Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1. Понятие ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»Стр 1 из 9Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Философско-социологический факультет Кафедра общей и клинической психологии
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИАПАЗОНА "ЛЕНОСТЬ - ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ"
Магистерская диссертация Выполнила студентка II курса философско-социологического факультета направления подготовки магистров «Психология» Сюзева Анастасия Валерьевна
Научный руководитель зав.кафедрой общей и клинической психологии, д. психол.н., профессор Левченко Елена Васильевна
Рецензент: кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии развития Полянина Ольга Ивановна
Пермь 2016 Работа выполнена на кафедре общей и клинической психологии ПГНИУ
Решением кафедры общей и клинической психологии выпускная квалификационная работа допущена к защите в ГАК (протокол №_____ от «____» ________________ 2016 года)
Заведующая кафедрой общей и клинической психологии ________________________________________ Е.В. Левченко
Рецензент кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии развития __________________________________Полянина О.И.
Научный руководитель доктор психол. наук, профессор кафедры общей и клинической психологии_________________________Е.В. Левченко
Оглавление
Введение...................................................................................................................5 ГЛАВА 1. Понятие ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» 1.1. Понятие волевого усилия и лености. Диапазон состояний«леность – волевое усилие»……………………………..........................................................9 1.2. Переживание диапазона «леность – волевое усилие»……………............14 1.3. Ментальные репрезентации переживания диапазона «леность – волевое усилие»………………………………...........................................................……18 1.4. Саморегуляция диапазона «леность – волевое усилие»………...…......…21 1.5. Модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие".....................................................................................................25 ГЛАВА 2. Организация и методы исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» 2.1. Описание выборки и процедуры исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»……......28 2.2. Методы исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» и принципы обработки данных…….31 2.3. Эмпирическая проверка теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие"...............45 ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» 3.1. Содержание и структура ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»…………...……....................................52 3.2. Динамика ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»…………...….......................................................................…57 3.3. Эмпирическая проверка модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»……………………………………..….73 3.4. Интерпретация данных исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» ………………...…..…..88 Заключение…………………………………….……..…................................…91 Выводы…………………………………………………………………….…….93 Список использованной литературы………………………………….….…97 Приложения……………………………………………………………….…...103 Введение Среди ценностей современной культуры доминируют две противоположности. С одной стороны, превозносится ценность гедонизма, расслабленности, приятного, без напряжения, времяпрепровождения. С другой стороны, высоко ценится и считается обязательным достижение успеха, звездности, невозможное без изнурительного ежедневного труда, что определяет актуальность нашего исследования. Интересно, что в психологии волевое усилие, с одной стороны, и лень и леность, с другой, изучают независимо, автономно друг от друга. Новизна исследования состоит в том, что исследователями ранее не рассматривалась возможность образования единого континуума взаимосвязанных, переходящих друг в друга состояний лености и волевого усилия, упускалось из виду то, что их переход может быть интроспективно доступен субъекту, представлен в ментальных репрезентациях переживания данного диапазона. С этой точки зрения, проблемы преодоления последствий лени и запуска волевого усилия начинают выступать не как отдельные, автономные, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Становится понятно, что недостаточно говорить отдельно о психокоррекционном и психотерапевтическом воздействии для лени [Воробьева, Якиманская, 2015] и самомобилизующем или развивающем для волевого усилия [Барабанов, 2012, 2013], а следует рассматривать весь диапазон целостно, в динамике, с интроспективной позиции данности субъекту его переживания, выходя в конечном счете на проблему саморегуляции перехода от одного состояния к другому. Основным понятием настоящего исследования является многозначное понятие переживание, с одной позиции определяющееся как интроспективное явление самосознания, интегрирующее субъективный мир человека, с другой позиции - проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта [Фахрутдинова, 2012]. Однако в данном подходе исключаются из рассмотрения волевые процессы, без которых невозможно передать целостность психического. Поэтому в рамках нашего исследования феномен переживания рассматривается как интроспективная картина состояний диапазона «леность – волевое усилие». Возврат к интроспективной трактовке переживания позволит обратиться к анализу конкретно-психологического содержания этого явления. Таким образом, объектомданного исследования выступает феномен переживания. Предметом – интроспективное содержание переживания диапазона «леность - волевое усилие» и его вербальные репрезентации. Основная гипотеза исследования – существует структурно-динамическая модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие», доступная к изучению через вербальные репрезентации данного феномена. Частные гипотезы: 1. Ментальные репрезентации переживания диапазона «леность – волевое усилие» представляют собой психический феномен, имеющий уровневую структуру: Базовый уровень (Пространство, Время, Информация, Энергия, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент, Волевой компонент), Социально-психологический уровень (Саморегуляция социального взаимодействия),Метапсихологический уровень (Рефлексивный компонент, Смыслы саморегуляции). 2. Динамика ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» представляет собой изменение выраженности структурных компонентов переживания в разных состояниях изучаемого диапазона. Цель исследования - разработка теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие". В соответствии с целью и гипотезами решаются теоретические и эмпирические задачиисследования: 1. Провести историко-психологический анализ эволюции изучения категории переживания диапазона «леность – волевое усилие». 1.1. Изучить степень разработанности феномена переживания диапазона «леность – волевое усилие» и эмпирических характеристик данного феномена. 1.2. Обосновать представление о структуре и динамике переживания диапазона «леность – волевое усилие». 2. Эмпирически изучить структурно-динамическую организацию переживания диапазона «леность – волевое усилие». 2.1. Исследовать структурные компоненты переживания и отношения между этими компонентами в рамках диапазона «леность - волевое усилие». 2.2. Разработать структурно-динамическую модель переживания диапазона «леность – волевое усилие». 2.3. Провести эмпирическую проверку разработанной теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие". Интроспективно «схватить» основные характеристики субъекта отражения, познания и переживания возможно в рамках парадигмы ментальных репрезентаций (Брушлинский А.В., Сергиенко Е.А., 1998, Блинникова И.В., 2003; Подпругина В.В., 2003; Кильченко О.И., 2003). Под ментальными репрезентациями мы понимаем «умственный образ того или иного явления, субъективную форму «видения» происходящего» [Холодная, 1997].Исследование проводилось с использованием Метода ретроспективного самоотчета с дальнейшим применением контент-анализа, что дает возможность делать выводы о качественном, в том числе латентном, содержании ментальных репрезентаций (М.Н.Семенова, Е.В.Свередюк, Е.Кубрякова). Статистическая обработка проводилась с использованием ϕ-критерия Фишера, для анализа выраженности категорий в состояниях заданного диапазона. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и конкретизации научных сведений о ментальных репрезентациях переживания в целом и о ментальных репрезентациях переживания диапазона "леность - волевое усилие" в частности, новых научных знаний об уровневой организации ментальных репрезентаций переживания. В массовой культуре в качестве идеалов повседневности фиксируются состояние лености и состояние волевого усилия в качестве полярных, в то время как в реальной жизни, чтобы сохранить здоровье и успешно противостоять стрессу, человек должен овладеть искусством произвольного перехода от одного состояния к другому, включения нужного, оптимального в данный момент состояния, т.е. решить проблему саморегуляции состояний диапазона «леность – волевое усилие», что определяет практическую значимость нашего исследования.
Глава 1. Понятие ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 364. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |