Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическая структура населения.
Экономический состав населения – распределение населения по группам в зависимости от наличия источников средств существования. Изначально все население подразделяют на экономически активное и экономически неактивное (пассивное) население. Экономически активное население – население, работающее в общественном хозяйстве или желающие принимать участие в нем, но в данный момент не способное найти работу. Экономически неактивное (пассивное) население – в общественном труде не участвующееи не желающее участвовать. Экономически активное население включает две составные части: занятые и безработные. Описание этих категорий дано в постановлении Госкомстата России от 25.05.93. “Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости”. Занятые – лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемыйпериод: выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени),а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан); временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. Безработные — лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходное занятие); занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны присутствовать все три указанные категории. По методологии Международной организации труда (МОП) к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. Источниками информации о численности безработных являются: текущая отчетность служб занятости; материалы специальных выборочных обследований по проблемам занятости. Материалы специальные выборочных обследований позволяют уточнить ситуацию на рынке труда и прогнозировать её. По размеру безработицы можно судить о текущем состоянии экономики страны. В виду важности такой информации такой информации Правительство РФ утвердило от 22.03.95 “Положение о Для характеристики экономической структуры населения рассчитывают следующие основные показатели: численность занятых; численность безработных; численность экономически активного населения; удельный вес экономического населения во всем населении; удельный вес занятых в экономически активном населении; удельный вес безработных в экономически активном населении (уровень безработицы); нагрузку экономически пассивного населения на экономически активное. Сегодня активное население составляет приблизительно половину жителей Земли. Такая же пропорция между активным и пассивным населением наблюдается в последние годы и в России. Следует отметить, что в развитых странах доля экономически активного населения во всем населении несколько выше, чем в развивающихся странах – за счет широкого вовлечения в экономику женщин. Особое место в демографическом анализе занимает оценка уровня безработицы. Рост безработного населения свидетельствует о неэффективной социально-экономической политике правительства, связанной с трудоустройством населения. Уровень безработицы, превышающий 10%, считается социально опасным. В России в период экономических реформ уровень безработицы был выше критического: в 1999 году он составил 13%. Но на фоне постепенного выхода из экономического кризиса и снижения уровня безработицы (в 2003 он составил 7,5%), а также отрицательной демографии, экономисты предрекают, что России будет грозить не безработица, а нехватка рабочих рук. В целях подробного анализа используют социально-экономические структуры,полученные на базе сложных группировок, при построении которых используются две и более социально-экономические характеристики населения, например: принадлежность к той или иной социальной группе (например, служащие, рабочие и т.п.); отраслевая принадлежность; статус в занятости (занятые или безработные); уровень дохода и другие. С развитием рыночных процессов в России имеют место следующие изменения в социально-экономической структуре населения: резко увеличилась доля занятых в негосударственном секторе экономики и, соответственно, сократилась доля занятых в возросла доля занятых в отраслях нематериального производства (особенно в отраслях рыночной инфраструктуры и в аппарате органов управления) исократиласьдоля занятых в промышленности; катастрофически сократилась численность и доля занятых в науке, а также обслуживающих науку; половина населения находится на уровне или ниже черты бедности; усиливается разница в доходах между группами населения с самым низким уровнем доходов и самым высоким. Демографическая политика. Демографическую политику понимают в узком и широком смысле. Демографическая политика в узком смысле – это система мер воздействия на естественное движение населения (главным образом, на процесс рождаемости), предпринимаемых государством с целью достижения положительных демографических результатов. Демографическая политика в широком смысле включает воздействие государства на демографические процессы по двум направлениям: изменение или сохранение уровня естественного воспроизводства населения; изменение или сохранение направлений и объемов миграционных потоков. Демографическая политика является составной частью социально-экономической политики. Демографическая политика, как и любая другая политика, в зависимости от целей и сроков их достижения, имеет разные уровни: тактический и стратегический. Соответственно различают программы демографической политики: краткосрочные (конкретные программы на ближайшее время) и долгосрочные (выполнение которых предусматривает прохождение нескольких этапов). На тактическом уровне демографическая политика может предусматривать реализацию следующих мер: Социально-экономические меры: пособия по многодетности; дифференциация налогов в зависимости от размеров семьи; льготы при предоставлении жилой площади семьям с большим числом детей; развитие сети детских учреждений и бытового обслуживания; выплаты разного рода поощрительных вознаграждений при переезде в нужном для общества направлении; ускоренное развитие в районах прибытия мигрантов жилищного и культурно-бытового строительства; создание для женщин рабочих мест на льготных условиях (укороченный рабочий день, “плавающий” график, надомная работа и т.п.) Административно-юридические меры: законодательные акты, разрешающие (или запрещающие) аборты производство и использование противозачаточных средств; законодательные акты, определяющие минимальный возраст вступления в брак; законодательные акты, устанавливающие разного рода льготы для отцов семей при призыве в Армию; разного рода льготы для определения социальных групп при приеме на учебу при распределении общественных фондов и т.п. Меры идеологического воздействия предполагают использование средства массовой информации (печать, радио, телевидение), а также всех видов искусства в целях регулирования демографических процессов в том направлении, которое ставит перед собой общество, и которое обуславливается политическими, правовыми, философскими взглядами, господствующими в обществе. Стратегическая демографическая политика имеет два уровня:межгосударственный;государственный. Межгосударственный уровень демографической политики заключается в обеспечении международной миграции населения, обмене информации по вопросам ее проведения, работе международных организаций и проведении международных программных мероприятий по вопросам демографии. Государственный уровень демографической политики определяется политическими, экономическими, социальными и духовными отношениями, доминирующими в обществе. На этом уровне проводится демографическое прогнозирование для оценки будущей численности и половозрастного состава населения страны, его регионов, направления миграции, распределения трудовых ресурсов. Особенностью России является то, что она состоит из многих регионов, имеющих свои характерные черты. С учетом региональных специфик (этнических, территориальных и других) здесь проводится своя региональная демографическая политика, но она не отделима от государственной, а является ее логическим продолжением. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 643. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |