переживания. Ментальные репрезентации переживания состояния лености будут дополнены третьим Социально-психологическим уровнем, отличаясь обусловленностью переживания опытом социального взаимодействия. Значимые различия на Базовом уровне по категории Время (Прошлое, Настоящее) были получены только для двух полярных состояний диапазона (леность и волевое усилие), что образует совместно с «фоном» некоторую систему координат динамики переживания диапазона «леность – волевое усилие». Но также стоит заметить, что на третьем этапе исследования эмпирической проверки теоретической модели данные различия не подтвердились, что, возможно, связано с тем, что в малочисленной выборке представлено не все многообразие выборочной совокупности и при небольшом объеме выборки различия не обнаружились. Возвращаясь к проблеме саморегуляции и рассматривая полученные данные в соотношении с моделями саморегуляции (подвид моделей стадий), в которых стадии (звенья) процесса саморегуляции основаны на эмпирических исследованиях, подчинены установлению механизмов, объясняющих динамику состояния [Рассказова, 2014], в дальнейшем объясняющие выбор мишеней для интервенций. Полученные данные позволяют предположить эффективность интервенций, направленных на те сферы психического, категории которых отразили динамику переживания: при саморегуляции перехода к волевому усилию были бы эффективны интервенции, направленные на регулирование высокой интенсивности переживания отрицательных эмоций и состояний, совмещенные с поддержкой усилия, как энергетического компонента переживания. При саморегуляции перехода к лености были бы эффективны интервенции, направленные на работу с навыками рефлексии и с телесными ощущениями. Заключение Исследование было посвящено изучению и разработке новой теоретической модели феномена переживания в рамках парадигмы ментальных репрезентаций на материале ретроспективного самоотчета переживания диапазона "леность - волевое усилие". Модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность-волевое усилие» на первом этапе разрабатывалась на основе теоретического анализа данных литературы по проблемам волевых состояний (волевого усилия и лености), психических состояний, саморегуляции. На втором этапе исследования проверка и уточнение категориального наполнения модели было проведено по результатам анализа эмпирических данных, полученных на широкой выборке.На третьем этапе модель прошла эмпирическую проверку на немногочисленной однородной выборке, показав полное подтверждение разработанной категориальной сетки, что соответственно подтверждает разработанную модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие». Разработанная в результате теоретического исследования и подтвержденная эмпирически модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» включает в себя Базовый уровень (Пространство, Время, Информация, Энергия, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент, Волевой компонент), Социально-психологический уровень (Саморегуляция социального взаимодействия) и Метапсихологичечкий уровень (Смыслы саморегуляции, Рефлексия). Подтверждение частных гипотез исследования отображено в уровневой компонентной структуре ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» и в выявленных значимых различиях в выраженности категорий модели в разных состояниях изучаемого диапазона. Полученные новые эмпирические данные позволяют расширить и конкретизировать научные сведения о ментальных репрезентациях переживания в целом и о ментальных репрезентациях переживания диапазона "леность - волевое усилие" в частности, новые научные знания об уровневой организации феномена переживания и о его динамических возможностях, а также рассмотрение феномена лени с новой позиции, как феномена, обладающего ресурсами для продуктивного переживания. Выводы Первым и одним из основных результатов настоящего исследования является подтверждение интроспективной доступности субъекту динамики переживания диапазона «леность – волевое усилие», эмпирически исследовать которую представляется возможным в рамках парадигмы ментальных репрезентаций. В результате исследования была разработана четырехуровневая модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие», включающая в себя Базовый уровень (Пространство, Время, Информация, Энергия, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент, Волевой компонент), Социально-психологический уровень (Саморегуляция социального взаимодействия) и Метапсихологический уровень (Рефлексия, Смыслы саморегуляции). Базовый уровень отражает фундаментальные характеристики психического, как свойства высокоорганизованной материи: пространственно-временные, информационно-энергетические параметры субстрата - телесного компонента. Собственно