Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Картины природы в лирике русских поэтов 19 века.




Лирика поэтов, близких романтизму, иносказательна, поэтому природа трактуется в их стихотворениях в символическом ключе и природные образы появляются не как отражения реальных явлений, а как обобщенные, насыщенные содержанием символы. В творчестве поэтов-демократов изображение природы признано контрастно оттенить картины тяжелой жизни простого народа.

Ф. И. Тютчев – один из известных русских поэтов природы 19в. Его стихотворения о природе занимают 5/6 его творчества. В стихах Тютчева отражаются представления о временах года как различных стадиях жизненного цикла: весна – время обновления природы, сопровождается эпитетами «молодая», зима – время сна природы, промежуточное состояние между жизнью и смертью.

А. А. Фет. Глаголы как показатели действия не свойственны его произведениям, например, в стихотворении «Это утро, радость эта…» их нет вообще. В отличие от Некрасова и Плещеева, делающих картины природы фоном для изображения тяжелой жизни крестьян, Фет соотносит жизнь людей и природы совершенно противоположным образом. В стих. «зреет рожь над жаркой нивой» жатва – это не полевая страда, а конкретизация времени года, и на первый план выходит олицетворенная природа: меяц, удивляющийся краткости летней ночи, и «раскидывающий объятия в область ночи» день. Лирич. герой Фета не конкретизирован: человек в общем, с восторгом и радостью принимающий красоту окружающей природы и спешащий поделиться своими эмоциями с другими.

Понимание природы в лирике Аполлона Николаевича Майкова в целом традиционно для поэзии. Осень и зима в его стихах окрашены в пессимистичные тона. Картина осеннего угасания природы мрачна и безрадостна. Зато приход весны представляется торжеством природы. Как и у Тютчева, стихотворение строится на контрасте зимы и весны: первая – седая, уползающая умирать, а вторая – красавица, мчащаяся с горы в окружении ветерков, птиц и пчел.

Лирика Алексея Николаевича Плещеева наполнена переживаниями о тяжелой жизни простого народа. Для маленьких читателей предлагаются отрывки из его стихотворений. Каждую пору года Плещеев соотносит с жизнью народа, будь то ранняя осень, несущая холод и смерть бездомным, или весна, приход которой напоминает о начале полевых работ.

В стихах Ивана Саввича Никитина выразилось благодарное приятие каждой поры года. Поэт любуется красотой не пользующихся благосклонностью поэтов зимы («встреча зимы») и осени(«19 октября»), и вся природа предстает пред Никитиным храмом.

 

17. Общая характеристика литературного процесса 19-20 века.

