Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание 5. Выполните практикум по нормам русского языка.
1. Распределите слова на 2 группы в зависимости от того, какой звук произносится под ударением: 1) [Э]; 2) [О]. Желоб, афера, бытие, блестка, зев, новорожденный, опека, никчемный, заем, острие, отключенный, свекла, принесший, дареный, истекший, вычерпывать, иноплеменный, двоеженец, двоеженство, груженый, грубошерстный, оседлый, осетр, одновременный, маневр, блеклый, осужденный, одноименный, оглашенный, платежеспособный, женоненавистник, головешка, гололедица, гололед, белесый, недоуменный, гренадер, преемник, трехведерный, безнадежный, запечатленный, крестный ход, крестный отец, приведший, забредший, отцветший, сметка, скабрезный. 2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните слова, содержащие чередующиеся гласные в корне, объясните написание, выделив орфограммы. Заг...релый пог...релец, р...стовшик из Р...стова по имени Р...стислав, прочел в энциклопедии про жука-пл...вунца и решил его поймать. Ранним утром, когда над р...вниной, заросшей пор...слью елей и покрытой мелкими р...стками дубков, вым...кших от росы, разг... ралась з...ря, Р...стислав позавтракал салатом из морских водор...слей и, надев непром…каемый плащ и затв...рив несг...раемый шкаф, поск...кал на поиски жука, решив не приб...рать на кухне. Дул ровный умиротворяющий ветер, выросшая за весну трава скл…нялась до земли по к...сательной под прол...вным дождём. Разыскивая пруд, Ростислав вспугнул пасшегося на выг...ревшей поляне ск...куна, который уск...кал от него, не к...снувшись копытами р...стений. Нар...стающий гул дождя напомнил ему, что дело его не терпит отлагательства. Список рекомендуемой литературы: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М., 2003. 2.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М., 1997. 3. Гольдин В.Е. Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи / В.Е. Гольдина, О.Б. Сиротина. – М., 2002. 4. Губернская Т.В. Русский язык и культура речи / Т.В. Губернская. – М., 2014. 5.Русский язык и культура речи: Учебник под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000.
Тема 2. Речь, её особенности Цель:определить и объяснить, что собой представляет речь. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание определения речи, основных форм ее реализации,чем она отличается от языка. Актуальность темы заключается в том, что речь – это неотъемлемая часть нашей жизни, без которой человек не сможет нормально существовать. Мы постоянно ее используем в повседневной жизни. Речь обладает определенными формами своей реализации, особенности которых необходимо знать, чтобы правильно в той или иной ситуации правильно выбирать материал для общения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Речь – это сложный процесс, который представляет собой реализацию языка, то есть посредством речи человек использует язык для того, чтобы вступить в общение. Можно сказать, что, с одной стороны, язык и речь – неотъемлемые части друг друга, а с другой – они имеют ряд различий (Рисунок 2.1.), о которых одним из первых писал Фердинанд де Соссюр (1857–1913). В литературном языке выделяют две формы – устную (звучащую речь) и письменную (графически закрепленную). Каждая из этих форм имеет свои особенности (Рисунок 2.2.). Когда человек решает реализовать ту или иную форму речи для выражения своих мыслей, он отбирает необходимые ему сочетания слов, составляет предложения. В зависимости от качества выбранного материала речь может быть книжной или разговорной. Книжная речь применяется в политической, законодательной, научной сферах общения, а разговорная – в полуофициальных заседаниях, совещаниях, дружеских встречах, доверительных беседах, в обиходно-бытовой семейной обстановке. Перечислим основные особенности кодифицированной устной речи и разговорной речи. Кодифицированная устная речь, ее особенности К коммуникативным признакамкодифицированной (нормированной) речи относится то, что: · общение является официальным; · речь подготавливается. Стилевыми признакаминормированной речи являются: · обязательное соблюдение литературной нормы; · большая соотнесенность с письменной формой речи; · понятность речи для любого человека; · небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 471. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |