Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования и принципы обработки данных




В рамках нашего исследования ментальные репрезентации рассматриваются в качестве отражения, схемы, обладающей структурой и динамикой (Ребеко, 1998, Брушлинский, 1998) [Сергиенко, 1998]. Исследователями преимущественно используется Метод самоотчета (свободного или ретроспективного) с дальнейшим применением контент-анализа, что дает возможность делать выводы о качественном, в том числе латентном, содержании ментальных репрезентаций (М.Н. Семенова, Е.В.Свередюк, Е. Кубрякова).

1.Метод ретроспективного самоотчета

Позволяет исследовать субъективный характер протекания различных психических процессов, который не поддается объективной регистрации и внешнему наблюдению, с его помощью появляется возможность описать неповторимость и уникальность психологических феноменов, носителем которых является человек, используя метод ретроспективного самоотчёта, можно использовать комплексные характеристики личности, выяснить связи отдельных свойств.

    Свободный самоотчет позволяет обратиться к вербализованным структурам и осознаваемым конструктам (Е.Ю. Артемьева, 1999, В.П. Серкин, 2008).

    Метод ретроспективного самоотчета применялся в качестве самостоятельного метода в работе А.Ю. Бергфельд, посвященной изучению восприятия эмоциональных явлений, в работе Е.В. Фирулевой, целью которой было изучение восприятия саморегуляции психических состояний [Бергфельд, 2002, Фирулева,2002 ]. Аналогично в нашем исследовании инструкция к нему разрабатывалась в соответствии с исследовательскими целями, как можно более полно и без ограничений вербально репрезентировать ментальные репрезентации переживания изучаемого диапазона. (Приложения 1, 2)

    Общее количество протоколов, состоящих из четырех описаний состояний диапазона "леность - волевое усилие", полученных и обработанных на втором и третьем этапах исследования (уточнения и эмпирической проверки теоретической модели переживания) - 212 (187 и 25 соответственно). Общее количество эмпирических индикаторов, обнаруженных и распределенных по категориальной сетке контент-анализа - 14627 (12904, 1723), из них выделено уникальных - 568 (396 и 172 на втором и третьем этапах исследования соответственно).

    2.Контент-анализ.

Методкачественно-количественного анализа содержания текстов (изображений) с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в них. Может использоваться как основной метод исследования, параллельный, вспомогательный или контрольный.

Индикаторы категорий – это те элементы текста, те единицы содержания, которые служат качественными признаками (референтами) соответствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем [Манаев, 2010].

Когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют несколькими единицами анализа.

Единицы счета (измерения и регистрации) необходимы для осуществления статистических процедур. Они могут и совпадать, и не совпадать с качественными единицами анализа или их показателями.

Единица счета выражает количественную меру соотношения различных элементов текста. Квантификация сводится к подсчету частоты упоминаний категорий и подкатегорий, который может быть: сплошным, терминологическим; сегментарным, тематическим.

При сплошном подсчете регистрируются и затем подсчитываются все появления индикаторов данной категории или подкатегории.

При сегментарном, тематическом подсчете упоминаний категорий регистрируется лишь первое проявление данной категории в единице контекста, а повторные упоминания этой категории в данной единице контекста не учитываются.

Также необходим учет оценочного отношения коммуникатора к предмету сообщения. Исследователи обычно фиксируют благоприятное (положительное), неблагоприятное (отрицательное) и нейтральное отношение. Иногда особо выделяется и так называемое «сбалансированное» отношение, в котором содержатся элементы и благоприятного, и неблагоприятного отношения.

Характеристики содержания по знаку не имеют четко разработанных критериев. Знаки (плюс, минус) несут определенные слова, которые и выражают отношение коммуникатора. Однако его подлинное отношение может быть установлено при рассмотрении знаковой ситуации в целом.