Изменение мироощущения человека, чувство перелома эпох, пересмотр духовных ценностей.Настроения «конца века»: чувство неуверенности, тревоги, грядущей катастрофы.Разнонаправленность литературных процессов. Развиваются такие литературные направления и течения, как реализм, натурализм, символизм, и неоромантизм.Возникает такое направление, как декаданс - (позднелат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных, пессимистических, упадочных настроений и деструктивных тенденций в искусстве и культуре. К декадентским чертам можно отнести: пессимизм, неприятие действительности, культ чувственных наслаждений, утрату морально-нравственных ценностей, эстетизацию крайнего индивидуализма, неограниченной свободы личности, страх перед жизнью, повышенный интерес к процессам умирания, распада, поэтизацию страдания и смерти.В реалистическом направлении наблюдается углубление психологизма. Уменьшается событийность произведений, они насыщаются символами.Писатели-натуралисты стремились к предельно объективному изображению мира, к полной правде, к реальному факту. Анализ человека и общества строился натуралистами на основе строгого биологического, социального и исторического детерминизма (раса, среда, момент).Одна из основ эстетики символизма – теория символа. Смысл ее в том, что познание и выражение мира идей возможно с помощью символа – многозначного художественного образа, который обладает способностью условно обозначать сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. С помощью символа поэт пытается передать отголоски высшего духовного мира.Эстетизм – одно из течений искусства рубежа веков – складывается в 1880—1890-е годы в Англии, возникая как реакция на викторианскую идеологию и мораль. Важная категория эстетизма – идея «чистого искусства», или «искусства ради искусства». Это концепция художественного творчества, максимально абстрагированного от действительности. Реальность, согласно теории «чистого искусства», не может быть эстетическим объектом, поскольку красота (а значит и истина) проявляется не в изображении обыденной жизни, а в совершенной форме художественного произведения. Неоромантики наследуют многие идеи романтиков 19 века, но переносят своих героев из дисгармоничной реальности не в идеальный мир мечты, воображения, а в мир экзотических стран, необыкновенных приключений, неординарных событий, в обстановку, требующую исключительного мужества.Писатели не противопоставляют исключительного героя обществу, толпе, напротив, они открывают исключительное в обыкновенном человеке.Литература английского нонсенса возникла во второй половине 19 века, во времена правления королевы Виктории, известные строгими нравами. Как ни парадоксально, именно в этот период появились литература, наполненная юмором и озорством. Возможно, это был протест против чопорности, нравоучительности, присущих произведениям викторианской эпохи, адресованным детям. Но в каждой бессмыслице заложен определенный смысл. Ведь нонсенс раскрывает все несоответствия вещей вокруг и внутри нас, тем самым открывая пути к истинной гармонии.У истоков литературы нонсенса стоит английский поэт Эдвард Лир (1812-1888). По профессии он был художником и долгое время рисовал зверей и птиц для зоологического музея.В историю мировой детской литературы вошел как автор безудержно веселых рассказов и стихов для детей и родоначальник нового стихотворного жанра – лимерика. Лимерик – шуточное стихотворение из пяти строк, рифмующихся по образу aabba (т.е. рифмуются строки первая, вторая и пятая, третья и четвертая). В пяти строках лимерика заключена притча, шутка, небылица или курьезный случай из жизни. Часто героем лимерика является некий старый джентльмен – неисправимый чудак. Этот жанр стихотворения назван по имени города Лимерика в Ирландии. Фольклорные истоки такой поэзии очевидны. Это – разновидность небылиц, своего рода умная бессмыслица, игра фантазии.Эдвард Лир создал книги, ставшие впоследствии знаменитыми во всем мире: «A BookofNonsense» («Книга чепухи») и «MoreNonsense» («Еще немного чепухи»).Первая книга – «Книга чепухи» – вышла анонимно в 1846 году, была дополнена автором в 1861 году.Игровую традицию поэзии Лира продолжил ХилэрБэллок (1870-1953). Он был автором почти 150 книг, но в историю литературы вошел енно благодаря нонсенсам, собранным в книгах «Книжка про животных для плохих детей», «Снова о животных для еще худших детей», «Назидательные истории для детей» и другие. В своих «назидательных историях» Бэллок доводит до абсурда те правила и морализаторские поучения, которыми была полна детская литература. Истории «Про Джима, который убегал от няни и был заживо съеден львом», «Про Ребекку, которая трагически погибла из-за того, что любила хлопать дверьми» и др. – пародии на такого рода литературу. Мотивы нонсенса можно найти и в сказках Льюиса Кэрролла. Его настоящее имя – Чарльз Лютвидж До́джсон (1832-1898).Л. Кэрролл –математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения — «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка».Кэрролл создает литературную сказку, которая разительно отличается от привычной детям народной и первых литературных сказок, продолжающих фольклорную традицию.Необычность Кэрролловской сказки и в том, что ее главный герой – слово. Слова движут сюжет сказки, слова порождают и многих ее героев. Близка к эстетике абсурда и сказка Памелы Трэверсо Мэри Поппинс. Продолжая традиции литературной эксцентрики, писательница стремится показать мир современной ей Англии со всеми его заботами и проблемами с точки зрения восприятия ребенком. Затрагиваются проблемы воспитания ребенка, неблагополучия в семье. Киплинг — фигура в английской литературе неоднозначная и крайне противоречивая. Критики много писали о его стремлении к идеалам силы, порядка и солдатской доблести. Его идеи были довольно просты и незамысловаты: Британская империя превыше всего, а сами англичане — высшая нация в мире, призваная просвещать другие народы и заставлять их жить по своим— лучшим—законам.«Книга джунглей» (1893-1894) адресована более зрелому читателю. В ней представлены два мира — мир людей и мир зверей — с их законами и правилами. Маугли («лягушонок»), как земноводное, принадлежит обоим мирам — и ни одному целиком.В жанре сказочной повести работали также: Кеннет Грэм (1859-1932), известный как автор книги «Ветер в ивах»; Джеймс Мэтью Барри (1860-1937), написавший «Питера Пена»; Алан Милн (1882 — 1956), автор книги «Винни Пух и Все-все-все». Литературная сказка О. Уайльд – автор 2 сборников сказок — «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). В круг детского чтения вошел и рассказ «Кентервильское привидение» (1887).Писатель умело пользуется языковыми средствами, добиваясь необыкновенного изящества формы и полной гармонии слова, ритма и смысла. Его сказки изысканны и утонченны, волшебны и хрупки и, несмотря на звучание в них нот разочарованности и тоски, исполнены света подлинной поэзии. А своей простой и определенной моралью они близки к сказкам Андерсена.

