Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество Гофмана. Сказки «Щелкунчик», «Золотой горшок».




Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) – яркий представитель немецкого романтизма. «Он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец».Произведения Гофмана наполнены мистикой, символами. Писатель преклонялся перед искусством, ставя его выше действительности. Первая сказка Гофмана – «Золотой горшок». В сказке проявляется характерная для Гофмана картина романтического двоемирия. Но сказки Гофмана – в основном для взрослыхДетской аудитории была адресована сказка «Щелкунчик и Мышиный король» - история о девочке Мари Штальбаум и куклах ее брата Фрица, о борьбе с армией Мышиного короля. В произведении рассказывается ещё одна сказка – «Сказка о твёрдом орехе», рассказанная крёстным Мари Дроссельмейером. В сказке также звучит тема двоемирия, противостояния романтиков, мечтателей и мещан.

 

12. Художественный мир сказок Андерсена.

Известнейшими произведениями скандинавской (датской) литературы являются сказки Ганса Христиана Андерсена (1805-1875).Ему принадлежит честь создания сказки литературной, авторской. Именно сказки (всего их 156) составляют большую часть его творческого наследия, хотя он писал и романы, стихи, пьесы, путевые очерки, создал стихотворную азбуку. Андерсен опубликовал четыре сборника сказок — «Сказки, рассказанные детям», «Новые сказки», «Истории», «Новые сказки и истории». Каждый из этих сборников представляет собой законченное целое.Сам Андерсен был очень недоволен, что его причисляют к чисто детским писателям, поскольку считал свои сказки адресованными читателям всех возрастов. Тем не менее дети особенно любят датского сказочника и с радостью читают его «взрослые» сказки.Горький удел личности, отмеченной Богом, но не признанной людьми, – одна из основных тем Андерсена. Ей посвящены "Гадкий утёнок"(1843), "Ребячья болтовня", "Садовник и господа"(1852), "Тернистый путь славы"(1855), "Перо и чернильница"(1859), "Психея"(1861), "Золотой мальчик"(1865), "Сын привратника"(1866),"Жаба"(1866), "Доля репейника« (1869).Многие сказки Андерсена раскрывают трагедию бедности. Некоторые истории, например, «Девочка со спичками», связаны с судьбой матери писателя, Анн-Мари. Противостояние добра и зла в сказке всегда было противостоянием Жизни и Смерти. В сказках Андерсена драматизм этой борьбы многократно возрастает из-за разительного неравенства сил: Жизнь у него представлена как бы только в почке, в бутоне – существами очень маленькими и хрупкими.Так, в сказке «Стойкий оловянный солдатик» главный герой совсем молод, он только что родился от оловянной ложки, да к тому же и инвалид. Его настигает смерть: мальчишка «ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку», а возлюбленная, бумажная танцовщица, впорхнула в огонь за ним. Но всё же в сказке побеждает не Смерть, а Любовь. В сказке "Русалочка" героиня – тоже не человек. Она маленький водный дух, рыбка, морская волна. Она пытается выяснить, что есть Жизнь и что есть Смерть. Если ей, Русалочке, уготовано беспечальное существование длиной в триста лет, а потом она растает пеной морской, то можно ли считать это жизнью? А вот человеческая душа бессмертна – после краткого пребывания на земле она отлетает в «синее небо..., в неведомые блаженные страны» и пребывает там вечно. Андерсен верит, что вся природа напоена любовью. Один из частых образов в сказках Андерсена – образ Снежной Королевы, Ледяной девы, Королевы Метелей. всякий раз она не просто похищает очередную жертву, но разлучает любящих. Именно Любовь – самый исток Жизни – она и стремится уничтожить. А потому и маскируется под Любовь. Ледяная красота ослепляет, за блистаньем трудно распознать её смертоносную сущность. Только живому, полному любви сердцу это под силу. И в «Королеве метелей», и в «Снежной королеве» и в созданной позже «Деве льдов»(1861) повелительница мороза и буранов предстаёт в убранстве сверкающих драгоценностей зимы.

 

13. Русская детская литература 19 века. Жуковский и Пушкин.В конце XVIII – начале ХIХ века детская литература выделилась в самостоятельную область культуры с определенными педагогическими задачами. Этот процесс протекал в двух направлениях.Основной фонд детской словесности формировался путем перехода в чтение детей и юношества произведений «взрослой» литературы. К созданию этой базовой части русской детской словесности в первой половине ХIХ века было привлечено внимание многих крупных писателей, педагогов, издателей и художников. Для детей пишут В.А.Жуковский, В.Ф.Одоевский, А.Погорельский (А.А.Перовский). В детских журналах, альманахах и сборниках печатаются И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский. В чтение детей и юношества вводится проза русских и зарубежных авторов, изначально предназначавшаяся для взрослых читателей (Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, В.Скотт, Ф.Купер, Э.Т.А.Гофман).

Однако большую долю чтения детей по-прежнему занимает литература религиозная: жития, религиозные повести, библейские легенды и мифы. Появляются журналистика для детей: «Новая библиотека для воспитания» (1843-1845-1848); «Звездочка» (1842-1864) и «Лучи» (1850-1860).В этих изданиях закладываются основы детской периодики:- разделение на «старший» и «младший» разделы;- широко используется наглядность;- дифференциация по половому признаку;- цель – формирование духовности детей и расширение их кругозора;- знакомство детей с лучшими литературными произведениями; критические статьи, адресованные маленьким читателям. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - автор стихотворений, вошедших в круг детского чтения, и нескольких стихотворных сказок, а также переводов произведений зарубежных писателей (Ш. Перро, братьев Гримм). Наиболее известные сказки В.А. Жуковского – «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее и о премудрости Марьи-Царевны, Кощеевой дочери», «Война мышей и лягушек», «Сказка об Иване-Царевиче и Сером Волке». В сказках отразилось предпочтение западноевропейской литературы перед русским фольклором. Сюжеты сказок во многом повторяют сюжеты европейской литературы, но одновременно произведения стилизованы «под фольклор». Жуковский писал сказки-баллады – произведения литературно-поэтического фантастического произведения с обнажением приема, сказки с авторской романтической иронией. Сказочный мир А.С. ПушкинаВ 19 веке в системе письменных литературных жанров прочное место заняла сказка. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) ''усилил народную песню и сказку блеском своего таланта'', оставив неизменными при этом ''их смысл и силу‘. В своем творчестве он соединил национальное и общечеловеческое. Например, популярный в европейском фольклоре сюжет ''мертвая царевна'‘ (''Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях'' Пушкина, 1833) восходит к мифу об умирающем и вновь воскресающем божестве, олицетворяющем растительную природу. Под пером Пушкина-сказочника он приобретает окраску национальную, наполняется деталями, характерными для легендарной эпохи средневековой Руси. В основу пушкинской ''Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди'' (1831) также положены литературные традиции, освященные временем. Салтан и Гвидон — персонажи лубочной ''Сказки о Бове-королевиче'‘.Добро и Зло в произведениях поэта проистекает из поступков людей. В помощь человеку в волшебных сказках призывается магия. Но в нем самом, полагает Пушкин, заключено могущество еще большее.-Произведения А.С. Пушкина входят в круг детского чтения, но не были написаны для детей;-Внимание к жизни народа, к старине, фольклору (в т.ч. переработка фольклорных сюжетов).;-Социальная тематика («Сказка о попе и о работнике его Балде»);-Выражение особенностей национального характера.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...