Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Эмпирическая проверка теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»
Третьим этапом исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность - волевое усилие» стала эмпирическая проверка теоретической модели, разработанной и уточненной в результате первого и второго этапов исследования, включающая в себя Базовый уровень (Информация, Энергия, Пространство, Время, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Волевой компонент, Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент), Социально-психологический уровень (Смыслы саморегуляции, , Саморегуляция социального взаимодействия) и Метапсихологический уровень (Рефлексивный компонент).
Эмпирические данные, полученные в результате использования метода ретроспективного самоотчета были обработаны с помощью контент-анализа на основе категориальной сетки, разработанной на втором этапе исследования.
Таблица 5.
Сетка категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» на третьем этапе исследования (эмпирической проверки модели)
Категория
| Подкатегория
| Формальные признаки
| Эмпирические индикаторы
| Базовый уровень
| Пространство
| Пространство
| Высказывания, указывающие на предметный пространственный контекст.
| Откуда-то, вокруг, никуда, за компьютером, рабочий стол;
| Время
| Длительность
/периодичность
| Указание на временные координаты описываемого состояния, такие как протяженность во времени, периодичность, регулярность.
| Постоянно, неожиданно, иногда, момент, отложить на пару дней, в такие моменты, долгая, это временно, скоро, дальние, чаще, в последнее время, обычно, в срок, вновь, через три дня;
| Темп
| Описания, связанные с указанием на темп или ритм происходящего
| Быстро продвигается, замедляется, ритмично выполняю;
| Прошлое
| Обозначение расположения ситуации, события, описания на оси времени.
| Перед, предыдущие, было, раньше, было до, заранее, давно;
| Настоящее
| Прямо сейчас, во время;
| Будущее
| После, будет, будут;
| Информация
| Информация
| Высказывания, связанные с поиском, обработкой и качеством информации
| Новые стандарты, обработать данные;
| Энергия
| Высокая интенсивность
| Выражение интенсивности переживаемого состояния
| Все, переполнять, неимоверное количество, резкий, очень сложно, как можно дальше, очень трудно, очень, повышенная, больше, полное, вообще все, заметно, самое сложное, особенно, даже, как можно больше, гораздо, дико;
| Низкая интенсивность
| Не так уж страшно, не хватает, небольшой, не очень, слабее;
| Телесный компонент
(Субстрат)
| Телесный компонент
| Выражение телесных ощущений, локализованных в конкретных органах, частях тела, осознаваемых вегетативных изменений. Связь состояния с телесными проявлениями.
| Вялость, хочется спать, голова, тяжесть, сонливость, ощущения, расслабиться телу, облегчение, в голове, сладости, невкусно, мозги, тело;
| Собственно психологический уровень
| Эмоциональный компонент
| Нейтральные эмоции и состояния
| Лексика, использующаяся для обозначения качеств состояний (в том числе эмоциональных).
| Спокойно;
| Астенические эмоции и состояния
| Опустошенность, тяжелое, неприятное состояние, грусть, тоска, печаль, астения, разочарован собой, тревога, страх, вина, напряженное состояние, не нравится, стыд, позор;
| Стенические эмоции и состояния
| чувствуешь успешным, удовлетворение, гордость, приятные, радость, блаженное состояние, любимое;
| Когнитивный компонент
| Память
| Высказывания, в которых отражается обращение субъекта к образам памяти
| Вспоминаю, воспоминаний нет, вспоминаются, не помню;
| Метафоры
| Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное
| "пожинать плоды", "беру себя в руки";
| Целеполагание
| Словесное отражение процесса формирования (постановки) цели, процесса достижения и результата.
| Идеи, задуманное, решила, цель, поставленная цель, намерения;
| Волевой компонент
| Отсутствие интенции
| Описание отсутствия актуальной доминирующей потребности, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности
| Ничего не хочется, нет желания, апатичность, отсутствие желания, не хочу, нежелание работать, не хватает мотивации;
| Интенция
| Описание актуальной доминирующей потребности, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности
| Душевный порыв, хочется что-то делать, желание отвлечься, хотелось бы;
| Отсутствие усилия/леность
| Высказывания, указывающие на наличие/отсутствие в переживании компонента усилия
| Нет сил, заканчиваются силы, вымотанность, истощенность, состояние лености, усталость, отсутствие сил, мобилизовано, состояние лени, не могу, лень;
| Усилие
| Волевое усилие, энергия, бодрость, можешь сделать, приходится прилагать усилия, стараюсь, собрать силы, пришлось, пытаюсь, сильный человек;
| Социально-психологический уровень
| Саморегуляция социального взаимодействия
| На другого
| Высказывания, отражающие наличие или отсутствие ситуаций, особенностей взаимодействия и отношений с другими людьми.
| Коллеги, помочь другому;
| От другого
| Отстраниться;
| На себя
| Себя, я, за себя, о своей, ко мне, меня;
| Метапсихологический уровень
| Рефлексивный компонент
| Рефлексия
| Высказывания, где отмечается присутствие мыслей, их содержание и качество мыслей, мыслительный процесс.
| Сложность концентрации внимания, продуктивная, думать о делах, рассуждать о решениях, дать мыслям возможность, возникают мысли, перепутываясь мыслями, внутреннее согласие, ищу отговорки, думаю о последствиях, оправдать себя, хвалю себя, убеждаю себя, совесть;
| Смыслы саморегуляции
| Смыслы саморегуляции
|
| Объясняю себе, мотивируя себя, триумф воли, уговорить себя;
|
Для проверки правомерности соотнесения эмпирических индикаторов категориям контент-анализа была проведена процедура экспертного оценивания. Эксперты были ознакомлены с целью и программой эмпирического исследования, им также были представлены таблицы формальных признаков категорий. Перед экспертами ставилась задача проанализировать предложенный список эмпирических индикаторов и отнести их к определенной категории.
Таблица 6.
Степень согласованности выделения категорий контент-анализа Метода ретроспективного самоотчета и эмпирических индикаторов на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».
Эксперт
| 1
| 2
| 3
| Процент согласия
| 99,94%
| 99,95%
| 99,93%
|
Общий процент согласия экспертов с выделением категорий и их эмпирических индикаторов составляет 99,94%. Таким образом, можно говорить об относительно объективном выделении единиц анализа и распределении их по категориям.
Предложенная сетка категорий, разработанная на основе теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" и уточненная эмпирическими данными, полученными на втором этапе исследования, подтвердилась на этапе эмпирической проверки модели, обнаруживая наполняемость эмпирическими индикаторами всех категорий (подкатегорий) контент-анализа при отсутствии категории "другое".
Глава 3. Результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций диапазона «леность – волевое усилие»
|