Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая структура населения.




Экономический состав населения – распределение населения по группам в зависимости от наличия источников средств существования. Изначально все население подразделяют на экономически активное и экономически неактивное (пассивное) население.

Экономически активное население – население, работающее в общественном хозяйстве или желающие принимать участие в нем, но в данный момент не способное найти работу.

Экономически неактивное (пассивное) население – в общественном труде не участвующееи не желающее участвовать.

Экономически активное население включает две составные части: занятые и безработные.

Описание этих категорий дано в постановлении Госкомстата России от 25.05.93. “Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости”.

Занятые – лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемыйпериод:

выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени),а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;

выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработные — лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

не имели работы (доходное занятие);

занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;

были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны присутствовать все три указанные категории.

По методологии Международной организации труда (МОП) к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить.

Источниками информации о численности безработных являются:

текущая отчетность служб занятости;

материалы специальных выборочных обследований по проблемам занятости.

Материалы специальные выборочных обследований позволяют уточнить ситуацию на рынке труда и прогнозировать её.

По размеру безработицы можно судить о текущем состоянии экономики страны. В виду важности такой информации такой информации Правительство РФ утвердило от 22.03.95 “Положение о
всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы”, организация и ведение которого возложены на Министерство труда РФ и Госкомстат РФ при участии Министерства экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной службы занятости России.

Для характеристики экономической структуры населения рассчитывают следующие основные показатели:

численность занятых;

численность безработных;

численность экономически активного населения;

удельный вес экономического населения во всем населении;

удельный вес занятых в экономически активном населении;

удельный вес безработных в экономически активном населении (уровень безработицы);

нагрузку экономически пассивного населения на экономически активное.

Сегодня активное население составляет приблизительно половину жителей Земли. Такая же пропорция между активным и пассивным населением наблюдается в последние годы и в России. Следует отметить, что в развитых странах доля экономически активного населения во всем населении несколько выше, чем в развивающихся странах – за счет широкого вовлечения в экономику женщин.

Особое место в демографическом анализе занимает оценка уровня безработицы. Рост безработного населения свидетельствует о неэффективной социально-экономической политике правительства, связанной с трудоустройством населения. Уровень безработицы, превышающий 10%, считается социально опасным. В России в период экономических реформ уровень безработицы был выше критического: в 1999 году он составил 13%. Но на фоне постепенного выхода из экономического кризиса и снижения уровня безработицы (в 2003 он составил 7,5%), а также отрицательной демографии, экономисты предрекают, что России будет грозить не безработица, а нехватка рабочих рук.

В целях подробного анализа используют социально-экономические структуры,полученные на базе сложных группировок, при построении которых используются две и более социально-экономические характеристики населения, например:

принадлежность к той или иной социальной группе (например, служащие, рабочие и т.п.);

отраслевая принадлежность;

статус в занятости (занятые или безработные);

уровень дохода и другие.

С развитием рыночных процессов в России имеют место следующие изменения в социально-экономической структуре населения:

резко увеличилась доля занятых в негосударственном секторе экономики и, соответственно, сократилась доля занятых в
государственном секторе;

возросла доля занятых в отраслях нематериального производства (особенно в отраслях рыночной инфраструктуры и в аппарате органов управления) исократиласьдоля занятых в промышленности;

катастрофически сократилась численность и доля занятых в науке, а также обслуживающих науку;

половина населения находится на уровне или ниже черты бедности;

усиливается разница в доходах между группами населения с самым низким уровнем доходов и самым высоким.



Демографическая политика.

Демографическую политику понимают в узком и широком смысле.

Демографическая политика в узком смысле – это система мер воздействия на естественное движение населения (главным образом, на процесс рождаемости), предпринимаемых государством с целью достижения положительных демографических результатов.

Демографическая политика в широком смысле включает воздействие государства на демографические процессы по двум направлениям:

изменение или сохранение уровня естественного воспроизводства населения;

изменение или сохранение направлений и объемов миграционных потоков.

Демографическая политика является составной частью социально-экономической политики.

Демографическая политика, как и любая другая политика, в зависимости от целей и сроков их достижения, имеет разные уровни: тактический и стратегический.

Соответственно различают программы демографической политики: краткосрочные (конкретные программы на ближайшее время) и долгосрочные (выполнение которых предусматривает прохождение нескольких этапов).

На тактическом уровне демографическая политика может предусматривать реализацию следующих мер:

Социально-экономические меры:

пособия по многодетности;

дифференциация налогов в зависимости от размеров семьи;

льготы при предоставлении жилой площади семьям с большим числом детей;

развитие сети детских учреждений и бытового обслуживания;

выплаты разного рода поощрительных вознаграждений при переезде в нужном для общества направлении;

ускоренное развитие в районах прибытия мигрантов жилищного и культурно-бытового строительства;

создание для женщин рабочих мест на льготных условиях (укороченный рабочий день, “плавающий” график, надомная работа и т.п.)

Административно-юридические меры:

законодательные акты, разрешающие (или запрещающие) аборты производство и использование противозачаточных средств;

законодательные акты, определяющие минимальный возраст вступления в брак;

законодательные акты, устанавливающие разного рода льготы для отцов семей при призыве в Армию;

разного рода льготы для определения социальных групп при приеме на учебу при распределении общественных фондов и т.п.

Меры идеологического воздействия

предполагают использование средства массовой информации (печать, радио, телевидение), а также всех видов искусства в целях регулирования демографических процессов в том направлении, которое ставит перед собой общество, и которое обуславливается политическими, правовыми, философскими взглядами, господствующими в обществе.

Стратегическая демографическая политика имеет два уровня:межгосударственный;государственный.

Межгосударственный уровень демографической политики заключается в обеспечении международной миграции населения, обмене информации по вопросам ее проведения, работе международных организаций и проведении международных программных мероприятий по вопросам демографии.

Государственный уровень демографической политики определяется политическими, экономическими, социальными и духовными отношениями, доминирующими в обществе. На этом уровне проводится демографическое прогнозирование для оценки будущей численности и половозрастного состава населения страны, его регионов, направления миграции, распределения трудовых ресурсов.

Особенностью России является то, что она состоит из многих регионов, имеющих свои характерные черты. С учетом региональных специфик (этнических, территориальных и других) здесь проводится своя региональная демографическая политика, но она не отделима от государственной, а является ее логическим продолжением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 590.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...