Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Применение метафор в психологическом консультировании по различным вопросам.
1. Под метафоройв психологическом консультировании понимается способ метафорической репрезентации (выражения) проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки. Под терапией с помощью метафор понимается использование терапевтической истории, которая может быть составлена как консультантом, так и клиентом или стать результатом их совместного творчества и при этом обладающей важным качеством: в этой истории содержатся советы или по учительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы. Метафора имеет следующие характеристики: • представляет собой иносказательный вариант презентации психологических затруднений и способов их разрешения; • рассматривается как способ решения психологической проблемы через термины, принадлежащие другой области; • используется и как разовый терапевтический прием, и как устойчивый образ, сопровождающий весь процесс психотерапии; • ориентирована в первую очередь на бессознательное клиента; • связана с механизмами идентификации и ассоциации, когда клиент идентифицирует себя с героем метафоры, и ситуация, рассказанная в метафоре, имеет ассоциативную связь с реальной проблемой или затруднением клиента, то есть с его опытом; • может успешно использоваться как в работе со взрослыми клиентами, так и в коррекционной работе с детьми, причем в последнем случае применение специальных детских психотерапевтических сказок может существенно повысить эффективность коррекционного воздействия, так как у детей гораздо лучше развито воображение и они очень восприимчивы к такого рода воздействию; • отличается по следующим видовым признакам: - уже существующая история (сказка, новелла, притча, созданная в культуре), которая имеет ряд сходных признаков с проблемой клиента; - созданная конкретно для этого клиента исходя из специфики его проблематики и жизненной ситуации. 2. Выделяются следующие функции метафоры: - снижает влияние привычной предметной определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязи; - снимает привычные внешние ограничения, которые каким-то образом могли влиять на восприятие и мышление клиента; расширяет восприятие клиентом своих затруднений, так как, имея ряд сходств с предъявляемой проблемой, демонстрирует клиенту относительность страдания и снижает значимость привычных паттернов долженствования; - снимает запрет на выражение клиентом агрессивных, негативных чувств, блокированных ранее чувством вины, тревожностью и т. п., так как позволяет сделать это в метафорической форме; - имеет диагностическую функцию: часто клиент сам использует метафору, образ или какое-либо метафорическое сравнение, чтобы выразить беспокоящее его переживание, ситуацию, проблему и т. п., и консультанту в этом случае необходимо уточнить и понять значение этого образа; - метафора выступает как средство изменения идей и убеждений клиента и способ воздействия на его поведение. 3. В психологическом консультировании метафоры могут использоваться в различных целях. Существует следующая классификация видов метафор: • ресурсные; • встроенные; • поведения; • эмоциональные; • эриксоновский транс. Ресурсные метафорыпредставляют собой такие образы внутри или вне сознания клиента, которые помогают создать ресурсность его личности, способствующую как решению какой-то конкретной проблемы или конфликта, так и усилению личности в целом. Формирование ресурсной метафоры предполагает: • знание консультантом индивидуального позитивного (ресурсного) опыта клиента, так как метафора формируется именно на прошлом личном опыте клиента; • обращение к детству клиента и ресурсным воспоминаниям из детства (это может быть игра в песок на море и т. п.); • использование для построения метафоры ведущих модальностей клиента; • если ресурсная метафора ориентирована на расширение сознания клиента и увеличение способов его восприятия мира, то консультант может использовать все три модальности и строить визуальные, аудиальные и кинестетические образы; • создание атмосферы безопасности, которая позволила бы клиенту расслабиться и насладиться образами; • подведение клиента к легкому трансу, предполагающему релаксацию, расслабление и успокоение, используя следующие приемы: • владение своим голосом, его тембром, спокойствие, небыстрая речь, отсутствие резких интонаций и т. п.; • использование специальных речевых конструкций; • использование специальной релаксационной музыки; • удобное кресло или кушетка для клиента; • работа с дыханием клиента. Встроенные метафорыпредполагают внесение ресурсности внутри консультационного диалога и помогают расширению взгляда клиента на его проблему. Суть встроенных метафор заключается в том, что консультант, с помощью внесения какого-либо образа, рассказа, притчи или истории помогает клиенту увидеть и другие — позитивные — стороны своей проблемы или понять истинную причину затруднения и найти решение. Формирование встроенной метафоры предполагает: • максимально точное соответствие метафоры (сказки, истории, притчи и т. п.) проблематике клиента, иначе цель — расширение взгляда на