психологический уровень включает в себя классическую психологическую триаду психологических категорий, отражающих функциональную структуру психики, выполняя функции интеграции психической жизни, отражения и регулирования. Социально-психологический уровень есть проявление обусловленности переживания социальным опытом и анализа, направленного на себя и отношения с другими. Метапсихологический уровень отличается высокой рефлексией, направленной на процесс саморегуляции в рамках диапазона "леность -волевое усилие" и на свои когнитивные процессы, представляя собой метакогниции, мышление второго и более высокого порядка, включающее в себя контроль над познавательными процессами [Карпов, 2015]. Получившаяся теоретическая модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" соотносится с концепциями структуры фундаментальных характеристик психического (В.И.Гинецинский), функциональной структуры психики (В.А. Ганзен). Также в разработанной теории психическая деятельность отображена более целостно с появлением в структуре переживания Волевого компонента, который отсутствовал в предыдущих авторских эмпирических моделях переживания (Л.Р. Фахрутдинова), что связано со специфичностью изучаемого нами диапазона состояний. Обнаружена динамика ментальных репрезентаций переживания в рамках диапазона "леность - волевое усилие" при анализе выраженности уровней модели в переживании разных состояний: переживание состояния лености представлено Базовым, Собственно психологическим и Метапсихологичеким уровнями, состояние волевого усилия – только вторым Собственно психологическим уровнем, в переходных состояниях не представлены Социально-психологический и Метапсихологический уровни, что отличает состояния между собой по уровню рефлексии и уровню характеристик психической деятельности, активной в состояниях. Отличительно то, что состояние лености, считавшееся ранеепреимущественно негативным и трактовавшимся в терминах прокрастинации и апатии, в рамках исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" относительно других состояний показало себя как более активно переживающееся и субъективно отображающееся, требующее и уже имеющее в себе больший объем ментальных ресурсов. В результате анализа данных были обнаружены категории, показавшие значимые различия в рамках диапазона "леность - волевое усилие", эти категории чувствительны к динамике и будут являться динамическими для изучаемого диапазона. Категории, не показавшие значимых различий и одновременно имеющие средние и низкие частоты на всем диапазоне, не чувствительны к динамике и относятся к статическим. Ментальные репрезентации переживания состояния лености на Базовом уровне представлены Телесным компонентом (Субстрат), Время (Прошлое) и Энергия (Высокая интенсивность). На собственно психологическом уровне - Эмоциональный компонент (Астенические эмоции и состояния), Волевой компонент (Отсутствие интенции к действию). Метапсихологический уровень отличается выраженностью категории Рефлексия. Ментальные репрезентации переживания состояния волевого усилия на Собственно психологическом уровне представленыВолевым компонентом (Усилие) и Эмоциональным компонентом (Стенические эмоции и состояния). Ментальные репрезентации переживания переходных состояний на Базовом уровне представлены Телесным компонентом (Субстрат)и категориейЭнергия (Высокая интенсивность), на Собственно психологическом уровне -Эмоциональным компонентом (Астенические эмоции и состояния). Теоретическая модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие", разработанная на основе теоретического анализа данных литературы, проверенная и уточненная сначала на широкой выборке, затем была подтверждена в результате эмпирической проверки на менее многочисленной, но более однородной выборке, что свидетельствует об ее относительной истинности и достаточности, однако, не отрицает возможности дальнейший проверок и переработок. Появление в структуре переживания таких компонентов, как Рефлексия и Саморегуляция социального взаимодействия, Смыслы саморегуляции, подтверждает необходимость согласованного выбора мишеней интервенций при развитии саморегуляции в рамках изучаемого диапазона с динамическими категориями в рамках названного диапазона, что может увеличить эффективность и сделать значительно более оптимальным процесс развития навыков перехода от лености к волевому усилию или от волевого усилия к лености. Также более полное и целостное субъективное отражение переживания состояния лености, задействовавшее в себе большинство уровней модели, говорит об актуальности дальнейшей разработки проблемы саморегуляции в рамках исследуемого диапазона именно состояния лености, ошибочно трактовавшегося ранее как бесполезного и негативного.
