Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разговорная речь, ее особенности




К коммуникативным признакамразговорной речи относятся:

· неофициальность общения;

·  неофициальная обстановка общения;

· неподготовленности речи.

Стилевыми особенностямиразговорной речи являются:

· стремление к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;

·  широкое использование речевых стереотипов;

· конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);

·  вариативность, подвижность языковых средств.

Отличительные черты разговорной речи отражаютсяна всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Фонетические особенностиразговорной речи:

·  большая вариативность произношения;

· влияние территориального варианта произношения;

· редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).

Лексические особенностиразговорной речи:

· активно применяется стилистически нейтральная лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);

·  свободное образование новых слов (окказионализмов – «слов по случаю»);

·  использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);

·  расширение значения слов общенародного языка.

Из многочисленных морфологических особенностейязыка для разговорной речи, которые с точки зрения нормы являются ее нарушением, характерно:

· правильно не склоняются или вообще не склоняются сложные и составные числительные;

· нарушения в образовании простой формы превосходной степени прилагательных и сложной сравнительной степени, малое использование кратких форм прилагательного;

·  отсутствие причастий и деепричастий;

·  широкое употребление местоимений;

·  широкое употребление частиц, междометий.

Синтаксические особенностиразговорной речи:

·  эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);

·  повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю – делаю; хожу – хожу; далеко – далеко);

·  незаконченные предложения;

·  широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;

·  особые разговорные конструкции: обращения, оценочные конструкции типа: Еще бы!, Еще как!, Ну и ну!;

· объединения глаголов, например, взяли и приехали.

Рисунок 2.2. Особенности устной и письменной речи

 

Рисунок 2.2. Язык и речь

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Дайте определение речи.

2.Сделайте сопоставительный анализ языка и речи.

3.Какие основные формы имеет речь?

4.Перечислите особенности кодифицированной устной речи.

5.Раскройте особенности разговорной речи.

Задание 2.Скажите, устный или письменный экзамен для Вас предпочтительнее и почему? А если бы Вы были экзаменатором?

Задание 3.Скажите, о каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?

Что написано пером, того не вырубить топором. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 4.Напишите, в каких случаях уместна: а) только книжная речь, б) только разговорная, в) в каких и та и другая. Конкретизируйте, если необходимо, ситуацию (когда, где, с кем, о чем) перечисленных ниже видов коммуникации.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор инженера с начальником, разговор помощника бурильщика с мастером, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...