проблему — не будет достигнута; • более простые способы внедрения метафоры, не предполагающие введения клиента в состояние легкого транса; • построение метафоры в атмосфере безопасности и доверия со стороны клиента. Метафоры поведенияпредставляют собой "рецепты" решения проблемы или конфликта на "примере других", когда консультант в форме сказки или притчи рассказывает о том, как похожая на проблему клиента ситуация была успешно разрешена. Построение метафоры поведения имеет следующие правила: • история, которую рассказывает консультант, должна полностью соответствовать индивидуальным особенностям клиента: черты личности героя, специфика проблемной ситуации и сопутствующие ей явления, поведение героя и т. п. должны совпадать с соответствующими особенностями клиента; • подчеркивать связь между событиями в истории и реальностью клиента необходимо очень тонко, не нарушая представлений клиента о себе как об уникальном феномене, имеющем уникальные особенности и проблемы. Можно использовать фразы типа: "Возможно, ваша ситуация несколько отличается от рассказанного мною, но..."; • запрещено давать открытые, прямые советы, облекая их в форму типа "Один мой друг (клиент) решил эту проблему вот так, и у него все получилось, поэтому вам следует попробовать", а необходимо в первую очередь создать у клиента положительную мотивацию для решения проблемы. Эмоциональны метафорыпредставляют собой описание физиологического и эмоционального состояния героя в момент переживаний и помогают клиенту понять свои чувства и эмоции. Существуют следующие правила при построении эмоциональной метафоры: • вначале описываются негативные состояния и ощущения героя, возникшие при каком-либо переживании или в результате какой-либо ситуации, то есть что он чувствовал, что видел, ощущал и слышал в этот момент; • далее происходит переход в описании от негативных состояний к позитивным, также через подробный рассказ обо всех трех модальностях, и закрепление позитивных ощущений в конце рассказа; • усиление метафоры может достигаться через описание природных явлений в соответствии с тем же принципом перехода от негативных к позитивным явлениям. 4. Метафора при правильном ее построении и использовании может стать очень мощным средством психотерапевтического воздействия,так как она ориентирована на бессознательные слои личности клиента. В то же время неумелое и неправильное использование этого приема может привести к негативным результатам консультирования и утрате доверия клиента к консультанту. Существуют следующие правила построения метафор: • консультанту, чтобы найти или создать наиболее эффективную метафору, необходимо понять картину мира клиента, определить, как клиент видит, слышит и ощущает окружающий мир, то есть понять специфику работы его модальностей, какие способы реагирования он использует и т. п.; • консультант при подборе материала для построения метафоры должен быть уверен в ресурсности этого материала для данного конкретного клиента, так как для разных людей одно и то же явление может нести противоположные эмоции. Например, у одного клиента могут быть связаны с водой положительные, ресурсные воспоминания, а у другого — отрицательные и травмирующие, так как этот клиент мог оказаться в ситуации переживания смерти себя или близкого человека, которая была связана с водой (море, озеро, река); • для построения метафоры любого характера (ресурсная, поведенческая, эмоциональная и т. п.) консультант может использовать различные сказки, притчи, истории, новеллы, мифы и т. п., ориентируясь при этом на мировую культуру и литературу, а также используя опыт психотерапии в этой области, в русле которой создано множество психотерапевтических сказок и притч. При построении метафоры консультант должен следовать определенной схеме, включающей в себя следующие шаги: • этап анализа запроса клиента; • этап выбора персонажей, имеющих проблемную ситуацию, схожую с проблематикой клиента, и вступающих в аналогичные реальным взаимодействия; • этап кульминации действия, когда проигрывается конфликтная составляющая реальной ситуации и подчеркивается безвыходность последней; • заключительный этап, в котором формируется выход из проблемной ситуации, что должно нацелить клиента на решение своей реальной проблемы. Заключительный этап должен соответствовать следующим требованиям: • выход из сложившейся проблемной ситуации в метафоре должен быть похожим на то поведение, которое демонстрирует клиент в других ситуациях, то есть должен соблюдаться принцип невнесения советов и веры в то, что клиент сам знает решение; • рекомендации, выраженные в метафорической форме, должны иметь очень обобщенный характер, чтобы клиент мог воспользоваться своим уникальным опытом и средствами в решении проблемной ситуации; • выход из проблемной ситуации, описанный в метафоре, в большей степени должен побуждать клиента к решению проблемы через формирование оптимистического взгляда на сложившуюся ситуацию и видение ее возможного позитивного исхода, чем предлагать какой-то конкретный способ решения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 732. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |