Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Супервизия как особый вид консультирования




Супервизия (индивидуал, группов) – неотъемлемая часть профессиональной работы психотерапевтов, психологов, соц. работников. Во всем мире прохождение супервизии обязательно 1 раз в месяц.

 

супервизия позволяет консультанту поделиться чувствами, выявить трудности, появившиеся при совместной работе с клиентом, получить профессиональную оценку проведенной сессии, проработать причины возникших трудностей, расширить теоретическую и методическую базу консультанта, обсудить варианты дальнейшей работы с этим клиентом.

 

Супервизия – это один из методов поддержки и повышения квалификации в терапии и консультировании. Это форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным коллегой, позволяющая психотерапевту, т.е. супервизируемому, систематически видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

 

Цель: развитие Знаний Умений Навыков, способствовавших совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта.

 

Задачи супервизии:

 

1. профессиональное, личностное развитие консультанта;

 

2. развитие умений и навыков оценивания результатов консультативной работы;

 

3. повышение уровня ответственности у консультантов и консультативной службы.

 

Супервизор в консультировании обращает внимание на слабые профессиональные и личностные стороны консультанта, напрямую влияющие на благо клиента.

 

Материалом для консультирования в процессе супервизии является:

 

1) Проблемы самопонимания и самовосприятия;

 

2) Теоретические знания и профессиональные действия;

 

3) Взаимоотношения с др. людьми (в процессе групповойсупервизии);

 

4) Формальные и организационные вопросы психотерапевтической практики;

 

5) Отношения с клиентом (проблемы обособления, изоляции, переноса и контрпереноса, зависимости и др.).

 

Формы супервизии:

 

• Очная – Вариант ко-терапии с обсуждением. Наблюдение супервизором работы консультанта, сразу после окончания консультации обсуждается. Присутствие супервизора на консультации согласована с клиентом только с его согласия.

 

 

• Очно – заочная – Используется в системной семейной психотерапии (консультировании). Супервизор наблюдает консультанта из соседней комнаты через зеркальное стекло.

 

• Заочная - Пример: балентовская форма супервизии. Консультант представляет супервизору материал своей консультативной работы (устно, записи, аудио-,видеозаписи).

 

Один на один – индивидуальное консультирование консультанта;

 

Групповаясупервизия с одним или несколькими суперизорами;

 

Один на один с равным коллегой – супервизия с двумя ролями;

 

Групповаясупервизия с равными коллегами – учавствуют 3 или более консультанта, которые проводят супервизию друг с другом (интервизорские группы).

 

Супервизия как лечение. Это «лечение лечения», направленное на исследование консультантом своих личностных проблем и проблем проф. роста. Это воспроизведение стереотипной ситуации отношений консультанта с клиентом в отношениях консультанта с супервизором. Супервизор исследует перенос, контрперенос, защиты, консультативный процесс ( все то, что имеет отношение к выстраиванию консультативных отношений и консультативного процесса, все что имеет отношение к мастерств консультанта). Супервизор помогает выявить личностные проблемы консультанта и зоны личностного и профессионального развития.

 

Супервизия как образование. Это специализированный инструктаж опытного специалиста, лежащий в основе обучения консультированию. Супервизия – это учебный процесс, позволяющий путем исследования консультативной деятельности освоить соответствующее профессиональное поведение ( не стоит бояться задавать глупые вопросы; е стоит бояться просить о помощи).

 

Структура супервизорской сессии соответствует структуре терапевтической (консультативной) сессии. Даже в том случае, когда договариваются о супервизии равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли — кто в данный момент является супервизором, а кто супервизируемым и определены временные границы. Как и в консультативной сессии, при супервизии необходимо соблюдать структуру сессии (от установления контакта до заземления), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи.

 

1. Необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности — что человек делает, а не каким по нашему мнению он является. Используйте в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам.

 

2. Наблюдать, а не интерпретировать — что он сказал или сделал, а не почему (наши фантазии).

 

3. Описывать, а не судить и оценивать.

 

4. Быть конкретным, а не обобщать.

 

5. Уделять внимание информации и концепциям, избегая советов.

 

6. Ориентироваться на консультанта — давать то количество информации, которое он способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.

 

7. Говорите о поведении, которое возможно изменить.

 

Этапы:

 

1.Подготовка и презентация консультативного случая.

2.Обоснование плана консультации и конкретных консультативных вмешательств.

 

3. Супервизовский анализ.

 

Схема предоставления случая для супервизии:

 

1. Фактические данные о клиенте;

 

2. Источник информации о консультанте;

 

3. Первое впечатление о клиенте;

 

4. Жалобы клиента и формулируемый им запрос;

 

5. Ход работы, этапы, переломные моменты, ведущие темы;

 

6. Динамика отношений в терминах переноса и контрпереноса;

 

Отчет о последней по времени сессии.

 

Cупервизовский процесс ― центральный и наиболее значимый компонент клинической супервизии, а также ключ к успешному исходу терапии. Супервизовские отношения начинаются с создания открытой и поддерживающей для сурпервизии среды, развиваются далее и в определенный момент приходят к неизбежному в диадных отношениях конфликту, разрешение которого знаменует достижение автономии в личностном и профессиональном развитии консультанта.

 

Препятствия, мешающие специалисту пользоваться супервизией:

 

1. Предыдущий опыт супервизии;

 

2. Личностное сопротивление и трудности в общении с авторитетами. Сопротивленим называется защитное поведение, имеющие цель уменьшить тревогу. Первичной целью сопротивления является самозащита, с помощью которой супервизируемый защищает себя от возможной угрозы. Тревога в супервизии определяется рядом моментов: присутствием элементов оценки, необходимостью действовать, различиями в способностях. Одна из самых распространенных реакций ― страх оказаться неадекватным, в то время, как супервизируемый хочет добиться успеха. Супервизия ― обязательный компонент обучения. Супервизируемые могут воспринимать супервизора как равного, если не видят, что его возможности превосходят их.

 

3.Ролевой конфликт, ролевая неопределенность ― неопределенность относительно ожиданий супервизора и методов его оценки, ролевой конфликт относится к ожиданиям супервизируемого, связанным с ролью студента (контрасной роли терапевта). Ролевая неопределенность превалирует на тренинговом уровне и уменьшается с обретением терапевтического опыта, а ролевой конфликт проявляется более у опытных терапевтов. Поэтому супервизорам рекомендуется быть внимательными к признакам такого конфликта.

 

Часто сопротивлении в супервизии принимает форму игр, в которых супервизируемый осознанно или неосознанно пытается манипулировать или осущетвлять контроль над супервизовским процессом.

 

Защиты:

 

1.Подход самобичевания ― супервизируемый демонстрирует свою хрупкость в попытке отвлечь супервизора от своих болезненных проблем.

 

2. Покорность ― ведет себя так, как если бы супервизор имел ответы на все вопросы.

 

3. Отвлечение внимания ― уводит супервизора от навыков супервизируемого: «Чем оценивать мои навыки, лучше ответьте на мои вопросы».

 

4. Беспомощность и зависимость ― супервизируемый с благодарностью «поглощает» всю информацмию от супервизора.

 

5. Перекладывание ответственности на супервизора и пр.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...