Свое отношение коммуникатор может выразить двумя путями:

a. высказать свое отношение открыто, с использованием оценочных суждений («это плохо», «я это одобряю» и т.д.);

b. проявить это отношение в скрытой форме, изображая события как соответствующие или несоответствующие нормам и ценностям данного общества.

Контент-анализ может быть многосторонним, и поэтому одновременно могут быть использованы различные количественные единицы, но они должны поддаваться объективному, надежному и проверяемому измерению.

На этапе составления кодировочной инструкции осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т.е. происходит отыскание в тексте индикаторов выбранных категорий исследования. Здесь либо составляется соответствующий словарь индикаторов категорий, либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории контент-аналитического исследования кодируются, т.е. им даются определенные цифровые или буквенные обозначения, что составляет код данного исследования. Все это входит в кодировочную инструкцию. В нее также включается обозначение знака информации. Обычно он определяется как «положительное», «отрицательное» и «нейтральное» отношение, что соответственно кодируется как +, -, 0.

Составление кодировочной инструкции имеет очень большое значение, так как в ней находят свое конкретное выражение основные положения методики исследования. Кроме соответствующего определения категорий и подкатегорий и других единиц анализа в кодировочную инструкцию включаются правила кодирования, оговариваются спорные случаи.

При составлении конкретного кода в категориях предусматривается подкатегория «другое», в которую включаются те индикаторы данной категории, которые не вошли в выделенные подкатегории, но, тем не менее, являются ее референтами и поэтому должны быть зафиксированы в частоте (и объеме) ее упоминаний.

Далее следует этап кодировки всего массива данных,т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемого текста [Здравомыслов, 1973].

На основе разработанной теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" была составлена следующая сетка категорий для проведения контент-анализа.

 

 

Таблица 2.

 

Сетка категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» на втором этапе исследования (проверки и уточнения модели)

Категория Подкатегория Формальные признаки Эмпирические индикаторы

Базовый уровень

Пространство Пространство Высказывания, указывающие на предметный пространственный контекст. казались недалеки, окружающее пространство, зеркало, тренажерка, тренажерный зал, дом, здание, комната;

Время

Длительность /периодичность Указание на временные координаты описываемого состояния, такие как протяженность во времени, периодичность, регулярность.   4 года, недавно, отложить до лучших времен, сутки, несколько ночей подряд, несколько дней, какое-то время, временные рамки, обычно, долгие, всегда, последнее время, отсрочены лет на 10, иногда, со временем, обычно, последовательно, необратимость, все время, потянуть время, пока, изредка, срочность, вдруг, поздно, раньше, весь день, каждое утро, примерно N месяцев, в одно утро, утро, каждое утро, на протяжении, когда, в начале, как только, в такие моменты, несколько раз, весь день, в такие минуты, надолго;
Темп Описания, связанные с указанием на темп или ритм происходящего медленно, быстрее, время позволяет потянуть, изменение времени;
Прошлое

Обозначение расположения ситуации, события, описания на оси времени.

 

до этого, еще до этого, было, до, до этого момента, до него, на тот момент, до этого было, перед, посещала, предшествует, предыдущий, вчера, раньше, около N месяцев/дней, лет назад, около недели назад, накануне вечером;
Настоящее в этот момент, сейчас, прямо сейчас, в то же время, "сейчас или никогда", во время, теперь;
Будущее после этого, потом, после, предвосхитить, в следующий раз, в ближайшем будущем;
Информация Информация Высказывания, связанные с поиском, обработкой и качеством информации ищу нужную информацию, четкость формулировок, точно, примерно, дееспособный, четкий, конкретно, аргумент;

