Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности диагностики детей с нарушениями в развитии




- Это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного (во время родов или в результате травмы или заболевания в первые годы жизни) повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата или центральной нервной системы нарушается или замедляется развитие соответствующих психических функций.

Возникший органический дефект не является первопричиной нарушения или отставания в психическом развитии ребенка, а влияет на этот процесс опосредованно. Специфические проявления соответствующих нарушений системны и носят вторичный характер.

Лубовским В.И. была разработана фундаментальная концепция об общих и специфических закономерностях отклоняющегося (дизонтогенетического) развития, которая включала в себя три иерархических уровня:

I уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития;

II уровень – закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, нарушения, обусловленные поражениями анализаторных систем: слуховых, зрительных, речедвигательных или структур головного мозга);

III уровень – специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общее стойкое недоразвитие по типу умственной отсталости, искаженного развития при раннем детском аутизме или дефицитарного развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.).

Эта специфика определяет необходимость разработки и внедрения специальных диагностических методов изучения детей с нарушениями развития, начиная с раннего периода жизни и продолжая в дошкольный и школьный периоды.

Главной задачей психодиагностики нарушений развития является выявление своеобразия

психического развития ребенка, его психологических особенностей. Понимание механизмов формирования этих особенностей позволит определить основные направления обучения ребенка с недостатками развития, выбрать соответствующий вид образовательного учреждения, а также наметить основные векторы индивидуального плана развития.

Основной целью проведения диагностического обследования является получение исходных данных в соответствии с психологическим запросом, который может отражать имеющиеся проблемы различных сфер жизнедеятельности ребенка. Для осуществления первичного сбора информации психолог организует встречи и проводит опрос всех заинтересованных лиц (детей, родителей, педагогов, социальных работников, медицинского персонала).

Выбор методов диагностического обследования – процесс достаточно сложный. Именно здесь специфика практической психодиагностики нарушений развития проявляется особенно ярко.

Существует два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей личности: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека и базирующийся на предпосылке множественной детерминации психических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта (И.В.Дубровина).

Современные методы исследования предполагают оценку уже сформировавшихся психологических свойств, качеств, процессов в структуре личности, что не представляется возможным осуществить в условиях нарушенного развития:

  • исследуемые параметры психических функций не сформированы или значительно отстают в своем развитии;
  • существующие количественные показатели оценки состояния психического здоровья разработаны и стандартизированы для применения в популяции здоровых детей, что не дает возможности их использования для изучения детей с отклонениями в развитии (в виду значительной вариабельности состояний в рамках одной и той же патологии).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...