Литература великобритании к.19-н.20 веков. О. Уайльд

Литература английского нонсенса возникла во второй половине 19 века, во времена правления королевы Виктории, известные строгими нравами. Как ни парадоксально, именно в этот период появились литература, наполненная юмором и озорством. Возможно, это был протест против чопорности, нравоучительности, присущих произведениям викторианской эпохи, адресованным детям. Но в каждой бессмыслице заложен определенный смысл. Ведь нонсенс раскрывает все несоответствия вещей вокруг и внутри нас, тем самым открывая пути к истинной гармонии.

В реалистическом направлении наблюдается углубление психологизма. Уменьшается событийность произведений, они насыщаются символами.Писатели-натуралисты стремились к предельно объективному изображению мира, к полной правде, к реальному факту. Анализ человека и общества строился натуралистами на основе строгого биологического, социального и исторического детерминизма (раса, среда, момент).

Одна из основ эстетики символизматеория символа. Смысл ее в том, что познание и выражение мира идей возможно с помощью символа – многозначного художественного образа, который обладает способностью условно обозначать сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. С помощью символа поэт пытается передать отголоски высшего духовного мира.Эстетизм – одно из течений искусства рубежа веков – складывается в 1880—1890-е годы в Англии, возникая как реакция на викторианскую идеологию и мораль. Важная категория эстетизма – идея «чистого искусства», или «искусства ради искусства». Это концепция художественного творчества, максимально абстрагированного от действительности. Реальность, согласно теории «чистого искусства», не может быть эстетическим объектом, поскольку красота (а значит и истина) проявляется не в изображении обыденной жизни, а в совершенной форме художественного произведения. Неоромантикинаследуют многие идеи романтиков 19 века, но переносят своих героев из дисгармоничной реальности не в идеальный мир мечты, воображения, а в мир экзотических стран, необыкновенных приключений, неординарных событий, в обстановку, требующую исключительного мужества.Писатели не противопоставляют исключительного героя обществу, толпе, напротив, они открывают исключительное в обыкновенном человеке.

О. Уайльд – автор 2 сборников сказок — «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). В круг детского чтения вошел и рассказ «Кентервильское привидение» (1887). Писатель умело пользуется языковыми средствами, добиваясь необыкновенного изящества формы и полной гармонии слова, ритма и смысла. Его сказки изысканны и утонченны, волшебны и хрупки и, несмотря на звучание в них нот разочарованности и тоски, исполнены света подлинной поэзии. А своей простой и определенной моралью они близки к сказкам Андерсена.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...