Энергия

Высокая интенсивность

Выражение интенсивности переживаемого состояния

абсолютно, плотно, больше и больше, "больше, чем", очень сильное, даже если, так много, все равно, полная(ый), очень много, даже, большие, возрастало опять же, постоянно, как же, очень, все, обязательно, выжать все, переполняли, все, часто, все больше, много, "лучше, чем", огромное, как можно больше, особая, резкий, особенно, сильно, сильнее, увереннее, умнее, чаще, чаще всего, легче, интереснее, ярче, гораздо, перегружать, еще, продуктивнее, концентрированный, необычайная, повышение, вовсе, вообще, настолько;
Низкая интенсивность незаметно, практически нет, понемногу, не очень, все меньше, только, крайняя, недостаточно, просто, легкая, незаметно;
Телесный компонент (Субстрат) Телесный компонент Выражение телесных ощущений, локализованных в конкретных органах, частях тела, осознаваемых вегетативных изменений. Связь состояния с телесными проявлениями. стукать палец о палец, покушал, усталость, устал, головная боль, холодные руки, холодные ноги, ходить, спать, сонливость, переутомление, утомление, ощущения, боль, не курить, нет потребности в отдыхе, ощущать в голове, лежать, спать, физическое истощение, расслабление, мое тело, не спать, чувствовать себя, держать себя в форме, проспать, питание, жевала шоколадки, шевелиться, лежать, дискомфорт;

Собственно психологический уровень

Эмоциональный компонент

Нейтральные эмоции и состояния

Лексика, использующаяся для обозначения качеств состояний (в том числе эмоциональных).

не чувствовала ничего, спокойна, отсутствие чувств, равнодушие, ничего не испытывать, безразличное, покой;
Астенические эмоции и состояния     апатия, отчаявшийся, чувствую чего-то не хватает, тревога, чувство пустоты, чувство разбитости, чувство безысходности, хочется побыть одной (одному), закрыться от всего мира, ухудшалось настроение, недовольство собой, астеническая симптоматика, испугалась, ярость, чувство тревоги, неоднозначное отношение к себе, неуверенность в себе, неудовлетворенность собой, ощущение непонимания жизни, грустно, неприятен, страх, страшно, нервничаешь, одиноко, чувствуешь себя неоднозначно, переживаешь, астеническая симптоматика, стыдно, опустошающее чувство, эмоциональное истощение, тяжелые переживания, дезориентация, не нравлюсь себе;
Стенические эмоции и состояния   гордость, удовлетворение, чувство азарта, чувство полноценности, удовольствия, повышение самооценки, гордость собой, гордость, чувствуешь себя нужным, позитивный настрой, уверенность в успехе, спокойствие, радость, умиротворение, поддержка;

Когнитивный компонент

Память Высказывания, в которых отражается обращение субъекта к образам памяти вспомнить, не вспомнить, во сне, снилось;
Метафоры Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное. вроде контрастного душа, не овощем, озаряло сознание светом, раскрыть глаза на ситуацию, толчок к началу деятельности, находиться в замкнутом круге, во всей красе, взять волю в кулак;
Целеполагание Словесное отражение процесса формирования (постановки) цели, процесса достижения и результата. решил, нужно развеяться, нужно начинать/продолжать, нужно добиться результата, план, нужно выполнить, нужно сделать, достижение цели, достижения, результат, поставленная цель;

Волевой компонент

Отсутствие интенции Описание отсутствия актуальной доминирующей потребности, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности не хочется делать, не мотивировало, не хотелось ходить, не хотелось говорить, нежелание, нет мотивации, недостаточно мотивации, не буду хотеть;
Интенция Описание актуальной доминирующей потребности, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности мотивирует, увлеченность, хочется сделать, захотелось, желание, просыпается энтузиазм, хотелось, страсть, подталкивают;
Отсутствие усилия/леность

Высказывания, указывающие на наличие/отсутствие в переживании компонента усилия

не смогу, не могу, не можешь, снижалась активность, леность, лень, "спад", безделье, нужен отдых, истощен;
Усилие стараюсь, стараешься, заставить себя делать, все силы, волевое усилие, усилие, сражался, возбуждение, прилив сил, воля, приходилось, "подъем", настойчивость, прилив энергии, силы, энергия, приходилось, наполняло энергией, приятная сила, усилие над собой, боролся, могу, терпеть, напряжение, работа, работоспособность, совладать, собраться с силами;

Социально-психологический уровень

Саморегуляция социального взаимодействия

На другого

Высказывания, отражающие наличие или отсутствие ситуаций, особенностей взаимодействия и отношений с другими людьми.

