Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 3.Выполните практикум по нормам русского языка.




1.Расставьте ударение в словах

Гофрированный, гравёр, гравированный, гражданство, граммов (не пять грамм), граффити, гренадер (не гренадёр), гренки и гренки, гротеск (тэ), грошовый, гусеничный, гусь, гуся, танцовщица, творог, творог, темп (тэ), тенденция (тэ, дэ), тендер (тэ, дэ), теплопровод, терапевт (тэ и те), филантропия, филистер, филёр, фимиам, фортель, фрейлина (рэ), фрейдистский (рэ, сс).

2.Объясните и исправьте ошибки в предложениях.

1.Премировать работников яслей за уровень заболеваемости детей.

2.Минувшей осенью никому не известный пловец из Голландии опередил сильнейших асов водной дорожки.

3.На качество направлены многие темы, разрабатываемые учеными.

4.Эти меры ни в коей мере не подрывают доверия к государственным учреждениям.

5.Явка посещаемости занятий 90% личного состава.

6.Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, мне это не импонирует.

7.Княгиня была подстрижена в монахини.

8.Молодежь целеустремленно стремится к своей цели.

9.В нашем микрорайоне возвели новую школу.

10.Некоторые люди принимают желательное за действительное.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1.Блинов А.О. Управление персоналом в современных корпоративных структурах / А. О. Блинов. – М., 2000.

2.Клюев Е.В. Риторика / Е.В. Риторика. – М., 2001.

3.Кушнерук С.П. Документная лингвистика / С.П. Кушнерук. – Волгоград, 1996.

4.Мелибруда Е. Я – ты – мы: Психологические возможности улучшения общения / Е.Я. Мелибруда. – М., 1986.

5.Основы русской деловой речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; под ред. проф. В.В. Химика. – СПб., 2012.

6.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб., 2014.

7.Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М., 2009.

8.Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е.В. Руденский. – М., 2007.

9.Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. Как найти нужное слово в нужное время нужному человеку / Н.М. Тимченко. – СПб., 1995.

 


 


Тема 22. Основные виды аргументов в речи работников нефтегазовой сферы

Цель:изучить основные виды аргументации.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание понятия аргументация, аспектов и видов аргументации. Уметь правильно применять в зависимости от ситуации тот или иной вид аргументации.

Актуальность темы заключается в том, что для доказательства своей точки зрения каждому человеку, в том числе и работнику нефтегазовой сферы, необходимо применять те или иные доводы, которые называются аргументами и являются объектом изучения теории аргументации. Без доказательств речь не будет убедительной, даже если она будет соответствовать все другим требованиям, предъявляемым к ней культурой речи. Для это и необходимо изучение этой темы в курсе «Русский язык и культура речи».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В процессе выступления, презентации, беседы любому человеку, в том числе и работнику нефтегазовой сферы, необходимо отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонента или даже переубеждать. Для этого применяются различного рода аргументы, изучением которых занимается теория аргументации («новая риторика»).

«Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия»[34].

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта – логический и коммуникативный (Рисунок 22.1.).

В результате правильной аргументации человек должен убедить собеседника. Это возникнет, если последний воспримет, поймет и примет тезис аргументатора.

Выделяют следующие виды аргументов (Рисунок 22.2.).

В процессе аргументации работнику нефтегазовой отрасли важно четко отличать факт и мнение. Факт– это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле (например, из-за несоблюдения

2 аспекта аргументации
процедура отыскания оснований (доводов) для некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения.
процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора.

Рисунок 22.1.Аспекты аргументации

 

Виды аргументов
Логические · теоретические или эмпирические обобщения и выводы; · ранее доказанные законы науки; · аксиомы и постулаты; · определения основных понятий конкретной области знаний; · утверждения о фактах.  
Психологические · довод к чувству собственного достоинства; · довод от сочувствия; · довод от обещания; · довод от осуждения; · довод от недоверия; · довод от сомнения и т.п.  

Рисунок 22.2.Виды аргументов

правил (указать какие именно правила) эксплуатации бурильной колонны произошла поломка буровой установки).

Мнение– суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо (например, я думаю, что в поломке буровой колонны виноват мастер). Факты не зависят от нашей оценки. Они просто есть. А мнения подвергаются влиянию со стороны социальных установок, субъективного взгляда, психологического состояния и др. Отсюда факты являются более надежными аргументами. Одним из самых надежных аргументов в процессе убеждения являются статистические данные, которые необходимо строго дозировать речи.

Применяя психологические аргументы, нельзя обращаться к чувствам и эмоциям, которые способны создать конфликт, например: злость, зависть, алчность, агрессивность, тщеславие и др. Также нельзя обращаться к психологическим аргументам для манипуляции чувствами человека. К таким приемам относят:

· аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);

· аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);

· аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);

· аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);

· аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и т.п.) и др.[35]

Необходимо всегда помнить, что самое главное – это качество любого аргумента, а не количество. Можно привести один сильный аргумент, то есть такой довод, который не требует никаких уточнений, и оппонент без лишних вопросов согласиться с вами. А можно привести множество слабых аргументов, против которых оппонент легко найдет возражение и опровергнет их.

Чтобы добиться успеха, работнику нефтегазовой отрасли нужно всегда помнить, что, применяя в своей речи для убедительности аргументы, надо к каждому собеседнику подходить индивидуально, учитывая его персональные особенности. Один и тот же аргумент, приведенный, например, инженеру, будет понятен, а простому помощнику бурильщика – нет.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

3.Какая наука занимается изучением аргументов?

4.Что такое аргумент? Для чего он необходим в речи?

5.Какие выделяют аспекты аргументации?

6.Опишите виды аргументов.

7.Чем отличается факт от мнения?

8.К каким психологическим приемам нельзя прибегать в процессе аргументации?

Задание 2.Перечислите жизненные ситуации, когда людям приходится прибегать к аргументации.

Задание 3.Сравните аргументацию и приказ. Данные занесите в таблицу.

Аспекты анализа Аргументация Приказ
Цель    
Сфера применения    
Кем является говорящий    
Кем является слушающий    
Тон речи    
Использование языковых средств    

Задание 4.Прочитайте отрывки из защитительных речей Ф.Н. Плевако. Вычлените аргументы. К каким видам: логическим или психологическим – они относятся?

1) ...На мимолетных, плохо вяжущихся между собой впечатлениях урядников и полиции построили тяжелое обвинение. Не верьте ему, господа судьи! Но подстрекатели были. Я нашел их и с головой выдаю вашему правосудию: они – подстрекатели, они – зачинщики, они – причина всех причин...Бедность, безысходная бедность, <...> бесправие, беззастенчивая эксплуатация, всех и все доведшая до разорения,–вот они, подстрекатели!

2) Вечный визг махового колеса, адский шум машин <...>, около которых ютятся как мало значащие винтики рабочие люди... Машина блестит чистотой и изяществом своих частей, и только они, заменимые в случае порчи, винтики, чужды любви и внимания. Это ли условие подъема личности? Выйдем из фабрики...Кое-где виднеется церковь, одна-две школы, а ближе и дальше – десятки кабаков и притонов разгула. Это ли здоровое условие нравственного роста? Есть кое-где шкаф с книгами, а фабрика окружена десятками подвалов с хмельным, все заботы утоляющим вином. Это ли классический путь к душевному оздоровлению рабочего <…>? Пожалеем его.

Как во втором отрывке автор создаёт эффект присутствия слушателей в описываемом месте?

Задание5.Представьте ситуацию. В процессе бурения возникли осложнения, связанные с сужением ствола, по причине уменьшения диаметра долота. Докажите при помощи логических и психологических аргументов, что причиной осложнения не являлось качество бурового раствора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...