Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 5.Выполните практикум по нормам русского языка.




1.Расставьте ударение в словах.

Диспансер, догмат, договор, досуг, звонит, созвонимся, столяр, исчерпать, нефтепровод, каталог, квартал, металлургия, обеспечение, облегчить, углубить, откупорить; (работа, печать) начата, свекла, сосредоточение, уведомить, углубить, феномен, ходатайство, христианин, украинский, назвала, сливовый, принудить, творог, включишь, клала, недуг, вероисповедание, осведомить завидно, торты, дозировать, давнишний.

2.Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных.

1)бухгалтер, директор, инженер, инспектор, лектор, слесарь, борт, вексель, выбор, договор, паспорт, свитер, тополь, цех, якорь;

2) доктор, егерь, инструктор, офицер, пекарь, токарь, герб, китель, крендель, месяц, порт, прожектор, сектор, трактор, штемпель;

3) профессор, ректор, сторож, шофер, шулер, ястреб, веер, кузов, лагерь, невод, слог, тенор, флигель, хутор, штабель.

Список рекомендуемой литературы:

 

1.Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н. Зверева. – М., 2008.

7.Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку / С.Г. Казарина, А.В. Милюк, М.П. Усачева. – М., 2004.

2.Маслов В.Г. Культура русской речи / В.Г. Маслов. – М., 2010.

3.Прияткина А.Ф. Русский язык и культура речи / А.Ф. Прияткина. – Владивосток, 2005.

4.Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М., 2013.

5.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2001.

6.Шупенина В. И. Культура речи: учебное пособие / В.И. Шупенина. – Омск, 2005.


 


Тема 24. Устная научная речь

Цель:дать представление об устной научной речи и ее основных жанровых разновидностях.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание о речевых жанрах устного научного выступления; знания о структуре устного ответа и сообщения; формирование умения анализировать устные научные ответы; формирование умения выступать по актуальной научной проблеме, конспектировать лекции.

Актуальность темызаключается в том, что с развитием СМИ, научных контактов (международные научные конференции, симпозиумы, семинары), ростом значимости науки в современном мире возрастает роль устной научной речи. Все обучающиеся в университете сталкиваются с необходимостью выступать на конференции, защищать исследовательскую работу, давать устные ответы по изучаемому предмету и т.д. Поэтому ознакомление студентов-нефилологов с данной темой необходимо.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Несмотря на то, что письменная форма считается основной формой существования научного стиля речи, в ряде коммуникативных ситуаций актуальной является устная форма научной речи. Она также обслуживает научную сферу человеческой деятельности. Цель устного научного общения – получить и передать информацию в устной форме. Данной форме научного стиля характерны точности, логичность изложения, обобщенность представляемой информации и сдержанность, строгость изложения, наглядность, возможность схематического представления.

Научная устная речь имеет две разновидности: нормированная речь и разговорная речь. Необходимо также различать устную речь и устное воспроизведение письменной речи. Первая в большей степени проявляет признаки разговорной речи, вторая – кодифицированной устной речи.

Устная речь имеет две формы – монолог и диалог. Поэтому выделяют монологические и диалогическиегруппы жанров устной речи.

К монологическим жанрам устной научной речи относятся: доклад, научное (реферативное) сообщение, выступление на семинарском занятии, коллоквиуме, устная рецензия или устный отзыв, защита курсовой и ВКР, устный ответ на экзамене).

К диалогическим жанрам устной научной речи относятся научная дискуссия, научная беседа, семинар, опрос, круглый стол.

Особенности ситуации устного научного общения. Во-первых, устная речь реализуется в условиях непосредственного контактного общения. Безличность письменной научной речи в данном случае будет неуместной, поскольку может повлечь за собой коммуникативные помехи. Выразительность научной речи в письменном тексте реализуется минимально, но в устной форме научной речи может актуализироваться, по крайней мере речь должна отличаться интонационной выразительностью. Во-вторых, процесс восприятия научного текста на слух занимает в два раза больше времени в сравнении с процессом чтения. Грамматическая усложненность научного текста может затруднять восприятие и полноценное усвоение его слушателями. Это должен учитывать выступающий при подготовке к устному научному выступлению. Письменный текст необходимо адаптировать для устного представления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...