Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие литературной сказки в русской литературе 20-30-х годов.




 Сказка осуждалась за антропоморфизм, тяготение к волшебству, мистицизму и религиозности. Против сказки выступила Н.К. Крупская, выдвинувшая требование литературы «реалистической до крайности».В 20-е годы расцвет переживало сказочное творчество К.И. Чуковского. Были изданы книги «Мойдодыр», «Крокодил», «Мухина свадьба» («Муха-цокотуха»), «Тараканище» и др. В 1928 г. Н.К. Крупская разгромила стихотворную сказку К.И. Чуковского «Крокодил», назвав её «чепухой» и «буржуазной мутью».Вскоре появился такой клеймящий термин, как «чуковщина», под которым подразумевался «антропоморфизм, аполитичность и уход от вопросов сегодняшнего дня».У Чуковского было множество творческих идей, но в результате в течение долгих лет он написал ни строчки. Взгляды Н.К. Крупской не разделяли А.В. Луначарский, С.Я. Маршак, М. Горький и другие. В 1929 году состоялась широкая дискуссия о детском чтении. Принявший в ней участие Луначарский гневно обрушился на тех критиков, которые травили детских писателей. И «сказочники» одержали победу: в 1933 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об издательстве детской литературы», в котором говорилось о необходимости широкого издания сказок.

К сказке обращались в 30-годы такие писатели, как Ю. Олеша («Три толстяка»), А. Гайдар («Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»), В. Маяковский («Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»).

 Советские авторы обращались к сюжетам зарубежных сказок. Тема семьи в произведениях 30-х годов была почти исключена. Критике подверглись, в частности, и сочинения Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, сестры В.И. Ленина. Впоследствии широко известным стал цикл коротких рассказов Ульяновой-Елизаровой «Детские и школьные годы Ильича» (1925).Мало-помалу «перегиб» в отношении семейной темы исправ­лялся, прежде всего в поэзии для малышей З.Н.Александровой, С.В. Михалкова, Е.А. Благининой. Стихотворение Благининой «Вот какая мама!» было написано в 1936 году, а три года спустя оно дало название книжке, принесшей поэтессе славу; этот сборник стихов об идеальном мире традиционной семьи знаменовал со­бой начало очередного поворота литературного процесса. В 20-30-е годы в литературе продол­жает развиваться реалистическое направление. Оно тяготеет к эпи­ческому изображению эпохи и народа, а в эпосе сохраняются тра­диционные духовные основы.Христианские тенденции прослеживались.

Взгляды Н.К. Крупской не разделяли А.В. Луначарский, С.Я. Маршак, М. Горький и другие. В 1929 году состоялась широкая дискуссия о детском чтении. Принявший в ней участие Луначарский гневно обрушился на тех критиков, которые травили детских писателей. И «сказочники» одержали победу: в 1933 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об издательстве детской литературы», в котором говорилось о необходимости широкого издания сказок.

 

Произведения для детей В. Маяковского.

В. Маяковский – один из крупнейших представителей русского авангарда. Значительная часть творческого пути Маяковского была связана с течением кубофутуризма, для кото­рого характерны отказ от всего предыдущего опыта поэзии, стро­ительство новой культуры как основы будущей цивилизации. После революции 1917 года Маяковский создал группу ЛЕФ — Левый фронт искусств. Задачей ЛЕФа было подчинение искусств государству. Тогда же поэт обратился к творчеству для детей, рас­сматривая его как составную часть обшей программы строитель­ства социализма и формирования социалистической культуры. Первое стихотворение для детей В. Маяковского – «Тучкины штучки» (1918 г.):В 1923 г. В. Маяковский обратился к жанру стихотворной сказки (поэма «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»). Произведение неоднозначно было воспринято критикой, которые отмечали, что некоторые моменты произведения идут в разрез с детской психологией и педагогикой. Однако сказка имела и ряд достоинств: яркие образы, необычные метафоры, сложные рифмы и неологизмы, разнообразие ритмических рисунков. В. Маяковский стремился к созданию такой поэзии, которая вводила бы детей в большой мир борьбы и труда, объясняла бы им азы социализма. В 1925 году им была написана книжка «Что такое хорошо и что такое плохо» , в 1928 г. – книжка «Кем быть?», посвященная теме выбора жизненного пути ребенком. Поэт не просто рассказал о профессиях, но создал образ каждой из них — с по­мощью резких перемен ритма, неожиданных рифм, звукового оформления.Поэт понимал, что малыш и школьник-пионер — это разные читатели, они требуют книг разного содержания и формы. Для де­тей младшего школьного возраста он писал стихи более публици­стичные, рассчитывая, что дети будут читать их самостоятельно — в газете «Пионерская правда», в журнале «Пионер». Там и вышли во второй половине 20-х годов стихотворный фельетон «История Власа — лентяя и лоботряса», стихотворная заметка «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?», марши «Возьмем винтов­ки новые», «Майская песенка», «Песня-молния», послание «Това­рищу-подростку».

Эксперимент и авангард в творчестве группы ОБЭРИУ.

В отличие от авторов, которые придерживались назидательно-дидактического направления в детской поэзии (В. Маяковский, А. Барто, С. Михалков), некоторые поэты считали, что искусство должно быть свободным от политики и идеологии и жить по собственным законам.

Ленинградская литературно-философская группа «Объедине­ние реального искусства» вошла в историю авангарда под сокра­щенным названием ОБЭРИУ. По идее обэриутов, искус­ство вовсе не отражает жизнь, оно само по себе, оно живет по своим законам.Представителями группы ОБЭРИУ были Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский и другие писатели и философы. Реальность в творчестве группы предстает необычной, нелепой с точки зрения обыденной логики. Такая «поэзия абсурда» была призвана в первую очередь развлекать ребенка. Важное место в их творчестве занимала словесная игра. Бесстрастно и педантично анализировали обэриуты реальные или ими же вымышленные «случаи». Может быть4 поэтому их твор­чество оценивалось читателем, воспитанным в консервативных традициях, как «жестокое» или находящееся вне этики.Воображение в произведениях поэтов группы ОБЭРИУ, казалось бы, искажает, сдвигает мир, обессмыс­ливает его, но оно развивается по неким законам, и действие этих законов приводит мир к неожиданному «чистому» смыслу. Судьба многих поэтов группы была трагична. В 1931 г. Хармс, Введенский, Бехтерев были арсетосваны и после полугода тюрьмы сосланы в Курск. В конце 1930 обэриуты были репрессированы. Н. Заболоцкий, пройдя ГУЛАГ, начал писать совсем другие стихи. К творческому наследию группы ОБЭРИУ обратились только к концу ХХ в. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...