Список использованной литературы 1. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: Учебное пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА.- 2000.- 372 с. 2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики.-Изд-во: Наука, Смысл.- 1999 .- 350 с. 3. Баканов Е. Н., Иванников В. А. О природе побуждения.- 1983.- №4.- с.146 4. Барабанов Д. Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов // Вестник Моск. Университета. Серия 14. Психология - 2012. - № 3.- С. 60-69. 5. Барабанов Д. Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции студентов первого и второго курса (мониторинг) // Вестник Моск. Университета. Серия 14. Психология.- 2013.- № 4.- С. 119-130. 6. Батыршина А.Р. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.- 2010.- 480 с. 7. Бергфельд А.Ю.Восприятие эмоциональных явления. Автореферат дис. канд. психол. н. - Пермь.- 2002. 8. В.Вундт. Волевые процессы. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ.-1984. 9. Вилюнас В. К.Психологические механизмы мотивации человека.—М.: Изд-во МГУ.- 1990.—288 с. 10. Войскунский А.Е., Бабанин Л.Н., Арестова О.Н. Социальная и демографическая динамика сообщества русскоязычных пользователей компьютерных сетей / Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского – М.-2000.-С.141-191. 11. Воробьева В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы. [Электронный ресурс] URL: http://www.psyvoren.narod.ru/ps_leni.htm (дата обращения: 10.12.2015). 12. Выготский Л.С. Собрание сочинений.- В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика.- 1984. 13. Ганзен В.А. Системные описания в психологии.- Л.: Изд-во Ленинград. ун-та.-1984.- 176с. 14. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс по общей психологии.- Учебное пособие СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.-1997.- 293 с. 15. Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях.- М..- 1990. – С. 23-31 16. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал.- 1991.- Т.12.- №1.- С.55-65. 17. Докторов Б. З. Методология и практика опросов "обогащенного общественного мнения // Социальная реальность.- 2007.- № 10.- С. 81- 94. 18. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.- 2001 19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.- 1999. – 314 с. 20. Елизаров В.И. Структурно-функциональные особенности субъективной репрезентации жизненных событий: Автореф. дис.канд. психол. н. - Минск.- 2000 21. Иванников В.А., Монроз А.В. Волевая саморегуляция процесса мотивации // Психологические исследования. - 2014. Т. 7.- № 35. - С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.05.2016). 22. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер.- 2011 23. Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок// Мониторинг общественного мнения.-2013.- №5. – С. 12-23 24. Калин В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. Всесоюз. конф. молодых ученых. Симферополь.-1983. 25. Карпов А.А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма: методические указания / А. А. Карпов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ.-2015. – 72 с. 26. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома// Вопросы психологии.- 1995.- №5. 27. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. -М.: Аспект-Пресс.- 2005.- 384с. 28. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов, М.: Филол. ф-т МГУ им.М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с. 29. Лавровская Я.А. Ментальные репрезентации негативных эмоций как предмет исследования // Наука и современность.- 2010.- С. 190-195 30. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.-1964. – 261 с. 31. Лукьянченко Е.А. К вопросу понимания ментальной репрезентации / Е.А. Лукьянченко // Вестник МГИМО- Университета. - 2013. - № 2. - С. 167-169. 32. Льдокова Г.М. Динамика негативных психических состояний студентов СПУЗ в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом. Автореф. канд. дисс. - Казань.-2000. 33. Манаев. О.Т. Контент-анализ – описание метода. // Психологические исследования: электрон. науч. журн.- 2010.- № 2(10). [Электронный ресурс] URL: http://psyfactor.org/(дата обращения: 11.05.2015). 34. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Под ред. А.Г. Здравомыслова.- Вып.1,2.- М.-1973.- 78с 35. Михайлова Е.Л. Ситуационные и личностные детерминанты лени: Автореферат дис. канд. психол. н. СПб. - 2007. 36. Онлайн исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. Шашкина А.В. и Поздняковой М.Е. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. (Раздел I). –214 с. 37. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.- 1998. – 411 с. 38. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М.-1970. – 216 с. 39. Подпругина В.В., Блинникова И.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств // Психологичскийжурнал.- 2002.- № 3.- С. 31-44 40. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань.-1994. – 362 с. 41. Прохоров А.О., Артищева Л.В. Образ психического состояния: динамические и структурные характеристики // Экспериментальная психология. 2012. Том 5.- № 2. - С. 63–73. 42. Прохорова Д.А. Семантические пространства психических состояний. Автореферат дисс. канд. психол. н. - Казань.-1999. 43. Психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Сост. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.-1998. – 759 с. 44. Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Психологические методы изменения поведения, связанного со здоровьем: возможности и ограничения. //Консультативная психология и психотерапия.- № 3.- 2014.- С.183-205 45. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений.- М.- 1998 .- 215 с. 46. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. СПб. - 1998. – 443 с. 47. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа.- 1980. - С. 13 - 21. 48. Семикин В.В. Возможности произвольной регуляции психофизиологических функций и состояний // Категории, принципы и методы психологии. Тезисы научных сообщений к 6 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука. - 1983.- Ч. 3. С. 480 – 482. 49. Семинар «Феномен лени в психологии: диагностика, порядок работы, способы преодоления» [Электронный ресурс] URL: http://hpsy.ru/edu/1027.htm (дата обращения: 12.12.2015). 50. Сергиенко Е.А. Модель психического и социальное познание // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8.- № 42.- С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.05.2016). 51. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. – М.- 2006. – 212 с. 52. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов / В. П. Серкин. — М.: Издательство ПЧЕЛА. - 2008. — 382 с. 53. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. - 2007. Т. 2. Вып. 1.- С. 130—150. 54. Улановский А.М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний. // Московский психотерапевтический журнал.- 2009.- № 2.- С. 27-51 55. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития.- Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. [Электронный ресурс] URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/fahrutdino.html (дата обращения: 10.12.2015) 56. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: Авторефератдис. докт. психол. н. Казань.- 2012. 57. Философский словарь он-лайн, URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/430/РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ. (дата обращения: 18.06.2016) 58. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты./ Пер. с англ. СПб.:Прайм ЕВРОЗНАК.- 2004.- 608 с. 59. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с. 60. Фирулева Е.В.Восприятие саморегуляции психических состояний. Автореферат дис. канд. психол. н. - Пермь.- 2002. 61. Ярушкин Н.Н. Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем.- Самара.- 1995. – 264 с. 62. Leventhal H., Mora P.A. Predictingoutcomesormodelingprocess? CommentaryontheHealthActionProcessApproach // AppliedPsychology: AnInternationalReview.-2008. - №57(1).- P. 51—65. 63. Whitener E.M., Klein H.J. Equivalence of computerized and traditional research methods: the roles of scanning, social environment, and social desirability // Computers in human behaviour.-1995.- 11(1).- Р. 65-75. 64. Сергєєнкова О. П., Столярчук О. А., Коханова О. П., Пасєка О. В. Загальнапсихологія. Навч. посіб. – К.: Центр учбовоїлітератури.- 2012. – 296с. Приложение 1. Бланк Метода ретроспективного самоотчета на втором этапе исследования (проверки и уточнения модели).
Просим Вас принять участие в исследовании, посвященном изучению переживания волевого усилия и лености. Заранее благодарны за участие! В этом задании нет правильных и неправильных ответов. Нас интересуют индивидуальные особенности описаний.Любое описание, соответствующее инструкции, хорошее. Пишите первое, что придет в голову. Литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Пожалуйста, вспомните ситуацию, когда бы Вы находились в состоянии лености. Расскажите, что, по-Вашему, это за ситуация, что происходило с Вами в этот момент. Опишите Ваши ощущения, переживания, эмоции, чувства, рассуждения, мысли, решения, воспоминания - все, что считаете нужным.
Если Вы считаете, что описание закончено, переходите к следующемуесли считаете, что что-то нужно добавить – добавьте это.
(новая страница)Пожалуйста, вспомните ситуацию, когда бы Вы находились в состоянии волевого усилия. Расскажите, что, по-Вашему, это за ситуация, что происходило с Вами в этот момент. Опишите Ваши ощущения, переживания, эмоции, чувства, рассуждения, мысли, решения, воспоминания - все, что считаете нужным.
Если Вы считаете, что описание закончено, переходите к следующемуесли считаете, что что-то нужно добавить – добавьте это.
(новая страница)Пожалуйста, вспомните ситуацию, когда бы Вы находились в состоянии перехода от волевого усилия к лености. Расскажите, что, по-Вашему, это за ситуация, что происходило с Вами в этот момент. Опишите Ваши ощущения, переживания, эмоции, чувства, рассуждения, мысли, решения, воспоминания - все, что считаете нужным. Если Вы считаете, что описание закончено, переходите к следующемуесли считаете, что что-то нужно добавить – добавьте это.
(новая страница)Пожалуйста, вспомните ситуацию, когда бы Вы находились в состоянии перехода от лености к волевому усилию. Расскажите, что, по-Вашему, это за ситуация, что происходило с Вами в этот момент. Опишите Ваши ощущения, переживания, эмоции, чувства, рассуждения, мысли, решения, воспоминания - все, что считаете нужным.
Если Вы считаете, что что-то нужно добавить – добавьте это.
Укажите, пожалуйста, Ваш пол______ и возраст ______.
Приложение 2. Бланк Метода ретроспективного самоотчета на третьем этапе исследования (эмпирической проверки модели). Просим Вас принять участие в исследовании, посвященном изучению переживания волевого усилия и лености. Заранее благодарны за участие! В этом задании нет правильных и неправильных ответов. Нас интересуют индивидуальные особенности описаний.Любое описание, соответствующее инструкции, хорошее. Пишите первое, что придет в голову. Литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 570. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |