Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие волевого усилия и лености. Диапазон состояний «леность – волевое усилие»
Изучение феномена воли берет свое начало с античной философии, в трудах Аристотеля, где воля рассматривается как сила умственной части души, определяющая произвольные действия. Следующим этапом развития понятия процесса воли является его разработка в рамках проблемы свободы с середины XVII века. Данный этап характеризовался тремя подходами, которые в современной психологии представлены как мотивационный, подход «свободного выбора» и регуляционный. Представления о природе воли в мотивационном подходе сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффект), либо к признанию воли как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности к преодолению препятствий. В рамках этого подхода сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффект и обусловленное им действие (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо). В мотивационном подходе подчеркивается именно побудительная функции воли, делается акцент на ее мотивационной составляющей. Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к более тщательной разработке проблемы свободы воли. Позиции представителей этого подхода были принципиально различны. Одна часть ученых считала, что во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в собственном характере, данном человеку от рождения неизменным и неопознанным. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способную к свободному выбору (А. Шопенгауэр). Иную позицию занимали те, кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения, делать выбор. При этом выбор выступал или основной функцией воли, или только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл) [Вилюнас, 1990]. В рамках регуляционного подхода считается, что специфику воли невозможно вывести из анализа стимульной сферы личности или сознательного преодоления препятствий. Здесь воля понимается как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Тогда воля занимает центральное место в ядре личности, управляет мышлением, эмоциями, воображением, желаниями и другими психическими процессами (М. Я. Басов, Р. Ассаджиоли), современные исследователи также указывают на формирование воли как высшей психической функции (В.А. Иванников). Дальнейшая разработка вопроса привела к появлению идеи регулирования как особого самостоятельного процесса, не требующего полного участия такого психического образования, как воля. В этом случае человек способен к саморегулированию и самоорганизации во время деятельности, требующей волевого усилия (И.М. Сеченов, М. Шерингтон, В.К. Калин, Л.М. Веккер, Р. Мэйр, Р. Мэй) [Сергєєнкова,2012 ]. Экспериментально феномен воли начинает изучаться с начала ХХ в. в работах немецкого психолога Н. Аха, изучавшего твердость воли путем экспериментального создания условий конфликта между волевой и неволевой тенденциями. Другим значимым исследователем проблемы воли стал У. Джеймс, который определяет волю как сочетание идеи или представления. Любое волевое усилие не может быть совершено без осознания того действия, которое человек собирается совершить [Вилюнас, 1990]. Одним из современных зарубежных исследователей проблемы воли является Ю. Куль. Волевая регуляция связывается с преодолением затруднений при осуществлении личностных намерений. Здесь различаются намерение и желание, идущее от актуализированных потребностей. Волевой регуляцией считается только активная намеренная регуляция [Батыршина, 2010]. В отечественной психологии изучение воли и волевых процессов экспериментально начинается во второй половине ХХ в., однако изучением волевой сферы занимались еще в начале ХХ в. (А. Ф. Лазурский 1915–1917, М. Я. Басов 1922). Дальнейшие отечественные исследования принимают разветвленный характер. Во-первых, анализируется не волевая сфера как единое целое, а волевые качества, волевые усилия, волевая активность. Это, возможно, связано с терминологической неясностью, так как «до сих пор целый ряд понятий, относящихся к этой проблеме, трактуется психологами неоднозначно» [Высоцкий, 1986]. Во-вторых, основные исследованияпроведены на материале спортивной, учебной, трудовой деятельности разных возрастных групп, без рассмотрения применения волевого усилия в общей ситуации, и такое положение дел сохраняется до настоящего времени (Петров, Чумаков, Пантюшин, Басин). Направление изучения волевого усилия является одним из самых разработанных в отечественной психологии. Его представители рассматривают волевое усилие в качестве центрального и специфического признака воли. Это направление берет начало в работах А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова и продолжается В. Н. Мясищевым и В. С. Мерлиным. В отечественной психологии 50–80-х годов ХХ в. оно разрабатывалось в психологии спорта (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик и др.), и наиболее последовательно – рязанской школой (В. И. Селиванов), в которой воля рассматривается как «способность личности к сознательным усилиям». Некоторые авторы считают это направление чисто отечественным, так как в зарубежной психологии волевое усилие не рассматривается как центральная характеристика воли [Баканов. Иванников, 1983]. Волевое усилие - это преднамеренное усилие, требующее осознания действия, борьбу с трудностями, вызывающее необходимое напряжение, направленное на регуляцию процесса деятельности [Селиванов, 1980]. В рамках этого подхода временные психические состояния личности, являющиеся благоприятными внутренними условиями для преодоления возникающих трудностей и достижения успеха в деятельности, называются волевыми состояниями. Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей [Рубинштейн,1998]. Обращаясь к волевому усилию как ключевому понятию психологии воли, требующему определенного уровня осознанности, т.е. представленности в сознании, при этом не упуская из внимания его сущность как регуляционного механизма, можно делать предположения о том, что волевые состояния, в частности, состояние волевого усилия, поддаются саморегуляции. В тех ситуациях, когда в реализацию волевого усилия на какой-либо стадии вмешивается психопатология, проявляясь в снижении волевого потенциала и апатичностью, недостаточностью энергетического потенциала, принято говорить и воспринимать это как проявления лености [Алмазов, 2000]. Леность или лень в психологии определяют либо как личностное свойство, которое характеризуется немотивированным уклонением от выполнения порученного дела, склонностью к пустому времяпрепровождению и получению удовольствия от безделья [Степанов, 1996], либо как психическое состояние, при отсутствии желания работать, делать что-либо, требующее волевого усилия [Платонов, 1984]. Чаще всего данное состояние рассматривается как полюс, противоположный волевому усилию в процессе осуществления произвольного поведения. До настоящего времени феномен лени и лености изучался как реакция личности на несоответствие требований деятельности субъективным смыслам (Д.А.Богданова), как защитный механизм при психотравмирующих факторах (М.Берендеева),ее компоненты в рамках учебной деятельности (Е.Л. Михайлова) [Ильин, 2011]. Мнения авторов о противоположности, полярности состояния лености состоянию волевого усилия дают нам возможность в рамках нашего исследования состояние лености рассматривать как часть диапазона «леность – волевое усилие». В этом направлении до сих пор не было исследований, направленных на изучение того, как два полярных состояния, создающих собой диапазон, представлены в сознании субъекта, в рамках какого феномена представляется возможным это рассматривать и каким образом изучать интроспективную данность субъекту. Рисунок 1. Диапазон «леность – волевое усилие». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 423. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |