Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие литературной сказки в русской литературе 20-30-х годов.
Сказка осуждалась за антропоморфизм, тяготение к волшебству, мистицизму и религиозности. Против сказки выступила Н.К. Крупская, выдвинувшая требование литературы «реалистической до крайности».В 20-е годы расцвет переживало сказочное творчество К.И. Чуковского. Были изданы книги «Мойдодыр», «Крокодил», «Мухина свадьба» («Муха-цокотуха»), «Тараканище» и др. В 1928 г. Н.К. Крупская разгромила стихотворную сказку К.И. Чуковского «Крокодил», назвав её «чепухой» и «буржуазной мутью».Вскоре появился такой клеймящий термин, как «чуковщина», под которым подразумевался «антропоморфизм, аполитичность и уход от вопросов сегодняшнего дня».У Чуковского было множество творческих идей, но в результате в течение долгих лет он написал ни строчки. Взгляды Н.К. Крупской не разделяли А.В. Луначарский, С.Я. Маршак, М. Горький и другие. В 1929 году состоялась широкая дискуссия о детском чтении. Принявший в ней участие Луначарский гневно обрушился на тех критиков, которые травили детских писателей. И «сказочники» одержали победу: в 1933 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об издательстве детской литературы», в котором говорилось о необходимости широкого издания сказок. К сказке обращались в 30-годы такие писатели, как Ю. Олеша («Три толстяка»), А. Гайдар («Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»), В. Маяковский («Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»). Советские авторы обращались к сюжетам зарубежных сказок. Тема семьи в произведениях 30-х годов была почти исключена. Критике подверглись, в частности, и сочинения Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, сестры В.И. Ленина. Впоследствии широко известным стал цикл коротких рассказов Ульяновой-Елизаровой «Детские и школьные годы Ильича» (1925).Мало-помалу «перегиб» в отношении семейной темы исправлялся, прежде всего в поэзии для малышей З.Н.Александровой, С.В. Михалкова, Е.А. Благининой. Стихотворение Благининой «Вот какая мама!» было написано в 1936 году, а три года спустя оно дало название книжке, принесшей поэтессе славу; этот сборник стихов об идеальном мире традиционной семьи знаменовал собой начало очередного поворота литературного процесса. В 20-30-е годы в литературе продолжает развиваться реалистическое направление. Оно тяготеет к эпическому изображению эпохи и народа, а в эпосе сохраняются традиционные духовные основы.Христианские тенденции прослеживались. Взгляды Н.К. Крупской не разделяли А.В. Луначарский, С.Я. Маршак, М. Горький и другие. В 1929 году состоялась широкая дискуссия о детском чтении. Принявший в ней участие Луначарский гневно обрушился на тех критиков, которые травили детских писателей. И «сказочники» одержали победу: в 1933 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об издательстве детской литературы», в котором говорилось о необходимости широкого издания сказок.
Произведения для детей В. Маяковского. В. Маяковский – один из крупнейших представителей русского авангарда. Значительная часть творческого пути Маяковского была связана с течением кубофутуризма, для которого характерны отказ от всего предыдущего опыта поэзии, строительство новой культуры как основы будущей цивилизации. После революции 1917 года Маяковский создал группу ЛЕФ — Левый фронт искусств. Задачей ЛЕФа было подчинение искусств государству. Тогда же поэт обратился к творчеству для детей, рассматривая его как составную часть обшей программы строительства социализма и формирования социалистической культуры. Первое стихотворение для детей В. Маяковского – «Тучкины штучки» (1918 г.):В 1923 г. В. Маяковский обратился к жанру стихотворной сказки (поэма «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»). Произведение неоднозначно было воспринято критикой, которые отмечали, что некоторые моменты произведения идут в разрез с детской психологией и педагогикой. Однако сказка имела и ряд достоинств: яркие образы, необычные метафоры, сложные рифмы и неологизмы, разнообразие ритмических рисунков. В. Маяковский стремился к созданию такой поэзии, которая вводила бы детей в большой мир борьбы и труда, объясняла бы им азы социализма. В 1925 году им была написана книжка «Что такое хорошо и что такое плохо» , в 1928 г. – книжка «Кем быть?», посвященная теме выбора жизненного пути ребенком. Поэт не просто рассказал о профессиях, но создал образ каждой из них — с помощью резких перемен ритма, неожиданных рифм, звукового оформления.Поэт понимал, что малыш и школьник-пионер — это разные читатели, они требуют книг разного содержания и формы. Для детей младшего школьного возраста он писал стихи более публицистичные, рассчитывая, что дети будут читать их самостоятельно — в газете «Пионерская правда», в журнале «Пионер». Там и вышли во второй половине 20-х годов стихотворный фельетон «История Власа — лентяя и лоботряса», стихотворная заметка «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?», марши «Возьмем винтовки новые», «Майская песенка», «Песня-молния», послание «Товарищу-подростку». Эксперимент и авангард в творчестве группы ОБЭРИУ. В отличие от авторов, которые придерживались назидательно-дидактического направления в детской поэзии (В. Маяковский, А. Барто, С. Михалков), некоторые поэты считали, что искусство должно быть свободным от политики и идеологии и жить по собственным законам. Ленинградская литературно-философская группа «Объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращенным названием ОБЭРИУ. По идее обэриутов, искусство вовсе не отражает жизнь, оно само по себе, оно живет по своим законам.Представителями группы ОБЭРИУ были Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский и другие писатели и философы. Реальность в творчестве группы предстает необычной, нелепой с точки зрения обыденной логики. Такая «поэзия абсурда» была призвана в первую очередь развлекать ребенка. Важное место в их творчестве занимала словесная игра. Бесстрастно и педантично анализировали обэриуты реальные или ими же вымышленные «случаи». Может быть4 поэтому их творчество оценивалось читателем, воспитанным в консервативных традициях, как «жестокое» или находящееся вне этики.Воображение в произведениях поэтов группы ОБЭРИУ, казалось бы, искажает, сдвигает мир, обессмысливает его, но оно развивается по неким законам, и действие этих законов приводит мир к неожиданному «чистому» смыслу. Судьба многих поэтов группы была трагична. В 1931 г. Хармс, Введенский, Бехтерев были арсетосваны и после полугода тюрьмы сосланы в Курск. В конце 1930 обэриуты были репрессированы. Н. Заболоцкий, пройдя ГУЛАГ, начал писать совсем другие стихи. К творческому наследию группы ОБЭРИУ обратились только к концу ХХ в.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |