Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмпирическая проверка теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие»




Третьим этапом исследования ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность - волевое усилие» стала эмпирическая проверка теоретической модели, разработанной и уточненной в результате первого и второго этапов исследования, включающая в себя Базовый уровень (Информация, Энергия, Пространство, Время, Телесный компонент (Субстрат)), Собственно психологический уровень (Волевой компонент, Эмоциональный компонент, Когнитивный компонент), Социально-психологический уровень (Смыслы саморегуляции, , Саморегуляция социального взаимодействия) и Метапсихологический уровень (Рефлексивный компонент).

Эмпирические данные, полученные в результате использования метода ретроспективного самоотчета были обработаны с помощью контент-анализа на основе категориальной сетки, разработанной на втором этапе исследования.

Таблица 5.

Сетка категорий контент-анализа «Метода ретроспективного самоотчета» на третьем этапе исследования (эмпирической проверки модели)

Категория Подкатегория Формальные признаки Эмпирические индикаторы

Базовый уровень

Пространство Пространство Высказывания, указывающие на предметный пространственный контекст. Откуда-то, вокруг, никуда, за компьютером, рабочий стол;

Время

Длительность /периодичность Указание на временные координаты описываемого состояния, такие как протяженность во времени, периодичность, регулярность. Постоянно, неожиданно, иногда, момент, отложить на пару дней, в такие моменты, долгая, это временно, скоро, дальние, чаще, в последнее время, обычно, в срок, вновь, через три дня;
Темп Описания, связанные с указанием на темп или ритм происходящего Быстро продвигается, замедляется, ритмично выполняю;
Прошлое

Обозначение расположения ситуации, события, описания на оси времени.

Перед, предыдущие, было, раньше, было до, заранее, давно;
Настоящее Прямо сейчас, во время;
Будущее После, будет, будут;
Информация Информация Высказывания, связанные с поиском, обработкой и качеством информации Новые стандарты, обработать данные;

Энергия

Высокая интенсивность

Выражение интенсивности переживаемого состояния

Все, переполнять, неимоверное количество, резкий, очень сложно, как можно дальше, очень трудно, очень, повышенная, больше, полное, вообще все, заметно, самое сложное, особенно, даже, как можно больше, гораздо, дико;
Низкая интенсивность Не так уж страшно, не хватает, небольшой, не очень, слабее;
Телесный компонент (Субстрат) Телесный компонент Выражение телесных ощущений, локализованных в конкретных органах, частях тела, осознаваемых вегетативных изменений. Связь состояния с телесными проявлениями. Вялость, хочется спать, голова, тяжесть, сонливость, ощущения, расслабиться телу, облегчение, в голове, сладости, невкусно, мозги, тело;

Собственно психологический уровень

Эмоциональный компонент

Нейтральные эмоции и состояния

Лексика, использующаяся для обозначения качеств состояний (в том числе эмоциональных).

Спокойно;
Астенические эмоции и состояния     Опустошенность, тяжелое, неприятное состояние, грусть, тоска, печаль, астения, разочарован собой, тревога, страх, вина, напряженное состояние, не нравится, стыд, позор;
Стенические эмоции и состояния   чувствуешь успешным, удовлетворение, гордость, приятные, радость, блаженное состояние, любимое;

Когнитивный компонент

Память Высказывания, в которых отражается обращение субъекта к образам памяти Вспоминаю, воспоминаний нет, вспоминаются, не помню;
Метафоры Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное "пожинать плоды", "беру себя в руки";
Целеполагание Словесное отражение процесса формирования (постановки) цели, процесса достижения и результата. Идеи, задуманное, решила, цель, поставленная цель, намерения;

Волевой компонент

Отсутствие интенции Описание отсутствия актуальной доминирующей потребности, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности Ничего не хочется, нет желания, апатичность, отсутствие желания, не хочу, нежелание работать, не хватает мотивации;
Интенция Описание актуальной доминирующей потребности, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности Душевный порыв, хочется что-то делать, желание отвлечься, хотелось бы;
Отсутствие усилия/леность

Высказывания, указывающие на наличие/отсутствие в переживании компонента усилия

Нет сил, заканчиваются силы, вымотанность, истощенность, состояние лености, усталость, отсутствие сил, мобилизовано, состояние лени, не могу, лень;
Усилие Волевое усилие, энергия, бодрость, можешь сделать, приходится прилагать усилия, стараюсь, собрать силы, пришлось, пытаюсь, сильный человек;

Социально-психологический уровень

Саморегуляция социального взаимодействия

На другого

Высказывания, отражающие наличие или отсутствие ситуаций, особенностей взаимодействия и отношений с другими людьми.

Коллеги, помочь другому;
От другого Отстраниться;
На себя Себя, я, за себя, о своей, ко мне, меня;

Метапсихологический уровень

Рефлексивный компонент Рефлексия Высказывания, где отмечается присутствие мыслей, их содержание и качество мыслей, мыслительный процесс. Сложность концентрации внимания, продуктивная, думать о делах, рассуждать о решениях, дать мыслям возможность, возникают мысли, перепутываясь мыслями, внутреннее согласие, ищу отговорки, думаю о последствиях, оправдать себя, хвалю себя, убеждаю себя, совесть;
Смыслы саморегуляции Смыслы саморегуляции   Объясняю себе, мотивируя себя, триумф воли, уговорить себя;

 

Для проверки правомерности соотнесения эмпирических индикаторов категориям контент-анализа была проведена процедура экспертного оценивания. Эксперты были ознакомлены с целью и программой эмпирического исследования, им также были представлены таблицы формальных признаков категорий. Перед экспертами ставилась задача проанализировать предложенный список эмпирических индикаторов и отнести их к определенной категории.

Таблица 6.

Степень согласованности выделения категорий контент-анализа Метода ретроспективного самоотчета и эмпирических индикаторов на этапе эмпирической проверки модели ментальных репрезентаций переживания диапазона «леность – волевое усилие».

Эксперт 1 2 3
Процент согласия 99,94% 99,95% 99,93%

 

Общий процент согласия экспертов с выделением категорий и их эмпирических индикаторов составляет 99,94%. Таким образом, можно говорить об относительно объективном выделении единиц анализа и распределении их по категориям.

Предложенная сетка категорий, разработанная на основе теоретической модели ментальных репрезентаций переживания диапазона "леность - волевое усилие" и уточненная эмпирическими данными, полученными на втором этапе исследования, подтвердилась на этапе эмпирической проверки модели, обнаруживая наполняемость эмпирическими индикаторами всех категорий (подкатегорий) контент-анализа при отсутствии категории "другое".

 



Глава 3. Результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций диапазона «леность – волевое усилие»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 517.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...