Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Язык – универсальная знаковая система




Цель:сформировать знания о языке как знаковой системе.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание основных единиц языка, уровней, которые они образуют, форм национального языка; умение определять функции языка.

Актуальность темы заключается в том, что язык представляет собой сложную систему знаков, которые взаимосвязаны между собой и образуют уровни языка. Язык является одним из основных средств общения между людьми. Поэтому каждому человеку необходимо знать, как устроен язык.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Язык сформировался естественным путем и представляет собой языковую систему, необходимуюкак отдельному человеку, так и коллективу людей. Поэтому язык – это социально обусловленная, исторически формирующаяся знаковая система, которая является средством общения между людьми.

Как система знаков язык – это одна из самых сложных систем, которая состоит из множества единиц, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих при этом единство.

Знаки, входящие в языковую систему, могут быть как простыми, то есть состоять из одной единицы (слово, фразеологизм), так и сложными (предложение). Основными единицами этой системы являются: звуки, фонемы, морфемы, слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, текст. Каждая из этих единиц имеет план выражения – форму (означаемое) и план содержания – означающее. Слово является самостоятельным знаком в отличие от морфемы, которая не может существовать вне слова, поэтому представляет собой несамостоятельный языковой знак. Предложение, высказывание, текст – это сложные составные языковые знаки.

Когда языковой знак применяют в устной или письменной речи, то он обязательно называет или указываетна какой-то предмет, качество, действие, событие, положение дел.

Язык полифункционален по своей природе. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны в большей или меньшей степени между собой.

Главной функцией языка является коммуникативная,которая заключается в том, что дает возможность человеку выразить свои мысли и понять мысли другого человека.

Познавательнаяфункция заключается в том, что язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Иными словами, язык участвует в формировании мышления как отдельного человека, так и общества в целом.

Посредством языка общество накапливает, хранит и передает информацию из поколения в поколение. В этом состоит аккумулятивная функция языка.

Помимо эти трех основных функций язык выполняет: эмоциональную,фатическую (контактоустанавливающую), эстетическую, волюнтативную (призывно-побудительную), метаязыковую, магическую и другие функции языка.

Вышеизложенное можно представить схематично (Рисунок 1.1.).

Рисунок 1.1.Язык как система

 

Общенародный, или национальный язык – это язык конкретного народа, обладающий определенными свойствами, особенностями, которые присуще только ему. Национальный язык включает в себя следующие формы:

1. Литературный язык – высшая форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; обслуживает различные сферы человеческой деятельности, характеризуется обработанностью, нормированностью, наличием функциональных стилей.

2. Территориальные диалекты – разновидность общенародного языка, употребляемая в качестве средства общение между людьми, связанными тесной территориальной общностью. Диалекты отличаются друг от друга рядом особенностей в фонетике, грамматике и лексике.

3. Социальные диалекты (жаргоны) – разновидность общенародного языка, употребляемая лицами, принадлежащими к одной социальной или профессиональной группе (жаргон шоферов, журналистов, болельщиков, коллекционеров, молодежный жаргон, жаргон преступного мира). Социальные диалекты различаются обычно только лексикой.

4. Просторечие– одна из форм национального языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Это речь малообразованных слоев населения, не владеющих нормами литературного языка.

Современный русский национальный язык в широком понимании – это язык от А.С. Пушкина до наших дней, то есть с середины 20 века по сегодняшнее время.

Представим схематично формы существования современного русского (общенационального, общенародного) языка (Рисунок 1.2.).

Рисунок 1.2.Формы существования современного русского (общенационального, общенародного) языка

Современный русский литературный язык –это общеобязательный, закрепленный в употреблении, «образцовый» язык. Литературный язык – язык письменности, науки, культуры, художественной литературы, школьного и высшего образования. Литературный язык – это нормированная речь в своих функциональных стилях. Для него характерны:

1.Общераспространенность, всеобщность.

2.Многофункциональность, универсальность.

3.Кодификация.

4.Тенденция к устойчивости и стабильности.

5.Стилевая дифференциация.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.В чем заключается системность языка?

2.Назовите самостоятельную единицу языка.

3.Какие функции выполняет язык?

4.Дайте определение национальному языку.

5.Какие формы имеет национальный язык?

6.Дайте определение русскому национальному языку.

Задание 2.На основе приведенных высказываний дайте свое определение понятия «язык».

1. Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей своих (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 19781980).

2. Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе (Ожегов С.И. Словарь русского языка.М., 1972).

3. Язык – система знаков, выражающих идеи... лингвистика лишь часть семиологии – науки, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества (Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию. – М., 1977).

4. Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить свою совокупность знаний и представлений человека о мире (Арутюнова Н.Д., Степанов Г.В. Русский язык. М., 1979).

Задание 3. Изучите таблицу уровней языка и в третьей колонке напишите название раздела науки о языке, изучающей соответствующие единицы.

Единицы языка Уровни Разделы
Предложение Синтаксический  
Формы и классы слов Морфологический  
Слова Лексический  
Морфемы Морфемный  
Звуки, фонемы Фонетический  

Задание 4.Проанализируйте схему, изображенную на рисунке 1.1, расскажите, что представляет собой язык.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...