поддержка окружающих, без отрыва, помощь подруги, сопровождение, помогаю другому человеку, соединение;
От другого ни с кем, никого не видеть;
На себя я, меня, у меня, свой, сама с собой;

Метапсихологический уровень

Рефлексивный компонент Рефлексия Высказывания, где отмечается присутствие мыслей, их содержание и качество мыслей, мыслительный процесс. навязчивый, приходит осознание, осознанно, не думать, перебирать в голове, понимание, осознала, отвлекаюсь, мысли об этом, мысленно ругала, мысленно уговаривала, мысль узнавать, куча мыслей в голове, сомнения, размышления, думает об отдыхе, убеждаю себя, забываю, не понимаешь, перебирать в голове, понимание себя, понятен, восприятие задачи, проблема, задача, понимая, ловить себя на мысли, мысли разбегаются, символизация, мне кажется, начинает казаться, безмятежность;
Смыслы саморегуляции Смыслы саморегуляции   невозможно, смысл, зачем, бесполезный, польза, деньги, своя жизнь, открыть себя, жизнь;

Для проверки правомерности соотнесения эмпирических индикаторов скатегориями контент-анализа была проведена процедура экспертного оценивания. Эксперты были ознакомлены с целью и программой эмпирического исследования, им также были представлены таблицы формальных признаков категорий и эмпирические индикаторы категорий контент-анализа. Перед экспертами ставилась задача проанализировать предложенный список эмпирических индикаторов и отнести их к определенной категории.

Таблица 3.

Степень согласованности выделения категорий контент-анализа Метода ретроспективного самоотчета и эмпирических индикаторов на этапе уточнения теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».

Эксперт 1 2 3
Процент согласия 99,99% 99,98% 99,96%

 

Общий процент согласия экспертов с выделением категорий и их эмпирических индикаторов на данный момент составляет 99,97%. Таким образом, можно говорить об относительно объективном выделении единиц анализа и распределении их по категориям. В дальнейшем состоятся дополнительные процедуры экспертной оценки.

В результате соотнесения теоретических и эмпирических данных получилась следующая уточненная модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие".

Таблица 4.

Уточненная модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" по результатам второго этапа исследования.

Уровень Категории Подкатегории

Базовый уровень

Пространство  

Время

Длительность/Периодичность*
Темп*
Прошлое*
Настоящее*
Будущее*

Энергия

Высокая интенсивность*
Низкая интенсивность*
Информация  
Телесный компонент (Субстрат)  

Собственно психологический уровень

Волевой компонент

Интенция*
Отсутствие интенции*
Усилие*
Отсутствие усилия/Леность*

Эмоциональный компонент

Нейтральные эмоции и состояния*
Стенические эмоции и состояния*
Астенические эмоции и состояния*

Когнитивный компонент

Память*
Метафоры*
Целеполагание*

Социально-психологический уровень

Саморегуляция социального взаимодействия*

На себя*
На другого*
От другого*

Метапсихологический уровень

Рефлексивный компонент Рефлексия
Смыслы саморегуляции*  

Примечание: *отмечены категории и подкатегории, внесенные в модель на основании эмпирических данных на втором этапе исследования.

 

3. ϕ-критерий Фишера.

Апостериорный статистический критерий, используемый для сравнения дисперсий двух вариационных рядов, то есть для определения значимых различий между групповыми средними в установке дисперсионного анализа [Корнилова, 2005].

В нашей работе данный критерий используется для определения значимых различий в двух состояниях диапазона "леность - волевое усилие" по каждой категории контент-анализа в отдельности. Это дает возможность выявить различия в выраженности уровней и категорий модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 444.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...