Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единой схемы подготовки речей нет, но существуютобщие правила, на которые следует ориентироваться при подготовке к ним.




1)Определить объем информации, которую необходимо донести. Выступление ограничено временем, поэтому отобранные для выступления материалы нужно тщательно выверены и логически выстроены. Для этого важно составить план выступления. Лучше не писать текст речи полностью, так как он может сковывать при его произнесении. Обычно речь прописывается полностью для официальных и ответственных ситуаций. Начинающему докладчику текст выступления лучше сначала написать.

Действенность любой речи зависит говорить, а не читать заранее написанный текст. Именно поэтому написанный текст лучше произносить по памяти. Если вы читаете, то нужно делать это с выражением. Если нет написанного текста, то нужно хотя бы написать план выступления.

2)Необходимо познакомится с образцами жанра речи (защитное, агитационное слово и т.д.), в котором будет построена устная речь. Прежде чем выступать на публику, послушайте, как это делают другие. При составлении речи важно учитывать ситуацию, в которой она будет произнесена (где вы будете находиться, когда вам дадут слово и т.д.). Зная это, легче ориентироваться в ситуации и быть спокойнее. Имеет значение также внешний вид выступающего. Необходимо заранее узнать, какпринято одеваться для конкретного мероприятия.

3)Оратору необходимо учитывать ожидания аудитории и воздействовать на нее в соответствии с ее характеристиками: возрастом, полом, профессией, уровнем образования, эмоциональным состоянием, степенью заинтересованности, национальным составом, ценностями.

Еще в античности разработан классический риторический канон, включающий пять этапов:

1)Инвенция, или изобретение (найти что сказать).

2)Диспозиция, или расположение изобретения.

3)Элокуция, или словесное оформление мысли.

4)Меморио, или запоминание речи.

5)Произнесение (исполнение) речи.[36]

Инвенция предполагает осмысление речи, т.е. фиксируется все богатство, наличие идей. Диспозиция – процесс построения идей в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. Выделяется следующая структура речи: 1) введение; 2) предложение; 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Элокуция –осуществляется отбор образных языковых средств, тропов и фигур речи. Оратору необходимо уметь пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Композиция публичной речи.Любое публичное выступление состоит из вступления, основной части и заключения. Сначала нужно привлечь внимание и завоевать доверие аудитории, в основной части – удержать ее внимание, в заключении – добиться понимания основной мысли и осознания цели речи.

Во вступлении устанавливается эмоциональный контакт оратора с аудиторией, обозначаются тема и проблема сообщения, обозначается основная мысль (тезис). Через обращение задается тон общения с аудиторией – официальный/неофициальный, формальный/неформальный, горизонтальный/вертикальный.

Стандартные формальные способы привлечения внимания:

· обращение к актуальному событию (времени, месту). («Сегодня большое событие – 65 лет со дня Великой отечественной войны);

· возбуждение интереса, любопытства, («Знаете ли вы, какой праздник сегодня отмечает Россия»?);

· обращение к конфликтной ситуации («Наверное, каждый из вас мечтает о мире безвойны? Почему так не просто найти общий язык…?»);

· цитата известной личности.

Стереотипные неформальные приемы привлечения внимания:

· рассказ о своем личном опыте;

· цитирование знакомого;

· демонстрация предмета;

· шутка.

В основной части публичной речи приводятся аргументы и доказательства, выбор которых зависит от характеристики аудитории. Аргументы бывают сильными (ссылка на закон, авторитет, аксиомы и т.д.) и слабыми. Доказывая свой главный тезис, оратор может приводить аргументы только в защиту своей точки зрения, либо рассматривать разные мнения по вопросу.

На основном этапе выступления важно удерживать внимание аудитории. Нужно основную часть разбить на тематические блоки. Между этими частями задавать аудитории вопросы, просить высказаться о чем-либо, пошутить, обратиться к примерам, таблицам (нужно сменить характер деятельности, поскольку внимание человека теряется на 15 и 45 минуте, т.е. оно держится 15 минут). Самую важную информации располагать в начале или в конце выступления, чтобы аудитория лучше усвоила ее. Нельзя смешивать в одной речи разные темы, а по выбранной теме рекомендуется приводить не больше
трех основных мыслей.

В заключенииподводятся итоги, повторяется основная мысль. Концовка
может включать в себя призыв к аудитории, благодарность, предложение и т.д. Заключение лучше всего запоминается. Поэтому его нельзя заканчивать извинением, дополнениями после уже сделанных выводов, это разрушает впечатление законченности речи.



Словесное оформление публичного выступления.

Речь выступающего воспринимается на слух, поэтому рекомендуется
следовать правилам словесного оформления публичного выступления:[37]

1. информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть в отдельное предложение. Предложения должны быть короткими;

2.  не использовать цепочки отглагольных существительных;

3. заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями;

4. заменять предложно-падежные словосочетания придаточными предложениями; используя цифры, «очеловечивать» их, например: глазные нервы примерно в 25 раз толще тех, что идут от мозга к органам слуха», а не «толщина глазных нервов-микрон, а слуховых – микрон».

К контактоустанавливающим средствам относятся:[38]

1. этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности и т.д. (Уважаемые друзья! Благодарю за внимание..., Разрешите мне на этом завершить);

2. апелляция к предварительным знаниям слушателей (Ну, вы прекрасно знаете..., Вы помните, что...);

3. призывы к прочувствованию, сомышлению (Вслушайтесь..., Представьте себе..., Почувствуйте...);

4. прямые вопросы аудитории (Вы согласны со мной!).

Существуют также специальные метакоммуникативные, т.е. комментирующие собственную речь средства, которые облегчают восприятие речи и выполняют следующие функции: членение выступления на части (Я начну с..., Моей целью сегодня является...), переход к новой теме (перехожу ко третьей проблеме), введение цитаты, иллюстрации (Я приведу конкретный пример...), характеристика речи (Я кратко остановлюсь на...).

Выразительность публичной речи придают, конечно же, риторические приемы, повторы начала фразы (анафора), повторы конца фразы (эпифора),
одинаковых синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм), противопоставление (антитеза), синонимический повтор, восходящая и нисходящая градация.

Таким образом, владение культурой публичного выступления – качество современного специалиста в любой сфере человеческой деятельности.

 



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Дайте определение публичной речи.

2.Какие виды публичной речи Вы знаете? Какие функции они выполняют?

3.На что нужно обратить внимание при подготовке устной публичной речи?

4.Расскажите о способах способы привлечения внимания аудитории в начале выступления?

5.Как удержать внимание аудитории?

6.Какие словесные приемы выразительности выступления вы знаете?

7.Используя информацию лекций и предоставленную выше, расскажите о принципах доказательств тезисов в публичном выступлении. Какие виды аргументов вам известны?

Задание 2.Составьте публичное выступление на собрании, митинге (на любую актуальную тему), используя анафору:

В наше время, когда...

В наше время, когда...

В наше время, когда...

В наше время, когда... мы не можем...

Задание 3.Вам предстоит выступить на собрании студентов
первого курса и призвать всех прийти на конференцию против экстремизма. Какие аргументы к пафосу вы можете использовать?

Задание 4.Выберите одного из ваших друзей. Представьте
себе, что вам необходимо охарактеризовать его (ее) в следующих
ситуациях:

вы выступаете на студенческом активе и предлагаете этого человека в качестве его руководителя;

вы выступаете на свадьбе этого человека и представляете
его (ее) гостям со стороны невесты (жениха) в качестве друга
(подруги).

Подготовьте речи. Чем они будут отличаться друг от друга?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...