Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления работы учителя-логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с нарушениями речи




Коррекционно-педагогичекий процесс с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работы с семьей.

Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка. В данном блоке используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьей; групповые занятия с родителями; посещение родителями индивидуальных занятий; эффективные методы домашней коррекции.

В беседах с родителями обсуждается опыт налаживания взаимоотношений на основе устранения таких особенностей родительского отношения, как низкое уважение ребенка: негативизм, агрессия, раздражение. Содержание бесед составляют также следующие вопросы: удовлетворение потребности ребенка в любви со стороны родителей; притязания родителей и возможности ребенка; охранный режим воспитания в семье ребенка с нарушениями речи.

Групповые родительские занятия помогают освоить терапевтический подход родителей к ребенку. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними: повышение внимания родителей к ребенку.

Коррекционные группы родителей должны быть постоянными не превышать 5 человек, объединяются общностью проблемы.

Речь как психическая функция.

Речь является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Внеречи невозможно формирование личности.

 

три основные функции речи:

- коммуникативная (обеспечивает общение между людьми с помощью языка);

-регулирующая и программирующая (выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи).

виды речи:

  1. внешняя устная речь,

— экспрессивная (разговорная) речь

— импрессивная речь (восприятие и понимание речи)

  1. внешняя письменная речь (письмо и чтение),
  2. внутренняя речь (связана с мышлением)

Формы внешней устной речи: диалог и монолог

Речь: диагностический инструментарий.

Диагностика сформированности связной речи у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Диалогическая речь

Ответы на вопросы предложениями

Монологическая речь

Повторение рассказа из 3-4 предложений за педагогом

Участие в драматизации знакомой сказки.

Диагностика сформированности связной речи

у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Диалогическая речь

Ответы на вопросы предложениями

Монологическая речь

Составление 2-3 словных предложений по вопросам (по изображенному на картине действию)

 Составление описательного рассказа

Рассказывание по сюжетной картине

Диагностика сформированности связной речи

у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Диалогическая речь

Ответы на вопросы предложениями

Монологическая речь

Пересказ.

Составление описательного рассказа

Рассказывание по сюжетной картине

Рассказывание по серии картин.

Продолжение рассказа по заданному началу (с использование картинки)

Составление рассказа на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной, фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

17.Восприятие как психическая функция.

Восприятие – это психическая функция, которая отвечает за целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие может быть произвольным (чел-к ставит цель) и непроизвольным (не ставит цели, не прикладывает волевых усилий).

Виды восприятий в зависимости от активности анализатора: зрительное (балет), слуховое (опера), обонятельное (подбор духов), вкусовое (пища), осязательное (массаж).

Восприятие пространства и времени.

Качества восприятия:

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта;

Осмысленность – понимание увиденного, услышанного;

Целостность – восприятие в целом, в совокупности;

Константность – постоянство восприятия;

Структурность – элементы объекта или явления выстраиваются в определённую последовательность

18.Восприятие: диагностический инструментарий.

Для диагностики уровня восприятия:

1. Дорисуй картинку (методика Т.Н. Головиной).

2. Узнай, кто это.

3. Какие предметы спрятаны в рисунках.

4. Четвёртый лишний.

5. Сюжетные вкладыши

6. Разноцветная мозаика

7. Коробка форм

8. Волшебный мешочек

Память как психическая функция.

Память– это психический процесс отражения и накопление непосредственного и прошлого индивидуального опыта.

Основными функциямиявляются:

1. Запоминание – функция памяти, которая осуществляет закрепление нового путем ассоциирования его с приобретенным ранее.

2. Сохранение - функция памяти, которая заключается в длительном удержании и накоплении индивидуального и общественного опыта.

3. Воспроизведение - функция памяти, заключающаяся в актуализации закрепленного в прошлом опыта и перевода его из долговременной в оперативную память.

Выделяют долговременную, краткосрочную память и оперативную память.

Виды памяти: образная память, логически-смысловая, эмоциональная, двигательная.

Образная память включает: зрительную, слуховую, вкусовую, тактильную, обонятельную.

По характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.

По продолжительности хранения информации: кратковременная, долговременная.

Характеристика продуктивности памяти: объём, быстрота, длительность, точность, готовность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...