Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы воздействия в интервью. Виды директив




метод описание метода функция метода во время беседы
интерпретация новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Это осно­ва методов воздействия альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
директива (указание) может быть пожелание, ука­зание на действие или хитро­умная техника на основе тео­рии ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ
совет (информация) домашнее задание, пожела­ние, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя давать полезную информа­цию
самораскрыти е психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента связан с приемом обратной связи, построен на «Я-пред-ложениях» психолога. Спо­собствует установлению раппорта.

 

метод описание метода функция метода во время беседы
обратная связь дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие дает конкретные данные для самовосприятия
логическая пос­ледовательность объясняет клиенту логичес­кие последствия его мышле­ния и поведения «Бели, то...» дает клиенту точку отсчета для понимания своих пере­живаний и действий, позво­ляет предвидеть результаты действий
воздействующее резюме часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комби­нации с выводами и резю­мирующими высказывани­ями клиента проясняет, что психолог и клиент добились в ходе бе­седы. Подводится итог того, что сказал психолог. Приз­вано помочь клиенту пере­нести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
открытые вопросы «Кто?» — факты, «Как?» — чувства. «Почему?» — при­чина, «Можно ли?» — общая картина выяснение основных фактов, облегчающих разговор
закрытые вопросы содержат частицу «ли», отвечают кратко сокращают длинный монолог
пересказ повторение сущности слов клиента и его мыслей, ис­пользуя его ключевые слова активизирует обсуждение, показывает уровень пони­мания
отражение чувств обращает внимание на эмо­циональное содержание интервью поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства
резюме в сжатом виде повторяет ос­новные факты и чувства кли­ента полезно повторять периоди­чески во время интервью. Поясняет направление беседы.

Направленное воздействие на клиента осу­ществляется и следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифо­логии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для ^иента.

 21 Диагностика в психологическом консультировании

Анализируя аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика — составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи, как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:

· Что происходит сейчас в жизни клиента?

· Что ожидает клиент от консультирования?

· Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

· Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

· Какова основная психодинамика в жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант узнает о желаемом результате клиента и возможностях достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование.

Диагноз должен отражать стиль жизни клиента, помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента.

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями и проблемами психологического плана. Это могут быть проблемы:

- детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.);
- учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение);

- взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношении).

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть адекватным задачам консультирования. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...