Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные принципы проведения переписей населения.
Основные принципы современной переписи населения. 1. Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. учет каждого жителя без исключения (но и без двойного счета), независимо от каких-либо статусных характеристик человека: пола, возраста, национальности, социального положения, наличия права на проживание в данном жилище или местности и т.п. 2. Проведение переписи населения по единой программе и единым правилам на всей территории, охватываемой переписью. Существуют международные рекомендации по содержанию программ переписей населения, чтобы обеспечить сопоставимость их результатов по странам. 3. Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения через равные промежутки времени, обычно через десять лет, что позволяет отслонить изменения, происходящие в половозрастной структуре населения. 4. Безотносительность целей переписи населения к каким-либо частным интересам государства. Перепись населения не связывается ни с какими административными мероприятиями, не затрагивает ни имущественных, ни личных интересов отдельных граждан. Все собираемые при переписи сведения используются только в суммарном виде, в виде обезличенных данных. 5. Индивидуальность регистрации, т.е. сбор сведений, осуществляется о каждом человеке в отдельности, а не в виде суммарных итогов по семье, хозяйству, жилищу. Такой принцип обеспечивает возможность при дальнейшей обработке итогов получать самые разнообразные комбинационные группировки из собранных данных. 6. Непосредственное получение сведений у населения. Реализуется в виду того, что перепись населения нуждается в данных о реальном, а не о бумажном составе населения, которые могут изменять по разным причинам. 7. Анонимность сведений, получаемых от населения при переписи, т.е. гарантия тайны любой информации, получаемой во время опроса людей при переписи. 8. Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы ответов опрашиваемых осуществляется с их слов, без предъявления каких- либо документов, подтверждающих достоверность сообщаемых сведений. Соблюдение принципа обусловлено: o трудностями или невозможностью во многих случаях отнести человека к той или иной категории населения по документированным признакам; o стремлением статистиков повысить доверие населения к переписи. 9. Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени. Перепись проводится в течение 7 -10 дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию на один точный момент времени (т.н. критический момент). Он позволяет: o получить моментальный снимок состава населения, свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности; o помогает уменьшить число пропусков и двойного счета людей. Момент переписи обычно приходится на тот период года, когда подвижность населения наименьшая. Им обычно считают в нашей стране середину января, а среди дней недели среду или четверг. 10. Централизованное руководство проведением переписи. Для проведения переписи населения обычно специальное подразделение в органах государственной статистики. В его функции входит методологическая и техническая подготовка переписи населения, организация её непосредственного проведения, обработка итогов и их публикация. В нашей стране таким подразделением является Управление переписей и обследований Государственного комитета РФ по статистике. 27 декабря 2001 г. Государственная Дума России приняла Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения», одобренный 16 января 2002 г. Советом Федерации и подписанный Президентом Российской Федерации 25 января 2002 г. В Законе подчеркивалось, что Всероссийская перепись населения является основным источником формировании федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. В статье 1 определялись основные принципы проведения переписи: 1. Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведении. 2. Всероссийская перепись населения проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища. 3. Сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения реализации его прав и свобод. 4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина. В Законе подчеркивалось, что правовой основой Всероссийской переписи населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Было подтверждено, что Всероссийские переписи должны проводиться регулярно, не реже чем один раз в десять лет. Срок и дату проведения переписей устанавливает Правительство России. Статья 4 определила лица, подлежащие Всероссийской переписи. Это: - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи; - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации. Исследуя методологию и основные факторы учета в переписях этнического состава населения, известный российский демограф В.И. Козлов в своей книге «Динамика численности народов» обратил внимание на то, что программы конкретных переписей населения различных стран мира и содержание имеющихся в них вопросов о национальной (этнической) принадлежности населения отличаются большим разнообразием. К числу таких вопросов относятся: прямой вопрос о «национальности» (например, в переписях Югославии 1948, 1953 и 1961 гг., Болгарии 1926, 1946 и 1956 гг. и др.), вопрос об «этнической национальности» (Румыния 1930 г.), «этнической принадлежности» (Гана 1960 г., Того 1958-1960 гг.), «этническом» или «расовом» происхождении (Канада с 1871 до 1961 г. каждые 10 лез), «племенной принадлежности» (Гвинея 1955 г., Кения 1962 г. и др.), а также вопросы о «расе» («гасе») в этническом значении этого термина. Конкретное содержание вопросов нередко расходится с общепринятой терминологией. Так, перепись населения Туниса 1956 г., поставившая одной из своих задач определение «этнической национальности», вложила в этот вопрос преимущественно религиозный смысл, выделив европейцев, евреев, мусульман Туниса и мусульман других стран. Напротив, перепись 1960 г. в Сараваке, содержавшая вопрос о «расе», фактически учитывала этническую принадлежность. В.И. Козлов отметил и существенные различия в понятиях «гражданство», «подданство», «страна рождения». В большинстве стран, миря в программах переписей населения, имеется вопрос о подданстве или стране рождения; во многих случаях, например, почти во всех странах Европы и Америки, ставятся оба эти вопроса. Показатели подданства и страны рождения довольно тесно связаны друг с другом, так как, но законам многих стран все рожденные в данной стране считаются ее подданными. Обычно численность иноземцев поданным о стране рождения превышает численность их по подданству, так как в последнее число не входит натурализовавшиеся лица, т. с. лица, принявшие новое подданство. Бывает, однако, и образное соотношение, хотя и очень редко: в странах, где натурализация ограничена или регламентирована жесткими правилами и поэтому не все уроженцы данной страны считаются ее подданными, численность иностранных подданных за счет детей, родившихся уже в новой стране обитания, может превышать число «рожденных за границей». Переписи населения в некоторых странах, учитывающие страну рождения и подданства, применяют обобщенные показатели, суммарно выделяя всех инострано-подданных или всех родившихся за пределами данной страны. Эго особенно характерно для государств Центральной и Южной Африки, где к тому же принято применять такие вопросы лишь к европейскому по происхождению населению (например, перепись населения Камеруна 1957 г., Малави 1956 г.). Такую практику чаще всего объясняют недостаточным представлением многих африканцев о подданстве или гражданстве, а иногда и о стране своего рождения. Страна рождения и подданство тесно связаны с такими существенными элементами этнической общности, как территория и социально-политическая организация, и поэтому могут играть роль этнических определителей. Тем более, что многие страны мира имеют сравнительно однородный национальный состав населения. Национальность детей при переписи определялась родителями, причем в семьях, где отец и мать принадлежали к разным национальностям и родители сами затруднялись определить национальность детей, предпочтение, по инструкции, отдавалось национальности матери. Среди вопросов о языке, применяемых в переписях населения, на первое место по своему значению для этнической статистики должен быть поставлен вопрос о «родном языке» или по существу совпадающие с ним вопросы о «материнском», «отцовском» языке, «языке колыбели» и г. д. Довольно часто в переписях населения применяются другие вопросы, в том числе вопрос о разговорном языке. Применение показателя разговорного языка как такового может привести к резкому преувеличению численности основного пли господствующего народа страша, языком которого пользуются при общении другие национальности. Менее уязвим в этом отношении вопрос о «языке в быту» («обиходном языке»), который отражает язык, употребляемый в семье, и занимает как бы промежуточное положение между вопросом о «родном» и «разговорном» языках.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 545. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |