Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы ор-ции псих пед диагностикиСтр 1 из 15Следующая ⇒
История становления ППД С 1890-х гг. в США получает развитие психодиагностика (тестологин) в средней школе. В 1908 г. А. Бине и Т. Симон опубликовали основной вариант «Метрической шкалы интеллекта. Достойный научный вклад в развитие психодиагностики сделал французский врач и психолог А. Бине. создатель популярной для своего времени серии тестов. Первая батарея тестов (имевшая название шкала Бине-Симона) появилась в 1905 г В начале XXв. все созданные тесты предназначались для процедуры индивидуального тестирования. Новая форма тестовых испытаний — групповое тестирование появилась на территории США в период Первой мировой войны. В годы Первой мировой войны А. С. Отис (США) разработал две серии групповых тестов: серия «Альфа»-, предназначавшаяся для людей, знающих английский язык, и серия «Бета», адресовавшаяся иностранцам и безграмотным лицам. К 1920-м гг. намечается развитие кризиса психодиагностики. В 1930-е гг. подтверждением востребованности психодиагностики в различных сферах жизни общества является публикация большого количества модификаций ранее созданных и новых тестов. В 1920-1930-е гг. формируются первые тесты современной психодиагностики отдельных свойств человека, личности, интеллекта.- Психодиагностика в 1940-1950 гг. Становится общественным достоянием проективный тест М. Люшера [1948]. Р. Б. Кеттелл представляет новый вариант многофакторного личностного опросника. В 1955 г. публикуется методика Дж. Келли «Методика репертуарных решеток». В диагностике интеллекта стали применяться новые методики. В 1955 г. публикуется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых. Психолиагностика в 1960-1980-е гг. Эти годы характеризуются дальнейшим развитием методологии, теоретических подходов к пониманию психодиагностики, публикациями новых тестов. На основе исследований Дж. Хорна разрабатывается теория текучего и кристаллизованного интеллекта.- В эти годы публикуется ряд новых психодиагностических методик: • опросник «Локус контроля» Дж. Роттера; • опросник общего здоровья Д. Голдберга, предназначенный для диагностики психического благополучия, эмоциональной стабильности. В эти же годы начинается научная дискуссия о взаимосвязи личности и окружающей среды (социальной, экологической). Характерной чертой 1970-х гг. становится увлечение компьютеризацией психодиагностических методик. В зарубежной психодиагностике 1980-1990 гг. доминирует интерес к формированию личности, исследованию влияния внешних (социально-экономических, технологических, общественных и др.) факторов на развитие и жизнедеятельность человека как субъекта социального бытия.-
Отечественная история ППД В отечественной психологии становление психодиагностики начиналось под знаменем материалистических идей. В трудах И. М. Сеченова последовательно развивалось материалистическое понимание психической деятельности. Продолжателем его научных исследований был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов . В, М. Бехтерев стремился обнаружить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами, социальным бытием человека. Экспериментальная психологическая лаборатория, первая в России, была открыта в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. В 1895 г. по инициативе русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Вконце XIX- начале XXв. основу отечественной психодиагностики составили исследования высшей нервной деятельности (ВНД) физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, психиатров В. М. Бехтерева. С. С. Корсакова первых русских психологов-экспериментаторов Н. Н. Ланге. А. Ф. Лазурского и др. А. Ф. Лазурский. являясь разработчиком научной характерологии, проводил диагностику в соответствии со своей авторской «Программой исследования личности». Исследования русского психолога М. Ю. Сыркина установили линейную форму связи между тестовыми оценками и социальными признаками обследуемых лиц. В начале 1970-х гг. стартовал новый этап в развитии психологической диагностики в нашей стране, началось ее возрождение. Важную роль в формировании адекватного отношения к психологической диагностике . сыграл симпозиум, проходивший в Таллинне осенью 1974 г. На нем были приняты решения, где указывалось, что необходимо всемерное расширение и углубление исследований, способствующих созданию методологического фундамента и методического арсенала отечественной психологической диагностики. Значительным событием стал выпуск в 1981 г. коллективной монографии «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования», написанной сотрудниками Психологического института РАО под редакцией К. М. Гуревича; там впервые в нашей стране были рассмотрены общие вопросы конструирования, проверки, применения диагностических методик.
Цель и задачи псих пед диагностики Цель: выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи. Задачи ППД: • раннее выявление нарушений развития у детей; • определение причин и характера нарушений; • определение оптимального педагогического маршрута ребенка; • выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития; • разработка индивидуальных программ развития и обучения. Связь ППд с другими предметами Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией - наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений. Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей. · с психиатрией, изучающей причины и сущность психических болезней, их проявления, течение, способы лечения и предупреждения; использующей клинические, нейрофизиологические, генетические, психологические и др. методы исследования. Принципы ор-ции псих пед диагностики От качества психолого-педагогической диагностики зависит выбор средств и определение путей коррекционно-развивающей работы. Прежде всего, следует назвать принцип комплексного (от лат. complexus – связь, сочетание)подхода к изучению человека, то есть систематического целостного изучения индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути. Он реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики - личности, интеллекта, поведения и других более частных ее свойств. Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Принцип целостного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума конкретизирует общеметодологические принципы детерминизма и системности. Принцип личностного подходачрезвычайно важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, — то в учебной. Принцип динамического изучения ребенка, ориентирует на то, что при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследованияпозволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики: 1. Скрининговая диагностика(неглубокая) Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей. Позволяет выявить детей с нарушениями. ПРИМЕР: диктант и выделение ошибок. 2. Дифференциальная (углубленная )психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе (дисграфия или речевые нарушения или отсталые дети).Предполагает определение вида нарушений. По рез-там этого этапа определяется вид учреждения или программы обучения. 3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса. 4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы. Деятельность ПМПК |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 463. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |