Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Язык, речь, общение: основные понятия, виды, функции




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Русский язык и культура речи

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (ПРАКТИКУМ)

 

Направление подготовки 21.03.01 – «Нефтегазовое дело»

Профили подготовки: «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ газа (прикладной бакалавриат)», «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта»

Квалификация выпускника – бакалавр

 

 

Ставрополь, 2016



Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Северо-Кавказского федерального

Университета

Русский язык и культура речи. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 189с.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями СУОС СКФУ к подготовке выпускника по направлению 21.03.01 – «Бурение нефтяных и газовых скважин» для получения квалификации «Бакалавр» и включает в себя тематический план изучения дисциплины, вопросы для обсуждения и методические рекомендации к практическим занятиям, а также задания для контроля владения компетенциями и список основной и дополнительной литературы.

Пособие предназначено для бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению 21.03.01 – «Бурение нефтяных и газовых скважин», а также для преподавателей Института нефти и газа.

Утверждено на заседании кафедры культуры русской речи (протокол № 3 от «25» ноября 2016 г.).

 

Составитель

О.С. Гаврилова, кандидат филологических наук

О.С. Горобец, кандидат филологических наук

В.В. Усатова,

Рецензенты

 

Л.В. Березина, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

 

М.Д. Полтавская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Института нефти и газа ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

 



Содержание

Введение 7
Раздел 1. Язык, речь, общение: основные понятия, виды, функции 9
Тема 4. Язык – универсальная знаковая система Теоретическая часть Вопросы и задания Список рекомендуемой литературы 9 9 11 13
Тема 2. Речь, её особенности 14
Теоретическая часть 14
Вопросы и задания 18
Список рекомендуемой литературы 19
Тема 3. Речевое общение 20
Теоретическая часть 20
Вопросы и задания 24
Список рекомендуемой литературы   25
Тема 4.Речевая деятельность и ее виды 26
Теоретическая часть 26
Вопросы и задания 28
Список рекомендуемой литературы   28
Раздел 2. Культура речи 30
Тема 5.Нормативный аспект культуры речи: понятие нормы, исторический характер, варианты 30
Теоретическая часть 30
Вопросы и задания 34
Список рекомендуемой литературы   35
Тема 6.Коммуникативный аспект культуры речи: логичность, точность, понятность и доступность 36
Теоретическая часть 36
Вопросы и задания 38
Список рекомендуемой литературы   40
Тема 7.Коммуникативный аспект культуры речи: чистота, уместность, богатство и выразительность речи 41
Теоретическая часть 41
Вопросы и задания 43
Список рекомендуемой литературы   44
Тема 8. Этический аспект культуры речи 45
Теоретическая часть 45
Вопросы и задания 47
Список рекомендуемой литературы   48
Тема 9.Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы 50
Теоретическая часть 50
Вопросы и задания 55
Список рекомендуемой литературы   56
Тема 10.Словари – источник знаний (работа со словарями нефтегазовой сферы) 57
Теоретическая часть 57
Вопросы и задания 58
Список рекомендуемой литературы   59
Раздел 3. Функционально-стилевой состав книжнойречи 60
Тема 11.Взаимодействие функциональных стилей в современном русском языке 60
Теоретическая часть 60
Вопросы и задания 64
Список рекомендуемой литературы   67
Тема 12.Научный стиль и его особенности 68
Теоретическая часть 68
Вопросы и задания 71
Список рекомендуемой литературы   74
Тема 13.Официально-деловой стиль 75
Теоретическая часть 75
Вопросы и задания 77
Список рекомендуемой литературы   80
Тема 14.Культура письменной речи и правила оформления служебных документов 82
Теоретическая часть 82
Вопросы и задания 85
Список рекомендуемой литературы   86
Тема 15.Особенности официально-деловой документации в нефтегазовой сфере 88
Теоретическая часть 88
Вопросы и задания 101
Список рекомендуемой литературы   104
Тема 16.Публицистический стиль 105
Теоретическая часть 105
Вопросы и задания 107
Список рекомендуемой литературы   110
Раздел 4. Особенности устной речи 111
Тема 17.Интонация как отличительный признак устной речи 111
Теоретическая часть 111
Вопросы и задания 115
Список рекомендуемой литературы   116
Тема 18. Пауза, ее типы, особенности применения в речи работников нефтегазовой сферы 117
Теоретическая часть 117
Вопросы и задания 119
Список рекомендуемой литературы   120
Тема 19. Невербальные средства общения в коммуникации работников нефтегазовой сферы 121
Теоретическая часть 121
Вопросы и задания 122
Список рекомендуемой литературы   124
Тема 20. Классификация невербальных средств общения 125
Теоретическая часть 125
Вопросы и задания 127
Список рекомендуемой литературы   133
Тема 21. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации работников нефтегазовой сферы 134
Теоретическая часть 134
Вопросы и задания 137
Список рекомендуемой литературы   138
Тема 22. Основные виды аргументов в речи работников нефтегазовой сферы 140
Теоретическая часть 140
Вопросы и задания 142
Список рекомендуемой литературы   144
Тема 23. Устная публичная речь. Подготовка речи. Оратор и аудитория 145
Теоретическая часть 145
Вопросы и задания 149
Список рекомендуемой литературы   150
Тема 24. Устная научная речь 151
Теоретическая часть 151
Вопросы и задания 156
Список рекомендуемой литературы   158
Тема 25. Правила подготовки и проведения деловых переговоров в нефтегазовой сфере 159
Теоретическая часть 159
Вопросы и задания 165
Список рекомендуемой литературы   167
Тема 26. Правила подготовки и проведения служебных совещаний в нефтегазовой сфере 168
Теоретическая часть 168
Вопросы и задания 173
Список рекомендуемой литературы   174
Тема 27. Особенности культуры телефонного разговора в нефтегазовой сфере 177
Теоретическая часть 177
Вопросы и задания 179
Список рекомендуемой литературы   181
Приложение 1. Акцентологический минимум Список использованной литературы 182 185

