Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение по карте точки стояния




Точку стояния на карте возможно определить различными способами. При выборе способа учитываются условия обстановки (в том числе условия работы с картой и наличие приборов), требуемая точность и условия видимости.

а) Определение на карте точки стояния по ближайшим ориентирам
(глазомерно)

Способ применяется преимущественно на обычной среднепересеченной местности в светлое время суток при расположении точки стояния на контурах, обозначенных на карте, или в непосредственной близости от ориентиров (местных предметов или элементов рельефа).
Порядок действий:

  • ориентировать карту;
  • опознать на карте два-три ближайших местных предмета (или элемента рельефа);
  • по глазомерно определенным расстояниям и направлениям до опознанных ориентиров наметить точку стояния на карте.

Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит главным образом от расстояний до ориентиров: чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При расположении от ориентиров на удалении до 500 м точка стояния при достаточной опытности определяется на карте масштаба 1: 100000 со средней ошибкой порядка 150 м.



Б) Определение на карте точки стояния промером расстояния

Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура и преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.
Сущность способа: измеряется расстояние (спидометром, шагами) от любого ориентира, расположенного у дороги или линейного контура, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывается на карте вдоль дороги (линейного контура) в соответствующем направлении.
Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от величины ошибки измерения расстояния на местности и откладывания его на карте.



В) Определение на карте точки стояния по расстоянию и направлению

Способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознан только один ориентир, показанный на карте.
Порядок действий:

  • измеряется расстояние (шагами, шнуром, биноклем, глазомерно, дальномером и т. п.) точка стояния - ориентир и азимут магнитный направления точка стояния - ориентир;
  • азимут переводится в обратный, а затем в дирекционный угол;
  • на карте от исходного ориентира с помощью транспортира или хордоугломера по дирекционному углу прочерчивается направление, на котором откладывается измеренное (определенное) расстояние; полученная точка и будет искомой точкой стояния.

Г) Определение точки стояния засечкой (по одному ориентиру)

Этим способом точку стояния возможно определить при нахождении на дороге или другом линейном контуре и видимости хотя бы одного ориентира, расположенного так, чтобы угол засечки был не менее 20°.
Сущность способа:

  • карта ориентируется и на ней опознается ориентир, видимый на местности с точки стояния;
  • компасом измеряется азимут направления точка стояния - ориентир, который переводится в обратный и затем в дирекционный угол (поправку берут с карты);
  • на карте у ориентира строится (транспортиром, хордоугломером) полученный дирекционный угол, направление прочерчивается в сторону точки стояния до пересечения с линейным контуром;

точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от расстояния до ориентира (чем больше это расстояние, тем больше ошибка) и ошибок измерения азимута и построения дирекционного угла на карте. При расстоянии до ориентира около километра и измерении азимута компасом АК средняя ошибка будет порядка 100 м (при работе с картой масштаба 1: 100000).
В этих же условиях точку стояния можно определить графически:

  • карта ориентируется по компасу или линии местности;
  • линейка (лучше визирная) прикладывается к ориентиру на карте и направляется визированием вдоль ребра на ориентир местности; в этом положении линейки прочерчивается прямая от ориентира на себя до пересечения с линейным контуром.

Точка пересечения и будет искомой точкой стояния.



Д) Определение точки стояния обратной засечкой

Способ применяется преимущественно на открытой местности с малым количеством ориентиров, но когда хотя бы вдалеке видны два (лучше три) ориентира, обозначенных на карте и расположенных при наблюдении с точки стояния под углом в пределах 20-170°.
Точка стояния обратной засечкой определяется следующим порядком: компасом измеряются магнитные азимуты на ориентиры, азимуты преобразуются в обратные и затем в дирекционные углы (с учетом поправки, указанной на карте). Затем у ориентиров строятся соответствующие дирекционные углы и полученные направления прочерчиваются в сторону точки стояния; точка пересечения этих направлений и будет искомой точкой стояния. Направление от третьего ориентира служит контрольным. При образовании на пересечении треугольника точка стояния обозначается в середине его.
При расстояниях до ориентиров около 5 км ошибка определения точки стояния может достигать 600 м.
Порядок действий при графическом решении следующий: ориентировать карту; приложив линейку к одному из выбранных ориентиров на карте и направив ее на этот же ориентир на местности, прочертить направление на себя; повторить те же действия со вторым и третьим ориентирами. Пересечение линий и будет искомой точкой стояния на карте.

е) Определение на карте точки стояния при помощи прозрачной бумаги
(способ Болотова)

Решение задачи требует наличия не менее трех ориентиров, имеющихся на карте и видимых на местности с точки стояния. Способ Болотова обеспечивает решение задачи даже в том случае, когда предварительное ориентирование карты невозможно.
Порядок действий:

  • на листе прозрачной бумаги, положенной горизонтально на жесткую основу, из одной точки, намеченной произвольно, но с учетом имеющихся ориентиров, визированием прямым прочертить направления на выбранные на местности ориентиры;
  • наложить прозрачную бумагу на карту так, чтобы все три прочерченных направления прошли через соответствующие ориентиры на карте;
  • перенести (переколоть) центральную, первоначально намеченную точку на карту; это и будет искомая точка стояния.





Движение по азимутам

А) Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Движение по азимутам - способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса ; применяется главным образом при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне и т. п.). При наличии явлений магнитной аномалии ориентирование с помощью магнитного компаса исключено.
Движение по азимутам совершается от ориентира до ориентира. Предварительно, до начала движения, подготавливаются необходимые данные-азимуты и расстояния:

  • на карте намечается маршрут (путь движения) с ориентирами у поворотов;
  • измеряются по карте дирекционный угол и длина каждого участка (колена) маршрута;
  • дирекционные углы переводятся (с учетом поправки, указанной на карте) в магнитные азимуты;
  • данные для движения вписываются в таблицу либо записываются непосредственно на карте или специально составленной схеме.

Б) Движение по азимутам

На каждой поворотной точке, начиная с исходной, по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. Ё направлении движения желательно выбрать и запомнить, возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет расстояния (метров, пар шагов, времени).
В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют солдата, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Для выдерживания направления в движении используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра, створ колонны и другие вспомогательные признаки.



В) Обход препятствий

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.
Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие:

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию.

Второй способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...