Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Понятие ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Философско-социологический факультет

Кафедра общей и клинической психологии

 

 

МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИАПАЗОНА "ЛЕНОСТЬ - ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ"

 

Магистерская диссертация

Выполнила студентка II курса философско-социологического факультета направления подготовки магистров «Психология»

Сюзева Анастасия Валерьевна

 

Научный руководитель

зав.кафедрой общей и клинической психологии,

д. психол.н., профессор

Левченко Елена Васильевна

 

Рецензент: кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии развития

Полянина Ольга Ивановна

 

 

Пермь 2016

Работа выполнена на кафедре общей и клинической психологии ПГНИУ

 

Решением кафедры общей и клинической психологии выпускная квалификационная работа допущена к защите в ГАК (протокол №_____ от  «____» ________________ 2016 года)

 

 

Заведующая кафедрой общей и клинической психологии ________________________________________ Е.В. Левченко

 

Рецензент

кандидат психол. наук, доцент кафедры

психологии развития __________________________________Полянина О.И.

 

Научный руководитель

доктор психол. наук, профессор кафедры

общей и клинической психологии_________________________Е.В. Левченко

 


Оглавление

 


Введение...................................................................................................................5

ГЛАВА 1. Понятие ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»

1.1. Понятие волевого усилия и лености. Диапазон состояний«леность – волевое усилие»……………………………..........................................................9

1.2. Переживание диапазона «леность – волевое усилие»……………............14

1.3. Ментальные репрезентации переживания диапазона «леность – волевое усилие»………………………………...........................................................……18

1.4. Саморегуляция диапазона «леность – волевое усилие»………...…......…21

1.5. Модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие".....................................................................................................25

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»

2.1. Описание выборки и процедуры исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»……......28

2.2. Методы исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» и принципы обработки данных…….31

2.3. Эмпирическая проверка теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие"...............45

ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»

3.1. Содержание и структура ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»…………...……....................................52

3.2. Динамика ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»…………...….......................................................................…57

3.3. Эмпирическая проверка модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»……………………………………..….73

3.4. Интерпретация данных исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» ………………...…..…..88

Заключение…………………………………….……..…................................…91

Выводы…………………………………………………………………….…….93

Список использованной литературы………………………………….….…97

Приложения……………………………………………………………….…...103



Введение

Среди ценностей современной культуры доминируют две противоположности. С одной стороны, превозносится ценность гедонизма, расслабленности, приятного, без напряжения, времяпрепровождения. С другой стороны, высоко ценится и считается обязательным достижение успеха, звездности, невозможное без изнурительного ежедневного труда, что определяет актуальность нашего исследования. Интересно, что в психологии волевое усилие, с одной стороны, и лень и леность, с другой, изучают независимо, автономно друг от друга.

Новизна исследования состоит в том, что исследователями ранее не рассматривалась возможность образования единого континуума взаимосвязанных, переходящих друг в друга состояний лености и волевого усилия, упускалось из виду то, что их переход может быть интроспективно доступен субъекту, представлен в ментальных репрезентациях переживания данного диапазона.

С этой точки зрения, проблемы преодоления последствий лени и запуска волевого усилия начинают выступать не как отдельные, автономные, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Становится понятно, что недостаточно говорить отдельно о психокоррекционном и психотерапевтическом воздействии для лени [Воробьева, Якиманская, 2015] и самомобилизующем или развивающем для волевого усилия [Барабанов, 2012, 2013], а следует рассматривать весь диапазон целостно, в динамике, с интроспективной позиции данности субъекту его переживания, выходя в конечном счете на проблему саморегуляции перехода от одного состояния к другому.

Основным понятием настоящего исследования является многозначное понятие переживание, с одной позиции определяющееся как интроспективное явление самосознания, интегрирующее субъективный мир человека, с другой позиции - проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта [Фахрутдинова, 2012]. Однако в данном подходе исключаются из рассмотрения волевые процессы, без которых невозможно передать целостность психического. Поэтому в рамках нашего исследования феномен переживания рассматривается как интроспективная картина состояний диапазона «леность – волевое усилие». Возврат к интроспективной трактовке переживания позволит обратиться к анализу конкретно-психологического содержания этого явления.

Таким образом, объектомданного исследования выступает феномен переживания. Предметом – интроспективное содержание переживания диапазона «леность - волевое усилие» и его вербальные репрезентации.

Основная гипотеза исследования – существует структурно-динамическая модель ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие», доступная к изучению через вербальные репрезентации данного феномена.

Частные гипотезы:

1. Ментальные репрезентации переживания диапазона «леность – волевое усилие» представляют собой психический феномен, имеющий уровневую структуру: Базовый уровень (Пространство, Время, Информация, Энергия, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент, Волевой компонент), Социально-психологический уровень (Саморегуляция социального взаимодействия),Метапсихологический уровень (Рефлексивный компонент, Смыслы саморегуляции).

2. Динамика ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие» представляет собой изменение выраженности структурных компонентов переживания в разных состояниях изучаемого диапазона.

Цель исследования - разработка теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие".

В соответствии с целью и гипотезами решаются теоретические и эмпирические задачиисследования:

1. Провести историко-психологический анализ эволюции изучения категории переживания диапазона «леность – волевое усилие».

1.1. Изучить степень разработанности феномена переживания диапазона «леность – волевое усилие» и эмпирических характеристик данного феномена.

1.2. Обосновать представление о структуре и динамике переживания диапазона «леность – волевое усилие».

2. Эмпирически изучить структурно-динамическую организацию переживания диапазона «леность – волевое усилие».

2.1. Исследовать структурные компоненты переживания и отношения между этими компонентами в рамках диапазона «леность - волевое усилие».

2.2. Разработать структурно-динамическую модель переживания диапазона «леность – волевое усилие».

2.3. Провести эмпирическую проверку разработанной теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие".

Интроспективно «схватить» основные характеристики субъекта отражения, познания и переживания возможно в рамках парадигмы ментальных репрезентаций (Брушлинский А.В., Сергиенко Е.А., 1998, Блинникова И.В., 2003; Подпругина В.В., 2003; Кильченко О.И., 2003). Под ментальными репрезентациями мы понимаем «умственный образ того или иного явления, субъективную форму «видения» происходящего» [Холодная, 1997].Исследование проводилось с использованием Метода ретроспективного самоотчета с дальнейшим применением контент-анализа, что дает возможность делать выводы о качественном, в том числе латентном, содержании ментальных репрезентаций (М.Н.Семенова, Е.В.Свередюк, Е.Кубрякова). Статистическая обработка проводилась с использованием ϕ-критерия Фишера, для анализа выраженности категорий в состояниях заданного диапазона.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и конкретизации научных сведений о ментальных репрезентациях переживания в целом и о ментальных репрезентациях переживания диапазона "леность - волевое усилие" в частности, новых научных знаний об уровневой организации ментальных репрезентаций переживания.

В массовой культуре в качестве идеалов повседневности фиксируются состояние лености и состояние волевого усилия в качестве полярных, в то время как в реальной жизни, чтобы сохранить здоровье и успешно противостоять стрессу, человек должен овладеть искусством произвольного перехода от одного состояния к другому, включения нужного, оптимального в данный момент состояния, т.е. решить проблему саморегуляции состояний диапазона «леность – волевое усилие», что определяет практическую значимость нашего исследования.

 



Глава 1. Понятие ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...