 



ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов нефилологических профилей «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ газа (прикладной бакалавриат)», «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта», обучающихся по направлению 21.03.01 – «Нефтегазовое дело». Пособие написано в соответствии с действующей программой, с учетом существующих требований контроля знаний, предъявляемых студентам.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к дисциплинам по выбору в учебном плане «Нефтегазовое дело». Данное пособие включает четыре раздела, соответствующих действующей рабочей программе. Каждый раздел состоит из теоретической части, в которой кратко изложены основные теоретические положения по данной теме, практической части, содержащей вопросы и задания по теме, а также различные практикумы по нормам русского языка, список рекомендуемой литературы.

В пособии последовательно проводится идея реализации межпредметных связей культуры речи с другими дисциплинами, что призвано повысить интерес к предмету и продемонстрировать значимость речевой компетенции для бакалавра в нефтегазовой сфере. Материалы учебного пособия отражают межпредметные связи в представленных темах и вопросах. Разделы взаимосвязаны между собой.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» занимает важное место в системе гуманитарных дисциплин, преподаваемых студентам нефилологических направлений. Обучение этому предмету преследует две в равной степени важные цели. Во-первых, ознакомление студентов с основами русского языка и культуры речи. Во-вторых, подробное рассмотрение главных составляющих профессиональной коммуникации вообще и в нефтегазовой сфере, в частности.

Цель«Русского языка и культуры речи» обусловлена тем набором компетенций, которые предусмотрены СУОС СКФУ. К ним относятся:способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5),способность к самоорганизации и самообразованию(ОК-7).

Общие компетенции предусматривают умение логически и верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками письменного изложения собственной точки зрения, практического анализа различного рода рассуждений и т.д.

В пособии «Русский язык и культура речи» рассматриваются особенности языка, речи, общения, основные составляющие культуры речи, при этом практическая часть нормативного аспекта не выделена отдельным модулем для изучения, а в виде заданий проходит через всю структуру пособия, изучаются функциональные стили и устная речь.

В результате освоения дисциплины, студент должен знать:

· основные понятия русского языка и культуры речи;

· чем отличается язык и речь;

· аспекты культуры речи;

· функционально-стилевой состав книжной речи;

· особенности устной речи;

· правила подготовки и проведения совещаний, особенности этикета работников нефтегазовой сферы;

· требования, предъявляемые к составлению официально-деловой документации;

уметь:

· выражать собственные мысли как в письменной, так и в устной форме согласно соответствующему ситуации функциональному стилю;

· располагать к себе собеседника;

· точно оценивать образовательный уровень и социальный статус собеседника;

· применять и воспринимать невербальные средства общения;

· правильно подготавливать и проводить совещания;

· писать официальную документацию;

· соблюдать правила этикета.

владетьнавыками:

· применения в речи основных составляющих культуры речи;

· определения стиля общения;

· невербального общения;

· подготовки, проведения и анализа совещаний;

· оформления официальной документации.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» выступает необходимым методологическим и содержательно-методическим основанием для последующей профессиональной деятельности студентов. Полученные знания, умения и навыки в процессе изучения дисциплины помогут студентам почувствовать легкость, свободу, гармонию в профессиональной коммуникации. Для успешного освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны обладать общими знаниями и навыками из университетских курсов по дисциплинам культуры речи.



Раздел 1. Язык, речь, общение: основные понятия, виды, функции










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...