Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Переживание диапазона «леность – волевое усилие»




1.5. Модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие"

В рамках исследовательской задачи разработки теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие", обратимся к феномену психических состояний как основному, образующему исследуемый диапазон, переживание которого представляет наш исследовательский интерес, а собственно проблеме субъективного отображения психических состояний.

А.О. Прохоров, Г.М. Льдокова отмечают недостаточную изученность психических состояний в сравнении с другими психическими явлениями – процессами и свойствами, отсутствие общепризнанного определен я, механизмах, классификации, методах исследования и регуляции психических состояний. [Прохоров, 2012, Льдокова, 2000] Л.Г. Дикая говорит о неразвитости научных представлений о субъективном отражении состояния как важнейшем звене психической саморегуляции и об отсутствии научно обоснованных способов его исследования. [Дикая, 1990] Д.А. Прохорова фиксирует разрыв между психологической практикой, ориентированной на осознаваемую составляющую состояния и теоретическими представлениями, упускающими из виду «осознаваемое звено» в психических состояниях [Прохорова, 1999].

Анализируя определение психического состояния, А.О.Прохоров выделяет 3 группы его определений. В первой группе оно трактуется как состояние личности. В данную группу вошли определения У.Джемса, Т.Рибо, Ю.Е.Сосновиковой, наиболее цитируемое определение психического состояния дано Н.Д. Левитовым: «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [Левитов, 1964, с.18].

Вторая группа определений психического состояния развивалась в рамках изучения психофизиологических состояний. Функциональное состояние определяется разными авторами как фон, на котором развиваются психические процессы; многомерная и системная реакция индивида и личности; целостная характеристика или симптомокомплекс параметров деятельности; система «автоморфизмов субъекта» [Дикая, 1990].

Третья группа определений основывается на выделении отдельных признаков состояний. Психическое состояние – «фон», на котором возникают психические процессы (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев).

А.О.Прохоров на основе системного и категориального анализа определяет психическое состояние как «субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [Прохоров, 1994, с.19].

Таким образом, в определениях психического состояния присутствуют указания на временные ограничения, а также условия возникновения состояния, рассматривая которые в терминах пространственно-временных характеристик, можно предположить наличие и информационно-энергетических, которые бы при наличии субстрата целостно отражали собой фундаментальные характеристики психического [Гинецинский, 1997]. Субстрат может быть представленТелесным компонентом (Субстрат), входящим в структуру переживания [Фахрутдинова, 2012]. Совокупность данных категорий образует Базовый уровень модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие".

Обусловленность субъективного отображения психических состояний личностными особенностями субъекта дает возможность предположить наличие в переживании категорий, отражающих целостную структуру психики, включающую в себя Волевой компонент, Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент [Ганзен, 1984], что также подтверждается определением волевых состояний, образующих исследуемый диапазон, предполагающих собой эмоциональную увлеченность, волевую активность и разумность решений [Селиванов, 1980]. Указанные категории вместе образуют второй уровень переживания - Собственно психологический.

Авторы также указывают на обусловленность отражения субъектом психического состояния его социальным опытом реагирования, а среди особенностей волевых процессов - их регуляционные механизмы, что является предпосылкой к появлению третьего уровня модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" Социально-психологического, включающего в себя категории, отражающие особенности процесса социального взаимодействия и его саморегуляции.

Постулаты об определенном уровне осознанности переживания, об участии сознания в переживании волевых состояний и сам феномен ментальных репрезентаций, предполагающий психическую деятельность по систематизации и моделированию ситуации, делают возможным предполагать существование более высокого уровня в модели переживания - Метапсихологического, предполагающего наличие определенного уровня рефлексии субъекта по поводу себя и своих переживаний.

Таблица 1.

Теоретическая модель ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие"

Уровень Категории

Базовый уровень

Пространство
Время
Энергия
Информация
Телесный компонент (Субстрат)

Собственно психологический уровень

Волевой компонент
Эмоциональный компонент
Когнитивный компонент
Социально-психологический уровень Социальное взаимодействие
Метапсихологический уровень Рефлексивный компонент

Глава 2. Организация и методы исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...