Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание 4. Выполните практикум по нормам русского языка.
1.Расставьте ударение в словах. Начать – начал – начала – начало – начали. Ясли – яслей – в яслях. Принять – принял – приняла – приняло – приняли. Добыть – добыл – добыло – добыли. Нанять – нанял – наняла – наняло – наняли. Включить – включишь – включит – включим – включите – включат. Вручить – вручит – вручишь – вручим. 2.Вставьте пропущенные буквы, выделите в слове морфему содержащую орфограмму. Однажды в приёмной одного пр...дворного министра появился пр…красный принц, который своим пр…бытием пр…внёс суматоху в пр…дворное хозяйство. Однако пр...вратник встретил его пр...ветливо, пр...проводил к королю и пр…доставил королеве. Пр...ветствие было пр...ятным, но очень долгим, и у принца было много времени, чтобы пр...смотреться к юной барышне. Без пр...увеличения можно сказать, что юноша влюбился с первого в...гляда. Пр…творяться принц не стал и сразу пр…знался в этом. Пр...старый король пр…образился, поняв, что эта любовь может пр…нести пр…быль его королевству. Принц же, сделавший пр...дложение, так(же) с нетерпением пр...(д,т)вкушал пр...вилегии, пр…доставляемые королевскому зятю. Список рекомендуемой литературы: 1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М., 2003. 2.Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование / Л.А. Введенская, А.М. Пономарева. – М., 2003. 3.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М., 1997. 4. Гольдин В.Е. Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи / В.Е. Гольдина, О.Б. Сиротина. – М., 2002. 5. Губернская Т.В. Русский язык и культура речи / Т.В. Губернская. – М., 2014. 6.Русский язык и культура речи: Учебник под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000. Тема 4. Речевая деятельность и её виды Цель:изучить основные компоненты речевой деятельности. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание основных составляющих, этапов, видов речевой деятельности. Актуальность темы заключается в том, что речевая деятельность – это процесс воспроизведения речи, который включен в другие виды деятельности человека. В процессе речевого взаимодействия проявляются интеллектуальные способности, эмоциональные состояния, психологические особенности человека, а также выражается отношение одного собеседника к другому, поэтому овладеть умениями правильно вести свою речевую деятельность является важным для современного человека. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Процесс воспроизведения речи называется речевой деятельностью, которая является сложной деятельностью человека, входит в состав других видов деятельности как необходимый компонент. В этом процессе должно участвовать как минимум два человека, поэтому речевая деятельность имеет социальный характер. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память. Речевая деятельность включает в себя следующие компоненты: говорящего (A1– адресант), слушающего (A2– адресат), предмет речи (D –то, о чем или из-за чего происходит разговор), языка (L); самого высказывания (V), которое занимает центральное положение в этой структуре (Рисунок 4.1.). Рисунок 4.1. Речевая деятельность
Речевая деятельность есть процесс, который складывается из деятельности актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления в основном одни и те же. Первый этап речевой деятельности заключается в формировании человеком внутреннего плана высказывания, зависящий от той или иной ситуации, в которую человек попадает и начинает обдумывать, что ему необходимо сказать. Второй этап речевой деятельности состоит из порождения, структурирования высказывания. Иными словами, человек из памяти извлекает нужные языковые единицы, из которых строит предложения. Третий этап речевой деятельности является самым ответственным, в процессе которого речь реализуется. Именно по речи можно определить уровень интеллектуального развития человека, его эмоциональное состояние (речь взволнованная, искренняя, грубая, льстивая, ласковая), целевое назначение высказывания (речь убеждающая, информативная, агитационная), коммуникативную значимость речи (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, оригинальная), отношение между коммуникантами (речь презрительная, ироническая, хвастливая, угрожающая). Результатом любой речевой деятельности является реакция собеседника на высказывание – это есть ее оценка и обратная связь, которая может быть выражена как вербальными, так и невербальными средствами адресата и адресанта. Поэтому необходимо уметь контролировать, понимать реакцию коммукникантов. Виды речевой деятельности– это различные виды речевых навыков и речевых умений. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Первые два вида называются рецептивными видами речевой деятельности, а вторые – продуктивными (Рисунок 4.2.). Рисунок 4.2. Виды речевой деятельности
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы: 1.Дайте определение речевой деятельности. 2.Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты речевой деятельности. 3.Из каких этапов состоит речевая деятельность? 4.Какие виды речевой деятельности Вы знаете? Задание 2.Приведите примеры, подтверждающие важность обратной связи в речевой деятельности. Задание 3. Представьте ситуацию: к Вам на производство приезжает группа иностранных инженеров для обмена опытом. Вы не знаете их языка, а они не знают русский. Как Вы думаете, насколько успешным будет Ваше общение с ними? Что необходимо сделать, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию? |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1805. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |