Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программа физической нагрузки при проведении теста на тредмиле
«Полевые» эквиваленты тестирования энергетических потенций организма спортсменов. Перечисленные выше стандартизованные лабораторные тесты имеют свои аналоги в форме специальных контрольных упражнений, которые широко применяют в практике отдельных видов спорта. Тесту ступенчато возрастающей нагрузки по своей направленности соответствуют применяемые в практике легкоатлетического спорта испытания в повторном беге на дистанции 1000 м с постепенно возрастающей скоростью. Тесту на удержание критической мощности соответствуют испытания в контрольном беге на 2000 м и в тесте Купера ( дистанция бега, пробегаемая за 12 мин). Тест однократной предельной нагрузки имеет своим аналогом в спортивной практике испытания в контрольном беге на дистанции 300 или 400 м, плавании на 50 и 100 м, «челночном» беге на площадке в баскетболе, повторном беге 6х54 в хоккее и т.п. Исследования с повторными нагрузками.Для оценки тренированности в практике спортивной медицины успешно могут быть использованы и принятые в каждом виде спорта контрольные тесты-упражнения, позволяющие сопоставлять показатели работоспособности и приспособляемости. Содержание исследований с повторными нагрузками приведено в табл. 15. Основные условия проведения подобных испытаний: - нагрузки должны быть специфичными не только для данного вида спорта, но и для основного тренируемого упражнения или дистанции; - нагрузки должны выполняться с максимально возможной для каждого обследуемого и данного вида работы интенсивностью; - нагрузки необходимо выполнять повторно с возможно меньшими интервалами; - при выполнении нагрузок следует определять и сопоставлять показатели работоспособности и адаптации.
Таблица 15 Содержание исследований с повторными нагрузками в разных видах спорта (Журавлева А.И., Граевская Н.Д., 1993)
Тестирование проводят совместно врач и тренер. Тренер определяет работоспособность по показателям результативности и качества выполнения нагрузок, врач – адаптацию организма к нагрузками по функциональным сдвигам и их восстановлению в интервалах между повторениями и после пробы. До нагрузки и после каждого повторения определяют показатели ЧСС и АД. До и после выполнения пробы выполняют электрокардиографию и регистрируют биохимические показатели. Принципы оценки: - высокие стабильные показатели результативности и приспособляемости – высокий уровень специальной подготовленности спортсмена; - недостаточная, а также снижающаяся при повторении нагрузок результативность (или снижающееся качество выполнения движения) при неблагоприятной или нестабильной реакции – недостаточный уровень специальной подготовленности спортсмена; - средние показатели результативности и приспособляемость при недостаточно высокой результативности – удовлетворительный уровень специальной подготовленности спортсмена; - высокая результативность при неблагоприятных или ухудшающихся от нагрузки к нагрузке показателях приспособляемости свидетельствует о достижении результата за счет чрезмерного напряжения функции (требует внесения определенных корректив в тренировку); - хорошая реакция при низкой или неустойчивой результативности – недостаточный уровень специальной подготовленности или низкие волевые качества спортсмена, в связи с чем возможно увеличение тренировочных нагрузок.
Занятие № 8
Показатели текущего и срочного функционального состояния центральной нервной системы. В качестве наиболее доступных критериев текущего и срочного функционального состояния центральной нервной системы у спортсменов могут быть использованы: - результаты анализа специальных опросников, позволяющие судить о сбалансированности нервных процессов (САН, Спилбергера и др.); - показатели височного артериального давления (ВД), которое в значительно большей степени, чем плечевое, изменяется при нервно-психическом напряжении и различных эмоциональных реакциях; - показатели кожной температуры и степени ее асимметрии в различных точках тела. Характеристика врачебно-педагогических признаков состояния перенапряжения центральной нервной системы представлена в табл. 16. Бланк теста САН– «самочувствие», «активность», «настроение» приведен в табл. 17. Техника обработки теста САН. Для определения функционального состояния использована семиступенчатая шкала оценок. Каждую категорию – самочувствие, активность, настроение – характеризуют 10 пар слов. Самочувствие: №№ строк 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность: №№ строк 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение: №№ строк 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Задача испытуемого – выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. При расшифровке заполненной карты оценку признака перекодируют в ряд от 1 до 7, причем балл 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, приобретает значение 1, балл 0 будет обозначаться теперь уже цифрой 4, балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7, и т.д. Техника перекодирования наглядно иллюстрируется схемой: «плохо» –3-2-1-0-1-2-3- «хорошо». 1 2 3 4 5 6 7 При обработке результатов каждого тестирования по каждому параметру (самочувствие, активность, настроение) рекомендуется использовать три математических показателя: среднюю арифметическую, ошибку средней арифметической и среднеквадратичное отклонение. Карты с величиной среднеквадратичного отклонения, превышающей 1,5, могут отбрасываться, так как данное значение, согласно утверждению создателей теста САН, является критическим. Практика работы с тестом показывает, что в ряде случаев, когда речь идет о хорошо мотивированных спортсменах, достаточно определять только среднее арифметическое, динамика которого анализируется в повторных исследованиях. Бланк теста Спилбергераи ключ к данному тесту приведены в табл. 18, 19 Височное артериальное давление измеряют с помощью аппарата Рива-Роччи по методу Г.И.Маркелова, в положении исследуемого сидя или лежа: круговую манжетку шириной 4 см, соединенную с аппаратом Рива-Роччи, накладывают на голову испытуемого. Пальпаторно определяют пульсацию височной артерии, в манжетку нагнетают воздух до исчезновения пульсации, затем, по мере его выпускания, фиксируют момент нового появления пульсации. Высоту ртутного столба в этот момент принимают за величину максимального височного давления. Принципы оценки. Нормальными величинами артериального височного давления принято считать 50-70 мм.рт.ст. Учитывая наблюдаемую у многих спортсменов тенденцию к понижению артериального давления, за нижний предел нормальной величины височного давления принимается 40 мм.рт.ст. При перенапряжении центральной нервной системы у большинства спортсменов отмечается повышение височного давления, сочетающееся в ряде случаев с наличием его асимметрии, величина которой может достигать 25-30 мм.рт.ст., в то время как в норме она обычно не превышает 10 мм.рт.ст. Аналогичные изменения наблюдаются и при остаточных явлениях перенесенной закрытой травмы мозга, которая способствует возникновению нейроциркуляторных нарушений. В этих случаях отмечается повышение височного давления, которое иногда достигает 80-100 и более мм.рт.ст. при почти неизменном плечевом давлении. Кожная температура.У спортсменов с явлениями переутомления определяют более низкий уровень кожной температуры в различных точках тела.
Таблица 16 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |